Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Как всё преходящее, прошла и Святая Четыредесятница, подходит к концу и Страстная седмица. По словам протоиерея Валентина Амфитеатрова, «счастье и похвала тем, кто в течение» этого времени «узнал, что он идет вперед по пути жизни. Скорбь тем, кто пережил» его, «не думая, что земная жизнь есть путь к небу. Благо и радость тем, кто в течение поста искал пользы своей душе. Грустно за тех, кто и в это душеспасительное время не замечал, что у него есть душа». Душа, которая страждет от греховной болезни, которая полна различных страстей. Во время длинного великопостного пути нам дается возможность получше вглядеться в себя, в глубину своего сердца, увидеть те плевелы, которые всеял диавол, и начать борьбу с ними. Главное, что мы должны принести Господу по окончании этого периода – это подвиг нашего покаяния. Об одном из величайших сокровищ, дарованных Церкви Господом, рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Московской Патриархии. Она называется – «Покаяние как исцеление: О таинстве Исповеди».
***
Итак, таинство Покаяния является одним из величайших сокровищ, которые Господь Иисус Христос даровал Церкви. Но что такое Покаяние? Как исповедоваться правильно и в чем именно надо исповедоваться? Что способствует более глубокому покаянию? Какие дары обретает душа благодаря этому удивительному таинству? И как сделать так, чтобы душа умела побеждать в себе грех и обретала радость в Боге? Об этом повествует книга священника Валерия Духанина - «Покаяние как исцеление: О таинстве Исповеди». В предисловии автор пишет: «Если бы мы своими глазами увидели, как воскрес мертвый или исцелился безнадежно больной, то признали бы это за величайшее чудо. Но практически рядом с каждым из нас ежедневно в церкви вершится несравненно большее чудо. Души людей исцеляются от тяжелейших недугов греха и воскресают от вечной смерти к жизни с Богом в таинстве Покаяния!
Покаяние, - отмечает автор, — самая суть христианской жизни. Это переход от зла к добру, от греха к добродетели. И на самом деле такой перемены чает все человечество. Ведь рано или поздно практически каждый готов сказать: «Как хотелось бы начать жизнь с чистого листа, стереть то, что я натворил, стать новым». В одном художественном фильме главный герой — предприниматель-миллионер — бесцеремонно устранял неугодных ему людей, а затем сам оказался на их месте. Ради спасения от конкурентов ему изменили внешность и при помощи гипнотизера стерли память. Спустя некоторое время, начиная узнавать о своем прошлом правду, он пришел в ужас от того, какие дела он творил. В его сознании возникло неприятие самого себя, и вместе с тем он почувствовал в себе борьбу нового со старым. Чтобы начать совершенно другую жизнь, жизнь с любимой, он еще раз стирает память о прошлом.
Этот фильм, по словам отца Валерия, - отражает живущую в людях жажду обновления, желание начать жизнь с чистого листа, без прошлых ошибок, грехов и злодейств, которые преследуют душу и не дают ей быть счастливой. Оказывается, весь мир тоскует об очищении, люди просто не признаются в этом, но каждый в душе говорит: «Как я хотел бы загладить прошлые ошибки». Мир жаждет очищения, но не знает средств к этому. А ведь такое средство есть — это покаяние! Оно способно обновить и воскресить человека, не лишая ни памяти, ни каких-либо других способностей души. В покаянии он не исчезает как личность, зато освобождается от ветхого груза, совершенно по-новому начинает переживать все вокруг, по-новому относится к миру, по-новому поступает и думает.
Самое великое чудо Божие — это спасение души, казалось, погибшей для вечности. Автор приводит следующий пример. Святому Нифонту Кипрскому (IV век) дана была от Бога благодать прозорливости. Однажды он пришел в церковь и увидел, что небо над ним разверзлось и образовался путь, ведущий от земли на небо, к Престолу Божию. По этому пути ангелы несли душу какого-то умершего, а за ними спешили демоны и неистово кричали: «Зачем от нас уносите эту душу? Или вы не знаете, что она, живя на земле, была и блудница, и разбойница, и сребролюбива, во всех грехах она была виновна?» — «Знаем, — отвечали им ангелы, — знаем, что эта душа — величайшая грешница, но знаем и то, что она много плакала о своих грехах и перед смертью исповедовалась в них, за что Господь и простил ей все грехи».
«Если уж эта душа получила прощение от Бога, — закричали демоны, — так возьмите себе всех грешников!» На вопль демонов ангелы ответили: «Помните всегда, что все грешники, которые исповедуют свои грехи с сокрушением, получают от Бога прощение, а кто умрет не раскаявшись, того Бог осудит на вечные мучения с вами». Вот такой пример, и если бы люди, по словам автора, понимали всю ценность Покаяния, то они спешили бы к этому Таинству как можно чаще. Если бы ныне живущие люди прозрели и увидели, как Покаяние спасает от будущих мук, то в храмы бы выстроились многотысячные очереди желающих раскрыть душу на Исповеди, желающих освободиться от груза грехов. Покаяние избавляет от допущенных в жизни роковых ошибок, оно врачует самые сильные недуги души, и оно же помогает восходить по пути духовной жизни к Небесному Царству. Надо лишь искренне раскрыть свое сердце, не бояться исповедать то, в чем стыдно признаться, и постараться принять твердое решение не допускать этого впредь.
Покаяние, - говорит отец Валерий, — это глубокое внутреннее раскаяние в совершенном грехе. Но Покаяние — это еще и таинство Церкви, во время которого кающийся исповедует свои грехи, выражая сердечное в них раскаяние. Поэтому зачастую таинство Покаяния называется Исповедью. Исповедь — это такое откровение души, когда она искренне износит из глубин сердца свое неправедное богатство. Порой нам кажется, что то, к чему мы привыкли в своей ветхой жизни, доставит нам радость и счастье. Пристрастие к тленным вещам, жажда денег и власти, мнение о себе и плотские удовольствия — иногда мы думаем, что без этого невозможно жить. И всегда оказывается, что это тот груз, который влечет нас ко дну в волнующемся море жизни. Исповедь — освобождение души от греховного груза. Это отверзение врат своего сердца навстречу Богу, когда мы отказываемся от некогда любимых нами грехов и обретаем вместо них духовную чистоту и свободу.
Но прежде всего, конечно, нужно увидеть свои грехи. Так, для того чтобы обратиться к врачу, надо признать себя больным и желать исцеления. Не может вылечиться тот, кто, будучи охвачен серьезным недугом, считает себя здоровым и отворачивается от врачей. Вот так же, чтобы обратиться к Богу, подлинному Целителю наших душ, надо видеть свои грехи — духовные недуги. Иначе как человек поймет, от чего ему освобождаться? Действительно, если мы не осознаем за собой грехов, то в чем нам каяться? Многие люди так и считают: «Я никого не убивал, не воровал, в семье не изменял, старался всю жизнь работать, зачем мне исповедоваться?» А на самом деле сердце такого человека может быть как камень — жестоким, неуступчивым, немилосердным, всегда уверенным в своей правоте.
В итоге человек находится на краю пропасти, но не видит своей беды и, соответственно, не работает над собой. Пока человек не признает, что он в плену, он никогда из этого плена не вырвется. Без видения своего греха покаяние невозможно. Подлинное покаяние рождается из признания своего безобразия, которое иногда и словами выразить трудно. Важно увидеть, в чем мы погрешаем против Бога, против ближних и против самих себя (подробное перечисление грехов читатели найдут в конце книги). Вскрывая в себе грехи против Бога, мы устраним препятствия на нашем пути к Нему; обнаруживая грехи против ближних, мы постепенно научимся относиться к ним по-христиански; а открывая грехи против самих себя, мы перестанем вредить своей собственной душе.
***
В древнем Патерике говорится, как некоего старца спросил воин, принимает ли Бог раскаяние. Старец, поучив его многими словами, спросил: «Скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его вон?» Воин ответил: «Нет! Но я зашью его и опять буду носить». Тогда старец сказал: «Если ты так щадишь свою одежду, то тем более Бог — разве не пощадит Он Свое творение?» И воин, убедившись в этом, отошел с радостью в свою страну. Многие люди понимают необходимость Исповеди, но боятся прийти в храм. Одни не решаются рассказать все свои грехи. Другие думают, что слишком привыкли к дурной жизни и Исповедь не поможет им. Этот страх, как говорит священник Валерий Духанин, важно перебороть и не откладывать покаяние, которое приобщает нас благодати Христовой, дарованной во Святом Крещении и утраченной через грех. Покаяние вновь дарует нам жизнь и воскресение.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 5 мая 2024
Воскресные беседы. Пасха
Кулинарное паломничество. Пасхальный салат. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Доцент Нижегородского университета Людмила Михайловна Кузнецова
Православный словарь. Геенна
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!