У книжной полки. Святитель Николай Сербский. Жизнеописание Господа нашего Иисуса Христа. Единый Человеколюбец

16 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский - выдающийся сербский архипастырь и богослов 20 столетия. Прожив долгую жизнь, полную испытаний и скорбей, но вместе с тем и радостей по Бозе, святитель оставил после себя богатейшее духовное и литературное наследие. Оно насчитывает 15 объемистых томов, содержащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых - беседы «Над грехом и смертью», «Омилии», «Охридский пролог», «Нагорные проповеди», «Слово о Всечеловеке» и многие другие духовные жемчужины. А среди них – «Жизнеописание Господа нашего Иисуса Христа. Единый Человеколюбец». Этот небольшой по объему, но очень важный по содержанию труд святителя вышел в свет в издательстве «Новое Небо» и занял свое место на нашей книжной полке.

***

В своем незавершенном труде «Жизнеописание Господа нашего Иисуса Христа: Единый Человеколюбец» святитель Николай Сербский касается важных и трудных мест Евангельской истории и объясняет их своей пастве, используя богатый арсенал образования, интеллекта и духовного опыта. Необычный взгляд владыки — один из самых интересных опытов толкования Священного Писания в XX веке. Являясь воссозданием истории земной жизни Господа Иисуса Христа, произведение «Единый Человеколюбец», по словам главного редактора трудов святителя, Ильи Михайловича Числова, отличается глубочайшим проникновением, своего рода «вживанием» в события земной жизни Спасителя, позволяет по-новому взглянуть на знакомые и ставшие привычными евангельские сюжеты, открывая в них все новые смыслы.

В этом произведении поднимается давний вопрос соотношения и взаимоотношения «земной и небесной логики». Предваряя весь свой рассказ, автор пишет: «В начале было Слово. И Бог был Словом. И в Боге Слове была вся истинная небесная логика (Ин. 1:1–10). Вечная и неизменная, преисполненная силы истины, теплоты любви и сияния жизни. Этой Своей небесной и живой логикой Бог Слово сотворил всё созданное на небе и на земле. И без Него ничто не начало быть, что начало быть, равно как без Него ничто из небытия не получило бытие». Но, как отмечает святитель, «далеко отступив от Бога, грешные люди отстранились и от небесной логики, так что их помыслы настолько же удалились от Божиих мыслей, насколько небо отстоит от земли (Ис. 55:8–9).

Забвением сокрыв от себя небесную логику, которой Адам прежде грехопадения обладал в полной мере, теснимые страхом перед бунтующей вокруг них природой, люди выдумали свою – земную – логику, которую взяли на вооружение и которой и по сей день многие только [и] пользуются – к уничижению своего Творца и к собственной погибели. Отвергли они Слово Божие и сделались бессловесными. Бессловесной и бессмысленной стала и вся их жизнь, с чем они вполне мирятся. Поэтому, когда Бог Слово явился как человек во плоти, мир – тот мир, который Он создал, – не познал Его. Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1:11). Не приняли Его и не поверили Ему».

По словам Ильи Михайловича, вопрос соотношения и взаимоотношения «земной и небесной логики» является на протяжении десятилетий одной из главных проблем современного христианского мира. И он стал особенно актуальным в наши дни, отмеченные печатью чисто плотского смятения и страха, равно как и чужеродного мудрования. «Безгрешный Адам, - пишет святитель Николай, - в раю даже не спросил бы Бога: Кто Ты? Узнал бы он Его как начало и свое собственное, и всего прочего». Столь же логичным было поведение и ветхозаветного праведника Авраама, «хотя и рожденного под грехом, вне рая», однако в любой ситуации «принявшего бы ответ Спасителя как истинный». «Но дальние потомки Авраама, – как отмечает Святитель, – не познали Христа и не признали.

Глубоко погрязнув в земной, ложной логике, не могли они постичь логику истинную, небесную – логику Бога Слова – Божественного Логоса. Его логика была им противна и ненавистна. И, будучи не в состоянии ни постигнуть ее, ни совладать с нею, они в гневе схватили камни, чтобы умертвить Его. Неоднократно покушались они на убийство, но не удалось им это до назначенного времени. Наученные человеконенавистником-сатаной пытались они убить Единого Человеколюбца, полного благодати и истины (Ин. 1, 14), снисшедшего на землю, чтобы возвратить людей к логике небесной и тем самым сделать их сынами Божиими».

Итак, как пишет святитель, - здесь столкновение двух логик, небесной и земной, словесной и бессловесной. В конечном же счете – противостояние Христа и сатаны. Оно простирается с Христова рождения, когда Ирод хотел убить Его, и вплоть до Его смерти на кресте. Лишь памятуя о противоборстве двух названных логик, - отмечает автор, - можно понять Новый Завет, а равно и всю историю Церкви до сего дня и до скончания века». Далее святитель Николай рассматривает такие моменты Священной истории, как Благовестие Пресвятой Богородице, рождение Спасителя в пещере, Его необычное прославление в день рождения, знакомство Иисуса Христа и Иоанна Предтече, которое состоялось еще когда оба младенца были во чреве своих матерей. «Для земной логики – пишет святитель, - это невозможно, но для небесной – бесспорно».

Говоря о рождении Богомладенца Христа в пещере, автор отмечает: «Не подобает ни Богу, ни человеку вести брань с сатаной тем же самым оружием. С сатанинской антилогикой борьбу следует вести небесной логикой. Против его лжи выставляют истину, против его ненависти к Богу и человеку ополчаются любовью к Богу и человеку, против надменного превозношения и горделивости ратуют смирением и кротостью. Предположим, что сатане дано было бы право выбора места, где предпочел бы он родиться. Вне всякого сомнения, указал бы он на самый роскошный царский дворец, стоящий на какой-нибудь выспренней земной высоте. И это соответствовало бы его антилогичной кичливости.

[Но] не так [поступил] Иисус, Сын Всевышнего и Бог Слово, не так. Тот, Кто в дальнейшем будет восхвалять нищих духом и кротких, обещая первым Царство Небесное, а вторым – наследие земли (Мф. 5:3, 5), Сам показал Себя последним из нищих, родившись не в палатах и не на какой-либо многозначительной высоте земли, и даже не на земле, а в подземелье, и, как кроткий Агнец Божий, избрал для сего овечий загон». Почему именно здесь? На этот и другие вопросы отвечает святитель Николай в книге «Единый Человеколюбец». К сожалению, она осталась без обычного завершения. Господь призвал к Себе Владыку из сего мира и жизни, так что этот труд его остался незаконченным. Написал он девятнадцать глав, а в книге их должно было быть свыше пятидесяти.

***

На протяжении 50 лет, вплоть до блаженной кончины, святитель Николай Сербский неустанно трудился на ниве духовного и нравственного возрождения. Этой (до сих пор) насущной проблеме была посвящена вся жизнь и деятельность святителя: его живое проповедничество, его непрерывное творчество. Слово Сербского святителя проистекало не только из соприкосновения с правдой сего мира, но и с глубокой основой всего сущего. Личность Христа основала стержень его делания, его мышления, а слова Христа: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» - были для Владыки Николая всем и вся. Евангельской проповедью наполнены и все духовные произведения святителя. И доказательством тому является также книга «Единый Человеколюбец».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать