У книжной полки. Богослужения Триоди Постной

2 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Время Великого поста всегда было и остается для православного человека временем оживления молитвенного делания, временем духовного пробуждения и внутренней работы над собой. Это выражается, в первую очередь, в том, что верующие люди стараются чаще посещать великопостные богослужения, имеющие свои неповторимые особенности. В дни поста в Церкви звучит множество покаянных и учительных текстов, которые не могут не привлекать к себе внимания человека, ищущего основания для устроения своей духовной жизни в Церковном учении. Но, к сожалению, верующие не всегда могут воспринять это словесное богатство со слуха, поэтому появилась необходимость донести его до ума и сердца церковного человека в общедоступной форме. Для этого издательством Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета был выпущен в свет богослужебный сборник в 4-х томах. И первый из них под названием «Богослужения Триоди Постной» мы и предлагаем вашему вниманию.

***

В предисловии к сборнику, являющимся первой книгой четырехтомника, издатели пишут: «Средоточием Божественного Домостроитель­ства в деле спасения человечества от греха и смер­ти, совершенного Господом нашим Иисусом Хрис­том во время Его земного служения, необходимо представляется Пасха Христова, соединившая в себе Пасху Искупительных Страстей Христовых и Пасху Светлого и Спасительного Христова Воскре­сения. В основанной Спасителем Святой Его Церк­ви продолжается в истории дело нашего спасения Христом посредством благодати Святаго Духа, и та­инство Пасхи Христовой — таинство нашего Избав­ления — продолжает оставаться средоточием всей Ее жизни. Это непосредственно отражается и на всем строе Церковного богослужения как неотъем­лемой и существеннейшей части спасительного предназначения Церкви.

Пасха Божественной Ев­харистии сосредоточивает на себе весь суточный круг богослужения, даже не будучи зависимой от него. Пасха Воскресного дня унаследовала от Вет­хого Завета благословение дня субботнего, сосре­доточивая на себе весь круг седмичного, то есть недельного, богослужения. Наконец, ежегодное вос­поминание Пасхи Страстей и Воскресения Христо­вых сосредоточивает на себе весь круг годичного богослужения, самой своей подвижностью (день празднования Пасхи устанавливается в совмещении лунного и солнечного календарей) накладывая каж­дый раз особый отпечаток на неподвижную часть годового богослужения — Месяцеслов.

Это по­следнее воспоминание, наиболее явственно воспро­изводящее стоящую за ним Священную Историю, и поныне не перестает быть центром молитвенного переживания всех сознательных членов Православ­ной Церкви. Богослужебное празднование Пасхи Христовой состоит из седмицы (недели) Страстей Христовых и самого Светлого Воскресения, дляще­гося также целую неделю. Однако этому праздно­ванию предшествует целый цикл из девяти недель: трех недель до Великого поста и шести недель са­мого поста, призванный подготовить верующих к встрече Распятого и Воскресшего Спасителя, к при­общению плодам Его Искупительного Подвига. Этому периоду и посвящена первая книга данного четырехтомника.

В настоящем издании печата­ются тексты особых, наиболее посещаемых служб святой Четыредесятницы, начиная с подготовительных Недель к ней. Эти недели (т.е. воскресные дни) многим нашим читателям известны. Они называются: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сырная. В это время в богослужении уже появляются покаянные стихиры и каноны, показывающие верующим образцы и примеры покаяния. На первой седмице Великого поста читается Великий покаянный канон, который также вошел в состав сборника, а с ним и Последование великого повечерия. Продолжает издание «Последование великопостной вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров», а далее чинопоследования Недель Великого поста, которые завершает Неделя, посвященная прп. Марии Египетской. Полностью все тексты этого периода можно найти в богослужебной книге, называемой Триодь Постная. Она содержит молитвословия на каждый день поста (и некоторых предпостовых дней) и является основным источником для настоящего издания.  

Кроме того, в этот сборник вклю­чены Апостольские и Евангельские чтения с их прокименами и аллилуариями, полагающиеся за богослужением выбранных для издания дней. Особой оговорки требуют песнопения Октоиха и Минеи. Так как гласовый цикл Октоиха каждый год начинается с Пасхи, а Пасха - праздник подвиж­ный, на службы нового предпасхального цикла каждый раз приходятся разные гласы. В свою очередь, минейные службы святым, закрепленные за опре­деленными днями месяца, каждый раз вступают в новое сочетание со службами подвижного пред­пасхального цикла. Это касается и воскресного Евангельского чтения (на утрене) и песнопений, с ним связанных. В связи с этим в соответствующих местах издатели отсылают читателей к Октоиху и Минее, не печатая никаких текстов из этих книг.

Что касается Псалтири, неизменяемые псалмы вечерни и утрени, в целом общеизвестные, а также вечерние и утренние ка­физмы, находящиеся на ряду в Псалтири, даются с указанием начальных слов или только номера псалма. Исключение составляют псалмы Великого По­вечерия, полностью воспроизведенного по Часо­слову, а также тексты вечерних псалмов, целиком исполняемые в приходском богослужении, как правило, только Великим постом. Неизменяемые тексты и песнопения вечерни и утрени, исполняе­мые в течение всего года, также обозначены началь­ными словами. Все тексты снабжены необходи­мыми указаниями на место и способ их исполне­ния в ходе богослужения, т.е., приведена схема богослужения того или иного дня, в которую вставлены тексты Триоди.

При этом описывается толь­ко тот порядок службы, который не нарушается исключительными случаями: храмовым или некоторыми другими праздниками Месяцеслова. В последнем случае издатели советуют руководствоваться специальными богослужебными указаниями Типи­кона. Тем более что в каждом приходе могут быть свои особенности великопостного Богослужения, которые, естественно, не отражены в настоящем издании. Здесь также нет текстов часов, изобразительных, повечерия малого и полунощницы, ни, тем более, уставных чтений (синаксарей, толкований, житий) и указаний на них, поскольку последние не читаются даже во многих монасты­рях. Исключение составило только житие прп. Марии Египетской, читаемое неукоснительно. В издании оно, конечно, представлено полностью.

Специальной оговорки, по словам издателей, требует и канон: согласно Богослужебному Уставу, тропари канона на утре­не припеваются к стихам соответствующих библей­ских песен, имеющих к тому же праздничный, буд­ничный и великопостный варианты. В будние дни Великого поста такой порядок пения канона, как правило, соблюдается. Однако в приходском бого­служении выбранных составителями дней (в основном празд­ничных), по аналогии с непостовым богослужени­ем, стихи библейских песен обычно заменяются хвалебными или иными припевами (исключением является служба Преполовения поста). Мы, - говорят издатели, - посчи­тали достаточным указывать ставшие традиционными припевы, вместо того чтобы отсылать каж­дый раз к тому или иному разделу еще одной бого­служебной книги. Что касается гимнографических элемен­тов канона, ирмосов и тропарей, они указываются в порядке исполнения за богослужением.

***

По словам издателей, «богослужебные тексты Триоди Постной являются неисчерпаемой сокровищницей православного богословия и гимнографии». Имея такое огромное словесное богатство, трудно оставаться в стороне и не стремиться к его более глубокому познанию. Изучение Богослужебных текстов, собранных на страницах этого издания, поможет православному христианину  более осознано участвовать в великопостных богослужениях. Структура сборника позволяет использовать его и в храме, и для домашнего чтения, и в качестве учебного пособия по лигургике, а также в качестве учебного пособия по Богослужеб­ному Уставу, так как в нем подробно описано бого­служение особых дней Великого поста.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать