Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В 1928 году в селе Екатериновка Краснодарского края в семье Николая и Александры Сидоренко родился мальчик, которого назвали Виталием. Дата его рождения точно не известна. Одни говорят, что это произошло 5 мая, в день памяти преподобного Виталия Александрийского, другие — в день Святой Живоначальной Троицы, который праздновался в тот год 3 июня. С раннего детства Виталия Сидоренко отличала от всех детей удивительная духовная одаренность, неотмирность человека Христова. Уже тогда мальчик посвящал много времени уединенной молитве, проповедовал Евангелие всем, кто встречался на его пути — одноклассникам, деревенским старушкам. За веру в Бога Виталия в седьмом классе исключили из школы, после чего юный богоискатель принял решение полностью посвятить себя духовному подвигу. О том, что было дальше, вы узнаете, прочитав книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.
***
Эта книга вышла в свет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и называется - «Друг Божий: О жизни и подвигах схиархимандрита Виталия (Сидоренко)». В ней собраны материалы, не использованные в полной мере в ранее изданном жизнеописании отца Виталия, удивительного подвижника Русской Церкви ХХ века. Воспитанный в традициях старцев Глинской пустыни, он прошел путь и монастырского послушника, и странника-юродивого, и монаха-пустынника, и пастыря, несущего свое служение посреди многолюдного града Тбилиси. Его жизнь была поистине воплощением Евангелия, в тяжелый период богоборчества он достиг духовного устроения, подобного немногим древним святым. В книге жизнеописание старца Виталия дополнено подборкой воспоминаний о нем и избранными его поучениями.
В предисловии автор-составитель книги священник Димитрий Трибушный пишет: «Идея об обожении как изначальном призвании человека уже давно стала общим местом православного богословия. И все же, когда схиархимандрит Гавриил (Стародуб), один из близких учеников отца Виталия (Сидоренко), в давней беседе назвал своего старца «богом по благодати», признаюсь, я растерялся. Казалось бы, читаны и перечитаны были Лосский и Яннарас, но почему-то мысль о том, что человека, живущего среди нас, ходящего по одной с нами земле, можно воспринимать как «бога», пугала. Одно дело, думалось мне, - говорит отец Димирий, - когда мы говорим о преподобных Симеоне Новом Богослове или Серафиме Саровском, и совсем другое, когда так говорят пусть и о замечательном подвижнике, но все-таки нашем современнике, чье присутствие еще так памятно, который отошел ко Господу в 1992 году…»
Но, как отмечает далее отец Димитрий, годы изучения жизни и опыта старца Виталия убедили его в правоте о. Гавриила. Дар обожения в самом деле доступен всегда: и в мятежном XX веке, и в стремительно расцерковляющемся XXI. Называя схиархимандрита Виталия обоженным человеком, отец Гавриил не играл словами. Он обозначил феномен о. Виталия определением, привычным для христианской догматики и для интересующихся богословием семинаристов. Впоследствии я, - говорит автор-составитель, - уже совсем не удивился, когда ныне здравствующий архимандрит N., инок, совсем не склонный к завышенным оценкам и звучным метафорам, признал: «Отец Виталий жил евангельскими заповедями и исполнял их, живя в лютое время богоборчества. Такого духовного устроения, в каком пребывал он, редко кто из святых Божиих достигал».
Свидетельств, подтверждающих это, по словам отца Димитрия, немало. Множество их собрано в посвященных отцу Виталию книгах. В 2002 году в московском Новоспасском монастыре вышла подробная биография подвижника «О жизни схиархимандрита Виталия. Вос-поминания духовных чад. Письма. Поучения», впоследствии дополненная и переизданная.
Огромный труд по сбору материалов, посвященных отцу Виталию, совершили и насельники За-донского Рождества-Богородицкого монастыря. Результаты их исследований опубликованы в альманахе «Задонский паломник». Обращаясь к образу отца Виталия, особо следует отметить уникальные «Записки пустынножителя» монаха Меркурия (Попова).
Автор «Записок» несколько лет разделял пустынножительские подвиги отца Виталия, выведенного в книге под именем «больной брат». Отец Меркурий оставил также воспоминания о глинском и тбилисском периодах жизни старца. Хронологически это, пожалуй, первый опыт осмысления жизни и подвигов схиархимандрита Виталия. Интересно, что когда значительно отредактированные записки отца Меркурия в 1996 г. впервые увидели свет, многочисленные упоминания об отце Виталии по непонятным причинам были изъяты редактором из текста книги, и восстановлены только спустя двадцать лет, в 2016 г., в полном издании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Каким же остался в памяти многочисленных чад и посетителей этот дивный старец? Как говорится в издании, «подлинное христианство парадоксально, и жизнь схиархимандрита Виталия — убедительное свидетельство этой благодатной парадоксальности. В основании его нестандартного поведения — дерзновенное, и в то же время смиренное желание во всем исполнить заветы Евангелия и святых отцов. Старец хранил верность глинской традиции — и при этом не вмещался в ее спасительные рамки. Его отличала неизбирательная, материнская любовь ко всему существующему, но любовь эта органично сочеталась со строгостью и взыскательностью. Человек ангелоподобной жизни искренне считал себя ниже всех, и необычное послушание отца Виталия не противоречило его духовному дерзновению».
Отец Гавриил (Стародуб) называл своего духовного наставника «вселенским старцем», и в этом нет преувеличения. Поистине всемирная отзывчивость, неизбирательная любовь ко всей твари, уникальное внутреннее устроение позволяют говорить о схиархимандрите Виталии как о старце воистину мирового масштаба. К сожалению, - признается автор-составитель, - я не был знаком с о. Виталием. Зато довелось много общаться с его духовными чадами. И вот что меня поражало: при одном воспоминании об отце Виталии у людей в буквальном смысле светлели лица. Впрочем, достаточно перечитать «Записки пустынножителя», чтобы увидеть, какое впечатление производил отец Виталий на близких ему по духу людей. Отец Меркурий дает нелицеприятную оценку многим пустынножителям, и только «больной брат» неизменно восхищает его как инок — бескорыстной любовью и безропотным смирением.
***
В этой книге собраны материалы, не использованные в «каноническом» жизнеописании отца Виталия. Издателям хотелось, прежде всего сосредоточиться на образе старца и на осмыслении жизни «новой твари во Христе». В прощальной беседе с учениками Спаситель говорит: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями (Ин. 15:15). Чаще всего внутренний мир друзей Божиих скрыт от чужого взора, но мы можем приблизиться к нему через его внешние проявления, какие, к примеру, мы видим на страницах этой книги. Отец Виталий – наш современник, но его жизненный подвиг настолько удивителен, что никого из читателей не оставит равнодушным.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 5 мая. Светлое Христово Воскресение
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Этот день в истории. 5 мая
День ангела. 5 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!