У книжной полки. Митрополит Нектарий (Антонопулос). Иеромонах Афанасий (Хамакиотис)

17 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Разглагольствование о вере и бесконечное углубление в догматы иссушают искреннее благочестие человека, жития же и слова старцев просветляют душу, исполняют ее духовных слез». Так говорил старец наших дней, иеромонах Афанасий (Хамакиотис), почивший 17 августа 1967 года. Человек, обладавший редкими духовными дарованиями, украшенный многими добродетелями: кроткий, смиренный, терпеливый и непритязательный, простой и спокойный, рассудительный и мужественный. Его в буквальном смысле слова переполняла любовь к Богу и человеку. Отец Афа­насий был настоящим пастырем и духовником, истинным воином, который благодатью Божией еще при жизни был облачен в одежды святости. О нем рассказывает митрополит Нектарий (Антонопулос) в книге, которая вышла в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется – «Иеромонах Афанасий (Хамакиотис)».

*** 

Как отмечают издатели, эта книга будет интересна и полезна самому широкому кругу читателей. Ее автор, митрополит Арголидский Нектарий, повествует о жизни и жертвенном служении Богу и людям нашего современника, по убеждению многих, святого человека, иеромонаха Афанасия (Хамакиотиса). По словам автора, данный труд - предприятие слишком смелое. Как на нескольких страницах воспроизвести жизнь и образ мыслей этого воина духовной брани, этого святого человека? Ведь духовный опыт, механизм его воздействия на окружающих трудно описать даже тогда, когда ты сам на себе его испытал. Но молчать тоже нельзя. Надеемся, - признается владыка Нектарий, - что любовь старца восполнит наше несовершенство и возместит недостающее.

С этой надеждой автор и попытался, пусть, как он сам пишет, и в несовершенной форме, дать некоторые штрихи к портрету отца Афанасия. Не то, что привлекало именно его, а то, что Владыка видел и пережил, что слышал от авторитетных людей, говоря словами апостола Иоанна: то, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматри­вали и что осязали руки наши (1 Ин. 1:1). Быть может это несовершенное и скупое описание жизни отца Афанасия, по словам митрополита Нектария, станет одним из подспорий всем тем братьям во Христе, которые идут по пути духовной брани. Заслуживает интереса то, что Цер­ковь наша не ограничивается изложением опыта духовной жизни, она являет конкретные примеры, т. е. показывает людей, практически воплотивших евангельские истины в своей жизни.

Ведь не случайно, что каждый день года посвящен па­мяти того или иного святого. Не случайно и то, что многие великие святые посвятили себя описанию жизни других святых. Вне всякого сомнения, они считали это очень важ­ной задачей. Все эти жития стали духовной пищей народа Божия. Жития святых стали любимым чтением людей, них воспитывались целые поколения. Верующие люди видели и видят в этих текстах угодников Божиих, утвердивших всей своей жизнью те истины, которые проповедовал и раскрывал миру Иисус Христос. Например, - отмечает владыка Нектарий, - старец Софроний в житии преподобного Силуана Афонского писал: «Со времени Иоанна Богослова, за истекшие девятнад­цать веков, прошли целые сонмы таких свидетелей. Но сей последний нам особенно дорог потому, что он был нашим современником.

Часто христиане совершенно обоснованно и естественно стремятся иметь ощутимые подтверждения своей веры. Иначе изнемогают они в своем уповании, а по­вествования о чудесах давно минувших дней в их сознании становятся мифом. Вот почему так важно повторение подобных свидетельств и так дорог нам этот новый свидетель, в лице которого можно видеть самые драгоценные проявле­ния нашей веры. Мы знаем, что и ему мало кто поверит, как немногие поверили в свидетельство прежних отцов. И во все не потому, что свидетельство ложно, а потому, что вера обязывает к подвигу». Вспоминая эти слова старца Софрония, автор желает всем читателям, чтобы житие приснопамятного отца Афанасия, представляющее собой новую страницу жизни во Христе на земле, стало гласом, пробуждающим наше уснувшее сознание.

