Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Преподобный Серафим Саровский, который в течение каждой недели прочитывал все Евангелие, Деяния и Послания апостолов, так говорил про чтение Священного Писания: «Через это не только душа моя, но и самое тело услаждается и одухотворяется. При чтении Св. Писания я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизнь и страдания Его и день и ночь славословлю, хвалю и благодарю Искупителя моего за все Его милости, изливаемые к роду человеческому и ко мне, недостойному». Каждый христианин, подобно святому Серафиму, должен любить Евангелие, перечитывать его постоянно и размышлять над ним. А о чем нам напоминает Евангелие в дни Великого поста? Об этом вы узнаете из книги, которая вышла в свет в издательстве Никея и называется – «Евангелие Великого поста. Вместе с современными отцами».
***
«Евангелие Великого поста. Вместе с современными отцами» — это издание, включающее в себя фрагменты из Евангелия, которые принято читать в Великий пост. В книге представлено 20 отрывков из Евангелия, а чтобы читатель смог проникнуться глубиной евангельских текстов, они приведены на русском и церковнославянском языках. Комментируют их современные священнослужители: епископ Феоктист (Игумнов), протоиереи Павел Великанов и Андрей Андронов, священники Дмитрий Барицкий и Стефан Домусчи. Чтение этой книги, по мнению издателей, поможет понять суть Великого поста и провести это время осознанно, с пользой для духа и души.
В предисловии книги протоиерей Павел Великанов пишет: «Великий пост потому и назван Великим, что это исключительное время для любого верующего христианина. Время, когда корабль нашей жизни плавно разворачивается к самому оптимальному маршруту. Но те его составляющие, которые мы привыкли выделять особо: строгость пищевого воздержания, обилие молитв, частое посещение богослужений, резкое ограничение любых развлечений, - всего лишь средства, инструментарий для выделки наших душ. Настоящая борьба происходит внутри, в самом теле нашей жизни. Речь идет о более сложном, глубоком и весомом изменении нашей сущности и главной цели Великого поста — о покаянии.
А иначе, как отмечает отец Павел, можно весь Великий пост соблюдать как следует, регулярно исповедуясь и причащаясь, а прийти к Пасхе пустым и глухим. Чтобы уберечь нас от такого печального итога, Церковь предлагает нам еще и еще раз возвращаться к Евангелию. Вспоминая события земной жизни Спасителя, размышляя о том, чего стоило Христу развязать нас от пут диавола и греха, мы сумеем увидеть, чего именно Он ожидает от нас самих. Не предвкушение великопостных подвигов мы должны испытать, а стыд и страх перед Ликом Христа, Который за каждого из нас не пожалел отдать Свою безгрешную жизнь.
В этом стыде и страхе мы, по мнению священника, можем увидеть грядущий пост по-иному. Не как средство маркировать себя православным, увидеть в себе истинного подвижника. Не как неприятный и напряженный период, который лишь бы поскорее закончился. Мы призваны ощутить пост как наш совершенно свободный, произвольный и сознательный ответ Христу. Как дар Ему. Как форму благодарности Ему. Как исключительную возможность самим сделать то, что Бог вместо нас сделать никак не может. Мы не в состоянии ничего дать Богу, вся Вселенная и так — Его достояние, но мы можем свободно ограничить или даже лишить себя того, чем нам разрешено пользоваться!
Как легок пост, когда постишься не вынужденно, но произвольно и сознательно, когда ощущаешь этот дар свободы — сделать себя опустошенным ради Христа, вычистить самые потаенные глубины своей души, прикоснуться к самой сердцевине своей личности, не в теории, а на опыте познать свою слабость и нищету, бестолковость и коварство, мелочность и непотребство! Увидеть себя самого в новом ракурсе — неожиданном, неприятном, пугающем. И вот тогда зарождается настоящее покаяние — не привычная жалоба Богу, а глубинный вопль, сильнейшая жажда, острейшая потребность в настоящем вхождении Бога в нашу жизнь. И вот здесь становятся нужны и труды, и пост, и молитва, без которых наше зреющее покаяние может зачахнуть, а мы — снова свалиться в беспросветную суету будней и мелочных удовольствий».
И конечно, необходимо нам чтение Святого Евангелия, в котором содержатся ответы на все вопросы человека, какие только могут возникнуть в его жизни. А дает ответы Сам Господь. Поэтому и читать Евангелие надо с благоговением, вдумчиво, обязательно с толкованиями или с разъяснениями современных пастырей. Комментарии последних мы и находим в этой книге. Собранные евангельские тексты идут в четкой последовательности, что помогает тем, кто не может посетить все службы, увидеть целостный сюжет евангельских событий. Так, к примеру, завтрашний день называется Лазаревой субботой, когда мы вспоминаем воскрешение Лазаря.
Как отмечает протоиерей Павел Великанов, «пространное и подробное евангельское чтение о воскрешении Лазаря помогает нам прикоснуться к тайне последних дней земной жизни Христа Спасителя. В этих строках апостол Иоанн неоднократно подчеркивает особую любовь Спасителя к семье Лазаря, описывает, как Иисус прослезился, подходя к месту погребения друга. Рассказ не оставляет ни малейшего сомнения в том, что Христос — настоящий живой человек, со всеми свойственными людям эмоциями и глубиной переживаний, но при этом обладающий такой властью, которая принадлежит только Господу Богу. По словам отца Павла, воскрешая Лазаря при большом стечении народа, в окружении раздраженной иудейской элиты, «будет тождественно подписанию смертного приговора Самому Себе. Для Христа очевидно: ценой воскрешения Лазаря будет Его собственная смерть».
Но, как говорит апостол Павел, «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5: 8). Воскрешение Лазаря — яркий пример именно такой любви — любви жертвенной, любви без условий, любви, не задающейся вопросом о цене, которую придется заплатить. Такая любовь не меняется даже тогда, когда в ответ — лишь пустое и холодное безразличие. Она не ищет своего, но только пользы другого. Как же важно помнить об этом в предстоящие святые дни, когда мы будем стоять у Креста Господня, взирать на Него и понимать: да, Такой Он — наш Бог, Бог любви и милосердия, Бог бесконечной деликатности и кротости. Бог, не жалеющий ради нас с вами ничего — даже Своей собственной жизни!»
***
Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. "Без чтения душно и душа голодает", - говорит свт. Феофан Затворник. А тогда, когда наша молитва становится холодной и рассеянной, духовное чтение, а особенно же чтение Евангелия, помогает ее оживить. Великий пост - это время усиленной молитвы и, конечно, чтения Евангелия. В этой книге собраны размышления глубоко верующих людей на евангельские чтения Великого поста. Они призваны помочь нам не превратить Великий пост в ритуальный, но прожить его так, чтобы принести в дар Богу нашу благодарность, веру и решимость остаться с Ним навсегда.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!