Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Время Великого поста всегда было и остается для православного человека временем оживления молитвенного делания, временем духовного пробуждения и внутренней работы над собой. Это выражается, в первую очередь, в том, что верующие люди стараются чаще посещать великопостные богослужения, имеющие свои неповторимые особенности. В дни поста в Церкви звучит множество покаянных и учительных текстов, которые не могут не привлекать к себе внимания человека, ищущего основания для устроения своей духовной жизни в Церковном учении. Но, к сожалению, верующие не всегда могут воспринять это словесное богатство со слуха, поэтому появилась необходимость донести его до ума и сердца церковного человека в общедоступной форме. Для этого издательством Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета был выпущен в свет богослужебный сборник в 4-х томах. И первый из них под названием «Богослужения Триоди Постной» мы и предлагаем вашему вниманию.
***
В предисловии к сборнику, являющимся первой книгой четырехтомника, издатели пишут: «Средоточием Божественного Домостроительства в деле спасения человечества от греха и смерти, совершенного Господом нашим Иисусом Христом во время Его земного служения, необходимо представляется Пасха Христова, соединившая в себе Пасху Искупительных Страстей Христовых и Пасху Светлого и Спасительного Христова Воскресения. В основанной Спасителем Святой Его Церкви продолжается в истории дело нашего спасения Христом посредством благодати Святаго Духа, и таинство Пасхи Христовой — таинство нашего Избавления — продолжает оставаться средоточием всей Ее жизни. Это непосредственно отражается и на всем строе Церковного богослужения как неотъемлемой и существеннейшей части спасительного предназначения Церкви.
Пасха Божественной Евхаристии сосредоточивает на себе весь суточный круг богослужения, даже не будучи зависимой от него. Пасха Воскресного дня унаследовала от Ветхого Завета благословение дня субботнего, сосредоточивая на себе весь круг седмичного, то есть недельного, богослужения. Наконец, ежегодное воспоминание Пасхи Страстей и Воскресения Христовых сосредоточивает на себе весь круг годичного богослужения, самой своей подвижностью (день празднования Пасхи устанавливается в совмещении лунного и солнечного календарей) накладывая каждый раз особый отпечаток на неподвижную часть годового богослужения — Месяцеслов.
Это последнее воспоминание, наиболее явственно воспроизводящее стоящую за ним Священную Историю, и поныне не перестает быть центром молитвенного переживания всех сознательных членов Православной Церкви. Богослужебное празднование Пасхи Христовой состоит из седмицы (недели) Страстей Христовых и самого Светлого Воскресения, длящегося также целую неделю. Однако этому празднованию предшествует целый цикл из девяти недель: трех недель до Великого поста и шести недель самого поста, призванный подготовить верующих к встрече Распятого и Воскресшего Спасителя, к приобщению плодам Его Искупительного Подвига. Этому периоду и посвящена первая книга данного четырехтомника.
В настоящем издании печатаются тексты особых, наиболее посещаемых служб святой Четыредесятницы, начиная с подготовительных Недель к ней. Эти недели (т.е. воскресные дни) многим нашим читателям известны. Они называются: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сырная. В это время в богослужении уже появляются покаянные стихиры и каноны, показывающие верующим образцы и примеры покаяния. На первой седмице Великого поста читается Великий покаянный канон, который также вошел в состав сборника, а с ним и Последование великого повечерия. Продолжает издание «Последование великопостной вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров», а далее чинопоследования Недель Великого поста, которые завершает Неделя, посвященная прп. Марии Египетской. Полностью все тексты этого периода можно найти в богослужебной книге, называемой Триодь Постная. Она содержит молитвословия на каждый день поста (и некоторых предпостовых дней) и является основным источником для настоящего издания.
Кроме того, в этот сборник включены Апостольские и Евангельские чтения с их прокименами и аллилуариями, полагающиеся за богослужением выбранных для издания дней. Особой оговорки требуют песнопения Октоиха и Минеи. Так как гласовый цикл Октоиха каждый год начинается с Пасхи, а Пасха - праздник подвижный, на службы нового предпасхального цикла каждый раз приходятся разные гласы. В свою очередь, минейные службы святым, закрепленные за определенными днями месяца, каждый раз вступают в новое сочетание со службами подвижного предпасхального цикла. Это касается и воскресного Евангельского чтения (на утрене) и песнопений, с ним связанных. В связи с этим в соответствующих местах издатели отсылают читателей к Октоиху и Минее, не печатая никаких текстов из этих книг.
Что касается Псалтири, неизменяемые псалмы вечерни и утрени, в целом общеизвестные, а также вечерние и утренние кафизмы, находящиеся на ряду в Псалтири, даются с указанием начальных слов или только номера псалма. Исключение составляют псалмы Великого Повечерия, полностью воспроизведенного по Часослову, а также тексты вечерних псалмов, целиком исполняемые в приходском богослужении, как правило, только Великим постом. Неизменяемые тексты и песнопения вечерни и утрени, исполняемые в течение всего года, также обозначены начальными словами. Все тексты снабжены необходимыми указаниями на место и способ их исполнения в ходе богослужения, т.е., приведена схема богослужения того или иного дня, в которую вставлены тексты Триоди.
При этом описывается только тот порядок службы, который не нарушается исключительными случаями: храмовым или некоторыми другими праздниками Месяцеслова. В последнем случае издатели советуют руководствоваться специальными богослужебными указаниями Типикона. Тем более что в каждом приходе могут быть свои особенности великопостного Богослужения, которые, естественно, не отражены в настоящем издании. Здесь также нет текстов часов, изобразительных, повечерия малого и полунощницы, ни, тем более, уставных чтений (синаксарей, толкований, житий) и указаний на них, поскольку последние не читаются даже во многих монастырях. Исключение составило только житие прп. Марии Египетской, читаемое неукоснительно. В издании оно, конечно, представлено полностью.
Специальной оговорки, по словам издателей, требует и канон: согласно Богослужебному Уставу, тропари канона на утрене припеваются к стихам соответствующих библейских песен, имеющих к тому же праздничный, будничный и великопостный варианты. В будние дни Великого поста такой порядок пения канона, как правило, соблюдается. Однако в приходском богослужении выбранных составителями дней (в основном праздничных), по аналогии с непостовым богослужением, стихи библейских песен обычно заменяются хвалебными или иными припевами (исключением является служба Преполовения поста). Мы, - говорят издатели, - посчитали достаточным указывать ставшие традиционными припевы, вместо того чтобы отсылать каждый раз к тому или иному разделу еще одной богослужебной книги. Что касается гимнографических элементов канона, ирмосов и тропарей, они указываются в порядке исполнения за богослужением.
***
По словам издателей, «богослужебные тексты Триоди Постной являются неисчерпаемой сокровищницей православного богословия и гимнографии». Имея такое огромное словесное богатство, трудно оставаться в стороне и не стремиться к его более глубокому познанию. Изучение Богослужебных текстов, собранных на страницах этого издания, поможет православному христианину более осознано участвовать в великопостных богослужениях. Структура сборника позволяет использовать его и в храме, и для домашнего чтения, и в качестве учебного пособия по лигургике, а также в качестве учебного пособия по Богослужебному Уставу, так как в нем подробно описано богослужение особых дней Великого поста.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!