Давайте прочтем несколько фрагментов этой книги, чтоб нам через это краткое знакомство узнать старца Афанасия, как человека Божия, с детства возлюбившего Бога. Из повествования мы узнаем, что «земная родина старца — маленькая живописная деревушка Турлада, расположенная на высоте семисот восьми­десяти метров над уровнем моря, на лесистых горных скло­нах в окрестностях города Калавриты. Родители старца — это благочестивые крестьяне, уроженцы Турлады, Василий и Константина. Родился старец в 1891 году и крещен был в сельском храме Святого апостола Андрея Первозванного. При кре­щении он был наречен Георгием. В семье, кроме него, было еще трое детей. Все дети росли в несуетной, спокойной семейной среде, в атмосфере сельской жизни. Родители старца были людьми бедными и простыми. Они воспитывали своих де­тей в учении и наставлении Господнем. Иеромонах Афанасий с благодарностью вспоминал своих родителей и всегда подчеркивал их благочестие.

Турлада, как, впрочем, и все окрестные селения, за не­сколько десятилетий до рождения старца испытала на себе благотворное влияние проповеди Христофора Папулакоса. Это был горячий в своей вере монах, родом из Абуны — соседней с Турладой деревни. Очевидно, рассказы старожилов о жизни и проповедях Папулакоса, которые буквально потрясали души людей, и стали источником духовных ис­каний маленького Георгия. Мальчика с ранних лет отличали собранность, скром­ность, доброта и тяга ко всему, что связано со священством. Сельский храм и все близлежащие часовни были излюбленным местом, где отрок проводил время. Наклонности мальчика отмечали все и говорили: «Этот ребенок несомненно священником станет, второй Папулакос из него выйдет». И дома родители всегда ставили его в пример другим детям: «Берите пример с Георгия». Родители много работали, чтобы поднять ребятишек. Мать часто говорила: «Хочу, чтобы они получили хорошее образование, может и священниками сподобятся стать». Мечты матери сбылись.

В пятнадцать лет, в июле 1906 года Георгий принимает серьезнейшее решение — посвятить себя Богу. Свой выбор он останавливает на монастыре, который находится на расстоянии шестичасового пути от дома. Это Святая Лавра. Он уходит туда и становится послушником. В октябре 1913 года дает монашеские обеты и его нарицают именем Афанасий, в честь великого святителя, и чести этой он, как отмечает автор, не уронит. В 30 лет – он становится священником, в 39 – духовником. «Отец Афанасий, пишет владыка Нектарий, с честью пронес свое «духовническое служение» — так, как очень немногие духовники. Тысячи людей получили отдохновение под его епитрахилью и приведены были «к законам спасения».

После двадцати пяти лет пребывания в Святой Лавре старец Афанасий покинул монастырь. Одна из главных причин — ухудшение состояния здоровья. Сам батюшка говорил, что страдал плевритом: «Мне было так худо, что многие, видев­шие меня тогда, думали, что у меня туберкулез». Влажный климат той местности, где располагалась Лавра, еще более усугублял положение. В поисках лучших условий 1 июля 1931 года он приехал в Афины. Храм Вознесения — подворье афонского монасты­ря Симонопетра в столичном районе Вирон — стал местом его нового служения. Но ненадолго. Затем были и другие храмы, пока старец не приехал в живописный пригород Афин – Марусион, ставший тем местом, которое отец Афанасий полюбил всем сердцем, так же как и свою Святую Лавру. Здесь он служил настоятелем храма с чтимой иконой Бо­жией Матери «Одигитрия», целых двадцать семь лет. Последним его приютом стала основанная им пустынь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Фанеромени», что значит «Явленная». Более подробный рассказ о жизни старца Афанасия, читайте на страницах этой книги.

***

В эпилоге книги митрополит Нектарий пишет: «Завершая свое повествование, мы понимаем, сколь бедными красками мы отобразили великий образ святого старца. Но как можно на нескольких страницах изложить целую жизнь, полную духовного делания? О такой жизни можно сказать словами Патерика: «Ибо дела его выше повествования». И хотя наш рассказ получился не очень искусным, он все же дает нам возможность понять, с одной стороны, величие блаженного старца и, с другой — свою ду­ховную нищету. Может быть, чтение этой книги пробудит в читателе благие устремления, направит ум его к подвижни­ческим помыслам, побудит в нем желание потрудиться ради собственного духовного возрастания». Этими словами владыки Нектария мы и завершаем нашу программу. Новинки православной литературы спрашивайте в церковных книжных лавках. А я с вами прощаюсь. Всего вам доброго.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать