У книжной полки. Священник Валерий Духанин. Покаяние как исцеление. О Таинстве Исповеди

26 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Как всё преходящее, прошла и Святая Четыредесятница, подходит к концу и Страстная седмица. По словам протоиерея Валентина Амфитеатрова, «счастье и похвала тем, кто в течение» этого времени «узнал, что он идет вперед по пути жизни. Скорбь тем, кто пережил» его, «не думая, что земная жизнь есть путь к небу. Благо и радость тем, кто в течение поста искал пользы своей душе. Грустно за тех, кто и в это душеспасительное время не замечал, что у него есть душа». Душа, которая страждет от греховной болезни, которая полна различных страстей. Во время длинного великопостного пути нам дается возможность получше вглядеться в себя, в глубину своего сердца, увидеть те плевелы, которые всеял диавол, и начать борьбу с ними. Главное, что мы должны принести Господу по окончании этого периода – это подвиг нашего покаяния. Об одном из величайших сокровищ, дарованных Церкви Господом, рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Московской Патриархии. Она называется – «Покаяние как исцеление: О таинстве Исповеди».

***

Итак, таинство Покаяния является одним из величайших сокровищ, которые Господь Иисус Христос даровал Церкви. Но что такое Покаяние? Как исповедоваться правильно и в чем именно надо исповедоваться? Что способствует более глубокому покаянию? Какие дары обретает душа благодаря этому удивительному таинству? И как сделать так, чтобы душа умела побеждать в себе грех и обретала радость в Боге? Об этом повествует книга священника Валерия Духанина - «Покаяние как исцеление: О таинстве Исповеди». В предисловии автор пишет: «Если бы мы своими глазами уви­дели, как воскрес мертвый или исцелился безнадежно больной, то признали бы это за величайшее чудо. Но практически рядом с каждым из нас ежедневно в церкви вер­шится несравненно большее чудо. Души людей исцеляются от тяжелейших недугов греха и воскресают от вечной смерти к жиз­ни с Богом в таинстве Покаяния!

Покаяние, - отмечает автор, — самая суть христианской жизни. Это переход от зла к добру, от греха к добродетели. И на самом деле такой перемены чает все человечество. Ведь рано или поздно практически каждый готов сказать: «Как хотелось бы начать жизнь с чистого листа, стереть то, что я натворил, стать но­вым». В одном художественном фильме главный герой — предприниматель-миллионер — бесцеремонно устранял неугодных ему людей, а затем сам оказался на их месте. Ради спасения от конкурентов ему измени­ли внешность и при помощи гипнотизера стерли память. Спустя некоторое время, на­чиная узнавать о своем прошлом правду, он пришел в ужас от того, какие дела он творил. В его сознании возникло неприятие самого себя, и вместе с тем он почувствовал в себе борьбу нового со старым. Чтобы начать со­вершенно другую жизнь, жизнь с любимой, он еще раз стирает память о прошлом.

Этот фильм, по словам отца Валерия, -  отражает живущую в людях жажду обновления, желание начать жизнь с чистого листа, без прошлых ошибок, гре­хов и злодейств, которые преследуют душу и не дают ей быть счастливой. Оказывается, весь мир тоскует об очищении, люди просто не признаются в этом, но каждый в душе го­ворит: «Как я хотел бы загладить прошлые ошибки». Мир жаждет очищения, но не зна­ет средств к этому. А ведь такое средство есть — это покаяние! Оно способно обно­вить и воскресить человека, не лишая ни па­мяти, ни каких-либо других способностей души. В покаянии он не исчезает как лич­ность, зато освобождается от ветхого груза, совершенно по-новому начинает переживать все вокруг, по-новому относится к миру, по-новому поступает и думает.

Самое великое чудо Божие — это спасе­ние души, казалось, погибшей для вечности. Автор приводит следующий пример. Святому Нифонту Кипрскому (IV век) дана была от Бога благодать прозорливости. Однажды он пришел в церковь и увидел, что небо над ним разверзлось и образовался путь, ведущий от земли на небо, к Престолу Божию. По этому пути ангелы несли душу ка­кого-то умершего, а за ними спешили демоны и неистово кричали: «Зачем от нас уносите эту душу? Или вы не знаете, что она, живя на земле, была и блудница, и разбойница, и сребролюбива, во всех грехах она была ви­новна?» — «Знаем, — отвечали им ангелы, — знаем, что эта душа — величайшая грешница, но знаем и то, что она много плакала о сво­их грехах и перед смертью исповедовалась в них, за что Господь и простил ей все гре­хи».

«Если уж эта душа получила прощение от Бога, — закричали демоны, — так возьми­те себе всех грешников!» На вопль демонов ангелы ответили: «Помните всегда, что все грешники, которые исповедуют свои грехи с сокрушением, получают от Бога прощение, а кто умрет не раскаявшись, того Бог осудит на вечные мучения с вами». Вот такой пример, и если бы люди, по словам автора, понимали всю ценность Покаяния, то они спешили бы к этому Таинству как можно чаще. Если бы ныне живущие люди прозрели и увидели, как Покаяние спасает от будущих мук, то в хра­мы бы выстроились многотысячные очереди желающих раскрыть душу на Исповеди, желающих освободиться от груза грехов. Покаяние избавляет от допущенных в жизни роковых ошибок, оно врачует са­мые сильные недуги души, и оно же по­могает восходить по пути духовной жизни к Небесному Царству. Надо лишь искренне раскрыть свое сердце, не бояться исповедать то, в чем стыдно признаться, и постараться принять твердое решение не допускать этого впредь.

Покаяние, - говорит отец Валерий, — это глубокое внутреннее раскаяние в совершенном грехе. Но Покая­ние — это еще и таинство Церкви, во время которого кающийся исповедует свои грехи, выражая сердечное в них раскаяние. Поэто­му зачастую таинство Покаяния называется Исповедью. Исповедь — это такое откровение души, когда она искренне износит из глубин сердца свое неправедное богатство. Порой нам кажется, что то, к чему мы привыкли в своей ветхой жизни, доставит нам радость и счастье. Пристрастие к тленным вещам, жажда денег и власти, мнение о себе и плот­ские удовольствия — иногда мы думаем, что без этого невозможно жить. И всегда оказы­вается, что это тот груз, который влечет нас ко дну в волнующемся море жизни. Исповедь — освобождение души от гре­ховного груза. Это отверзение врат своего сердца навстречу Богу, когда мы отказы­ваемся от некогда любимых нами грехов и обретаем вместо них духовную чистоту и свободу.

Но прежде всего, конечно, нужно увидеть свои грехи. Так, для того чтобы обратиться к врачу, надо признать себя больным и желать исце­ления. Не может вылечиться тот, кто, буду­чи охвачен серьезным недугом, считает себя здоровым и отворачивается от врачей. Вот так же, чтобы обратиться к Богу, подлинно­му Целителю наших душ, надо видеть свои грехи — духовные недуги. Иначе как человек поймет, от чего ему освобождаться? Действительно, если мы не осознаем за собой грехов, то в чем нам каяться? Мно­гие люди так и считают: «Я никого не убивал, не воровал, в семье не изменял, старался  всю жизнь работать, зачем мне исповедо­ваться?» А на самом деле сердце такого че­ловека может быть как камень — жестоким, неуступчивым, немилосердным, всегда уве­ренным в своей правоте.

В итоге человек находится на краю пропасти, но не видит своей беды и, соответственно, не работает над собой. Пока человек не признает, что он в плену, он никогда из этого плена не вырвется. Без видения своего греха покаяние невозмож­но. Подлинное покаяние рождается из при­знания своего безобразия, которое иногда и словами выразить трудно. Важно увидеть, в чем мы погрешаем про­тив Бога, против ближних и против самих себя (подробное перечисление грехов читатели найдут в конце книги). Вскрывая в себе грехи против Бога, мы устраним препятствия на на­шем пути к Нему; обнаруживая грехи против ближних, мы постепенно научимся отно­ситься к ним по-христиански; а открывая грехи против самих себя, мы перестанем вре­дить своей собственной душе.

***

В древнем Патерике говорится, как не­коего старца спросил воин, принимает ли Бог раскаяние. Старец, поучив его многими словами, спросил: «Скажи мне, возлюблен­ный, если у тебя разорвется плащ, то вы­бросишь ли его вон?» Воин ответил: «Нет! Но я зашью его и опять буду носить». Тогда старец сказал: «Если ты так щадишь свою одежду, то тем более Бог — разве не поща­дит Он Свое творение?» И воин, убедившись в этом, отошел с радостью в свою страну. Многие люди понимают необходимость Исповеди, но боятся прийти в храм. Одни не решаются рассказать все свои грехи. Другие думают, что слишком привыкли к дурной жизни и Исповедь не поможет им. Этот страх, как говорит священник Валерий Духанин, важно перебороть и не откладывать покаяние, которое приоб­щает нас благодати Христовой, дарованной во Святом Крещении и утраченной через грех. Покаяние вновь дарует нам жизнь и воскресение.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать