Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Очень часто Господь наш Иисус Христос, раскрывая народу Свое евангельское учение, говорил с ним притчами. Зная состояние Своих слушателей, Господь предлагал им и соответствующие иносказательные рассказы. Народу простому и неученому, Он напоминал о горчичном зерне, о траве и семени, и других обычных вещах, и примеры, взятые Спасителем из обыденной жизни и окружающей природы, помогали слушающим запомнить Его слова и вдуматься в них. Прошло около двух тысяч лет, но эти притчи по-прежнему актуальны, и не устареют никогда. Однако, как и во дни земной жизни Христа, от многих из нас сокрыто знание Божественных истин. На протяжение веков святые отцы и проповедники объясняли значение слов Спасителя. Избранные толкования на притчи собраны на страницах книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию.
***
Книга «Евангельские притчи Господа нашего Иисуса Христа с толкованиями святых отцов и учителей церковных» была подготовлена кандидатом богословия Василием Владимировичем Черновым. В ней собраны избранные толкования евангельских притч, составленные как великими отцами и учителями древней Церкви, так и известными православными подвижниками, проповедниками и богословами нашего времени: от святителей Иоанна Златоуста, Григория Нисского, блаженного Феофилакта Болгарского до праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Аверкия (Таушева), митрополита Антония Сурожского и других известных архипастырей и пастырей. После каждого отрывка указанно, из какого конкретно произведения толкователя, и, по возможности, из какой именно главы он заимствован.
Еще раз повторю, что притчи Христовы - это краткие наставления, образы для которых Господь заимствовал из окружающей жизни. Некоторые притчи Спаситель особо изъяснял ученикам наедине, но в основном Он рассказывал их без всякого дополнительного пояснения, оставляя слушателям самим вникать в Его слова и разуметь значение приводимых примеров и подобий. Сам жанр притч, как особо измышленных поучительных историй, служащих для пояснения действительных ситуаций, известен еще в Ветхом Завете. К таким притчам относятся история Иофама о деревьях, избирающих себе царя (Суд. 9, 7-20) или повесть о богаче, отнявшем у бедняка единственную овцу, рассказанная пророком Нафаном царю Давиду.
В Евангелии содержится примерно тридцать притч Господа Иисуса Христа, а также несколько небольших поучительных рассказов, которые также часто причисляются к притчам. Самые известные из них: «О свече на подсвечнике», «О сеятеле», «О горчичном зерне», «О злых виноградарях», «О званных и избранных», «О сокровище в поле», «О талантах», «О блудном сыне», «О мытаре и фарисее» и многие другие. В этой книге все притчи распределены в следующем порядке: сначала рассматриваются те из них, что встречаются в трех Евангелиях, затем только те, что встречаются в двух, и наконец, только в одном Евангелии. Первая из представленных в этой книге притч – «О свече на подсвечнике». Ее можно найти у евангелистов-синоптиков – Матфея, Марка и Луки.
Вспомним это поучительное наставление, как оно записано в Евангелии от Матфея. Во время Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал Своим ученикам и последователям: «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 13–16). Объяснение этих евангельских слов предлагает нам святитель Иоанн Златоуст. В частности, святой отец пишет: «Этими словами Христос опять побуждает учеников Своих к строгой жизни, научая их быть осторожными, так как им надлежало явиться перед лицом всех и подвизаться на поприще целого мира. Не смотрите, говорит, на то, что мы сидим теперь здесь, что мы находимся в самой малой частичке мира. Нет, — вы так будете приметны всем, как город, стоящий на верху горы, как светильник, поставленный на подсвечнике и светящий всем, находящимся в доме».
Еще, по словам святителя, Господь говорит ученикам: «Я возжег свет, а вы своим старанием должны поддерживать этот свет, — и это не для себя только самих, но и для других, которые должны воспользоваться его сиянием и руководствоваться им к истине. Злословие, - уверяет их Спаситель, - нимало не затмит вашего света, если вы должным образом станете проводить жизнь свою, если будете жить так, как подобает людям, которые должны обратить всю вселенную. Покажите жизнь вполне достойную благодати, чтобы благовествование ваше везде оправдывалось вашей доброй жизнью». Своими словами Иисус Христос не только наставляет учеников, побуждая их к благовествованию, но также показывая Свое могущество, требует смелости от них в предстоящих гонениях.
А теперь эту притчу прочитаем у апостола Марка: «И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит! (Мк. 4, 21–25). Блаженный Феофилакт Болгарский объясняет притчу так: «Здесь Господь научает апостолов быть светлыми по жизни и поведению. Как светильник поставляется для того, чтобы светить, так и ваша жизнь, — говорит, — будет видна всем, и все будут смотреть на нее. Поэтому старайтесь вести жизнь добрую; ибо вы поставлены не в углу, но служите светильником, а светильника не скрывают под кровать, но ставят на виду, на подсвечнике. И из нас каждый есть светильник, который должен быть поставлен на подсвечнике, то есть на высоте жизни по Богу, дабы мог светить и другим, а не под спудом чревоугодия и заботы о пище и не под кроватью бездействия. Ибо никто, занятый попечением о пище и преданный лености, не может быть светильником, светящим своей жизнью для всех».
Ну и наконец, прочитаем притчу о свече в Евангелии от Луки. Евангелист приводит так слова Спасителя: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. (Лк. 8, 16–18)». Для объяснения этих слов, автор-составитель предлагает читателям обратиться к толкованию святителя Феофана Затворника. «Нет ничего тайного, - пишет святой отец, - что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». Стало быть, как бы мы ни прятались с своими худыми делами, Им независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет.
Что же это за хартия, на которой пишется эта запись? Совесть наша. Заставляем мы ее иногда молчать — она и молчит. Но хоть и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись делам нашим. Как же быть, если там записано много худого? Надо изгладить написанное. Чем? Слезами покаяния. Эти слезы все смоют и следа никакого не останется от того худого, что было записано. Если же не смоем, то на суде придется самим перечитать все написанное. А так как тогда правда будет властною в сознании, то сами же и суд себе произнесем, а Господь утвердит его. Тогда будет решение безапелляционное, потому что всякий сам себя осудит, до других же и дела никому не будет. И все это совершится во мгновение ока: взглянешь и увидишь, что ты такое; и от Господа вездесущего тотчас же услышишь подтверждение суда; а затем всему конец». Вот такое толкование притчи предлагает нам святитель Феофан Затворник, а прислушаться к его словам, и запечатлеть их в сердце своем стоит всем нам.
***
Святые отцы заповедали каждый день укреплять душу духовной пищей, словом Божиим. Вера, которая не питается и не укрепляется словом Божиим, оскудевает и исчезает. Но очень часто, по словам святителя Феофана Затворника, «прочитанное не вмещается в голове, ум не может внимать ему и объять его, словно речь идет... о предметах из неведомой области. Вот тут и нужен толкователь, знакомый с тем, о чем идет речь». Со времен христианской древности к притчам Христовым обращались пастыри Церкви, объясняя их смысл народу. Ведь слово Христа Спасителя, возвещенное Им в притчах, как и прежде, так и сегодня продолжает звучать в Церкви и зажигать людские сердца, ибо, по слову апостола, «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 38. Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 37. Священник Константин Корепанов
Благая часть. 2 мая 2024
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Учимся растить любовью. Православные настольные игры
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!