У книжной полки. Анатолий Холодюк. Игуменья Царского Рода. Княжна Татьяна Константиновна, Елеонская игуменья Тамара

24 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

24 января 1890 года в многодетной семье Великого князя Константина Константиновича и Великой княгини Елизаветы Маврикиевны, урожденной принцессы Саксен-Альтенбургской, родилась княжна императорской крови - Татиана. Она была третьим ребенком и старшей дочерью в княжеской семье, где воспитывалось девять детей. Появление на свет в княжеской семье первой дочери осчастливило ее родителей, имевших к 1890 году двух сыновей - четырехлетнего Иоанна и трехлетнего Гавриила. О радости отца - Великого князя Константина Константиновича - говорят его дневниковые записи за январь-июнь 1890 года. Они же свидетельствуют о том, как Константин Константинович сам ездил к Великому князю Сергею Александровичу и просил стать крестным отцом княжны Татьяны. О том, как сложилась жизнь этой девочки, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве «Сергиевского Мемориального фонда» и называется – «Игумения Царского Рода».

***

Перед вами книга, повествующая об игуменье Тамаре, урожденной Княжне Императорской Крови Татьяне Константиновне, в замужестве - княгине Багратион-Мухранской. Это издание продолжает цикл произведений, посвященных Русским подвижникам, подвизавшихся на Святой Земле и нашедших там свой последний приют. Судьба Княжны Татианы, принадлежавшей к российскому Императорскому Дому и воспитанной в высококультурной семье, нашедшей недолгое счастье в любви и пережившей невероятно тяжелые испы­тания, удивительна и поучительна. Она служит примером стойкости, глубокой веры и подлинного человеколюбия. Но, - как отмечает автор, Анатолий Холодюк, к сожалению, жизненный путь и духовные свершения Татьяны Константиновны до сих пор остаются малоизвестными.

Как говорится в издании, все дети в семье Романовых, в том числе и княжна Татиана была религи­озной и уже в подростковом возрасте интересовалась монашеством, о чем вспоминала ее младшая сестра - княжна Вера. В комнате у отца была уста­новлена во весь рост икона равноапостольного царя Константина, и перед нею висела на цепи неугасимая лампада. В доме находилось и очень боль­шое деревянное распятие. В отцовской молельной висело много образов, и всегда перед ними теплилась лампадка. Ежедневно в молельню Великого князя приносили из домовой церкви икону того святого, чей был день в православном календаре. Великий князь устраивал маленьким детям чтения с комментариями Закона Божия и житий тех святых, чьи имена носили дети. Они учили наизусть православные молит­вы и Символ веры.

Для юной княжны Татианы посещение богослужений в дворцовой церкви или в монастырях всегда было праздником. В семье Великого князя дети знали, что только успехи в учении, достойное пове­дение и послушание будут вознаграждены участием в церковных богослужениях. Княжеские дети с юных лет прислуживали священникам, читали евангельские тексты и пели в церкви. Отец требовал, чтобы дети знали наизусть тропари двунадесятых праздников и читали их в положенные дни. Он запрещал своим чадам опаздывать на службу в церковь. Если кто приходил в нее после возгласа диакона «Благослови, Владыко», то провинившийся наказывался отцом. Дети этого боялись и спешили в церковь к началу службы. Однако все они понимали, судил ли их строго отец или хвалил их - любовь его к ним была безмерна. По вечерам, когда дети ложились спать, родители приходили к ним, чтобы присутствовать при их молитве.

Княжна Татиана проходила домашнее обучение под руководством авто­ритетных в России и Санкт-Петербурге преподавателей. Их подбирал для своих детей сам Великий князь Константин Константинович, руково­дивший процессами обучения и воспитания своих детей. В роли талантливого педагога выступал и сам глава семьи, устраивая в доме литературные и музыкальные вечера, а также чтения своих произве­дений. Культура речи и культура общения у Великого князя были в крови. Отец заботился о развитии речевой культуры своих детей, корректиро­вал художественное чтение детьми классических стихотворений. Татиана читала много книг, что развивало не только ее ум, но и речь. К письменному русскому языку и каллиграфии Великий князь относился очень строго, не позволял себе и детям каких-либо вольностей. С детских лет они учились составлять письма своим родителям и друг другу. Юная княжна Татиана сочиняла письма уже с шести лет. В сравнении с братьями она заметно преуспевала в грамотном оформлении текстов своих писем, где нередко фигурировали религиозные мотивы и церковные слова и выражения.

