Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский - выдающийся сербский архипастырь и богослов 20 столетия. Прожив долгую жизнь, полную испытаний и скорбей, но вместе с тем и радостей по Бозе, святитель оставил после себя богатейшее духовное и литературное наследие. Оно насчитывает 15 объемистых томов, содержащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых - беседы «Над грехом и смертью», «Омилии», «Охридский пролог», «Нагорные проповеди», «Слово о Всечеловеке» и многие другие духовные жемчужины. А среди них – «Жизнеописание Господа нашего Иисуса Христа. Единый Человеколюбец». Этот небольшой по объему, но очень важный по содержанию труд святителя вышел в свет в издательстве «Новое Небо» и занял свое место на нашей книжной полке.
***
В своем незавершенном труде «Жизнеописание Господа нашего Иисуса Христа: Единый Человеколюбец» святитель Николай Сербский касается важных и трудных мест Евангельской истории и объясняет их своей пастве, используя богатый арсенал образования, интеллекта и духовного опыта. Необычный взгляд владыки — один из самых интересных опытов толкования Священного Писания в XX веке. Являясь воссозданием истории земной жизни Господа Иисуса Христа, произведение «Единый Человеколюбец», по словам главного редактора трудов святителя, Ильи Михайловича Числова, отличается глубочайшим проникновением, своего рода «вживанием» в события земной жизни Спасителя, позволяет по-новому взглянуть на знакомые и ставшие привычными евангельские сюжеты, открывая в них все новые смыслы.
В этом произведении поднимается давний вопрос соотношения и взаимоотношения «земной и небесной логики». Предваряя весь свой рассказ, автор пишет: «В начале было Слово. И Бог был Словом. И в Боге Слове была вся истинная небесная логика (Ин. 1:1–10). Вечная и неизменная, преисполненная силы истины, теплоты любви и сияния жизни. Этой Своей небесной и живой логикой Бог Слово сотворил всё созданное на небе и на земле. И без Него ничто не начало быть, что начало быть, равно как без Него ничто из небытия не получило бытие». Но, как отмечает святитель, «далеко отступив от Бога, грешные люди отстранились и от небесной логики, так что их помыслы настолько же удалились от Божиих мыслей, насколько небо отстоит от земли (Ис. 55:8–9).
Забвением сокрыв от себя небесную логику, которой Адам прежде грехопадения обладал в полной мере, теснимые страхом перед бунтующей вокруг них природой, люди выдумали свою – земную – логику, которую взяли на вооружение и которой и по сей день многие только [и] пользуются – к уничижению своего Творца и к собственной погибели. Отвергли они Слово Божие и сделались бессловесными. Бессловесной и бессмысленной стала и вся их жизнь, с чем они вполне мирятся. Поэтому, когда Бог Слово явился как человек во плоти, мир – тот мир, который Он создал, – не познал Его. Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1:11). Не приняли Его и не поверили Ему».
По словам Ильи Михайловича, вопрос соотношения и взаимоотношения «земной и небесной логики» является на протяжении десятилетий одной из главных проблем современного христианского мира. И он стал особенно актуальным в наши дни, отмеченные печатью чисто плотского смятения и страха, равно как и чужеродного мудрования. «Безгрешный Адам, - пишет святитель Николай, - в раю даже не спросил бы Бога: Кто Ты? Узнал бы он Его как начало и свое собственное, и всего прочего». Столь же логичным было поведение и ветхозаветного праведника Авраама, «хотя и рожденного под грехом, вне рая», однако в любой ситуации «принявшего бы ответ Спасителя как истинный». «Но дальние потомки Авраама, – как отмечает Святитель, – не познали Христа и не признали.
Глубоко погрязнув в земной, ложной логике, не могли они постичь логику истинную, небесную – логику Бога Слова – Божественного Логоса. Его логика была им противна и ненавистна. И, будучи не в состоянии ни постигнуть ее, ни совладать с нею, они в гневе схватили камни, чтобы умертвить Его. Неоднократно покушались они на убийство, но не удалось им это до назначенного времени. Наученные человеконенавистником-сатаной пытались они убить Единого Человеколюбца, полного благодати и истины (Ин. 1, 14), снисшедшего на землю, чтобы возвратить людей к логике небесной и тем самым сделать их сынами Божиими».
Итак, как пишет святитель, - здесь столкновение двух логик, небесной и земной, словесной и бессловесной. В конечном же счете – противостояние Христа и сатаны. Оно простирается с Христова рождения, когда Ирод хотел убить Его, и вплоть до Его смерти на кресте. Лишь памятуя о противоборстве двух названных логик, - отмечает автор, - можно понять Новый Завет, а равно и всю историю Церкви до сего дня и до скончания века». Далее святитель Николай рассматривает такие моменты Священной истории, как Благовестие Пресвятой Богородице, рождение Спасителя в пещере, Его необычное прославление в день рождения, знакомство Иисуса Христа и Иоанна Предтече, которое состоялось еще когда оба младенца были во чреве своих матерей. «Для земной логики – пишет святитель, - это невозможно, но для небесной – бесспорно».
Говоря о рождении Богомладенца Христа в пещере, автор отмечает: «Не подобает ни Богу, ни человеку вести брань с сатаной тем же самым оружием. С сатанинской антилогикой борьбу следует вести небесной логикой. Против его лжи выставляют истину, против его ненависти к Богу и человеку ополчаются любовью к Богу и человеку, против надменного превозношения и горделивости ратуют смирением и кротостью. Предположим, что сатане дано было бы право выбора места, где предпочел бы он родиться. Вне всякого сомнения, указал бы он на самый роскошный царский дворец, стоящий на какой-нибудь выспренней земной высоте. И это соответствовало бы его антилогичной кичливости.
[Но] не так [поступил] Иисус, Сын Всевышнего и Бог Слово, не так. Тот, Кто в дальнейшем будет восхвалять нищих духом и кротких, обещая первым Царство Небесное, а вторым – наследие земли (Мф. 5:3, 5), Сам показал Себя последним из нищих, родившись не в палатах и не на какой-либо многозначительной высоте земли, и даже не на земле, а в подземелье, и, как кроткий Агнец Божий, избрал для сего овечий загон». Почему именно здесь? На этот и другие вопросы отвечает святитель Николай в книге «Единый Человеколюбец». К сожалению, она осталась без обычного завершения. Господь призвал к Себе Владыку из сего мира и жизни, так что этот труд его остался незаконченным. Написал он девятнадцать глав, а в книге их должно было быть свыше пятидесяти.
***
На протяжении 50 лет, вплоть до блаженной кончины, святитель Николай Сербский неустанно трудился на ниве духовного и нравственного возрождения. Этой (до сих пор) насущной проблеме была посвящена вся жизнь и деятельность святителя: его живое проповедничество, его непрерывное творчество. Слово Сербского святителя проистекало не только из соприкосновения с правдой сего мира, но и с глубокой основой всего сущего. Личность Христа основала стержень его делания, его мышления, а слова Христа: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» - были для Владыки Николая всем и вся. Евангельской проповедью наполнены и все духовные произведения святителя. И доказательством тому является также книга «Единый Человеколюбец».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!