Отец заботился о том, чтобы дети знали православные традиции и народные обычаи. С этой целью он устраивал паломнические путешествия детей по монастырям и известным русским святыням. Княжна Татиана посещала богослужения и в Оптинском монастыре, знакомилась с монахами, приобрела у свечного ящика книжечку «Помянник», где заполняла странички «О здравии» и «Об упокоении». Этот «Помянник» княжна хранила многие годы. Летние каникулы дети проводили с воспитателями на природе, вблизи известных русских монастырей. Родители желали дать детям настоящее русское воспитание, хотели, чтобы те некоторое время пожили в русской деревне, так как они ничего, кроме дворцов и дворцовых парков, не видели в России. Вдохнови­тельницей идеи показать детям настоящую русскую деревню была воспитательница княжны Татьяна Васильевна Олсуфьева.

В 1911 году Татьяна вышла замуж за князя Константина Александровича Багратион-Мухранского. В этом счастливом, но недолгом браке родилось двое детей: Теймураз и Наталия. В 1915 году князь Константин Александрович геройски пал на войне, а после трагических событий, захлестнув­ших Россию в 1917 году, Татьяне Константиновне пришлось эмигрировать вместе с детьми и сопровождавшим ее полковником Александром Васильевичем Короченцовым на Запад, в Швейцарию. Беженцы из России поселились на ферме, расположенной на подъеме горы недалеко от города Веве. Татьяна Константиновна и Александр Васильевич работали на ферме с утра до ночи, воспитывали маленьких детей и ухаживали за домашними животными. Изможденная от физического труда княгиня Татьяна Константиновна вела на ферме жизнь обыкновенной крестьянки, обремененной многими трудами и домашними заботами. После смерти Короченцова Татьяна Константиновна переселилась в Женеву, где стала старостой Крестовоздвиженского храма в юрисдикции РПЦЗ.

Спустя более двух десятилетий пребывания в эмиграции Татьяна Константиновна в 1946 году в Женеве приняла монашеский постриг с именем Тамара и переселилась на Святую Землю, в Иерусалим. Здесь, в Гефсимании она начала монашескую жизнь, а в 1951 году продолжила ее на Елеонской горе. Став игуменьей Свято-Вознесенского монастыря, она многие годы управляла им и скончалась в этой обители в 1979 году. Срок игуменства матушки Тамары, княгини и племянницы греческой королевы, измеряется четвертью века. Годы ее правления – это целая эпоха в истории Елеонского монастыря в Иерусалиме. Сегодня ни для кого не является секретом, что в 50–60 годы прошлого столетия именно игуменья Тамара вместе с обрусевшими сестрами арабского происхождения и другими престарелыми монахинями разных национальностей сохранила для верующих русских людей Спасо-Вознесенский женский монастырь.

Как отмечает автор, все больше людей в Русской Православной Церкви начинают понимать непреходящее значение игуменьи Тамары в истории Елеонской обители. Именно при ее правлении спасалась на Святой горе и Русская духовная миссия РПЦЗ. Подлинное величие игуменьи Тамары было в ее жертвенном служении Христу и людям, причем независимо от их национальностей и вероисповедания. При правлении игуменьи Тамары арабы-христиане охотно отдавали девочек из своих семей в русский монастырь на Елеоне, где уровень воспитания и образования, как и в Вифании, считался очень высоким. Матушка Тамара принимала и детей-сирот. После 24-х лет несения на Елеоне игуменского креста игуменья Тамара почувствовала, что она стала заметно стареть и ей уже трудно исполнять обязанности игуменьи, и в 1975 г. она попросила благословения отойти на покой. А когда сестры стали ее просить отодвинуть сроки ухода на покой, матушка Тамара прочитала им несколько поэтических строчек своего отца, известного под инициалами «К.Р.»:

Когда креста нести нет мочи,

Когда тоски не побороть,

Мы к небесам возводим очи,

Творя молитву дни и ночи,

Чтобы помиловал Господь.

***

Когда игуменья Тамара отошла ко Господу, «все, знавшие ее, ощутили каку­ю-то пустоту». «Ушел человек, и замены ему нет», - говорили они. И действительно, после матушки Тамары трудно было брать в руки игуменский посох ее последовательницам. Игуменский крест нелегок. Неимоверно труден и монашеский подвиг, который взяла на себя игуменья императорской крови Тамара, урожденная княжна Татьяна Константиновна Романова. В этой книге впервые предпринята попытка осмыслить трудную судьбу княгини Татьяны Константиновны, рассказать о монашеской жизни инокини Тамары в Гефсиманской обители и о многосторонней деятельности ее в качестве игуменьи в монастыре на Елеонской горе. Воспоминания воспитанниц матушки Тамары, использованные при написании книги, позволяют приподнять завесу над глубоким духовным миром этой, пожалуй, самой известной русской игуменьи XX века на Святой Земле.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать