У книжной полки. Архимандрит Наум (Байбородин). Бог - Творец и Освятитель мира

14 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сегодня мы продолжаем знакомить с книгами известного в России и далеко за ее пределами духовника и старца, почившего в 2017 году архимандрита Троице-Сергиевой лавры отца Наума (Байбородина). Издательство «Сибирская Благозвонница» в течение многих лет издавала сборники, составленные отцом Наумом, которые из-за скромности составителя были подписаны псевдонимом Н. С. Посадский. В настоящее время авторские труды и проповеди отца Наума издаются, и уже под его собственным именем. На нашей книжной полке были представлены книги: «Земной ангел и небесный человек», «Философия духа отцов «Добротолюбия»», «Тайна Туринской Плащаницы и Пасха Христова». А сегодня мы предлагаем вашему вниманию очередное издание под названием «Бог Творец и Освятитель мира». Об этой книге – далее в нашей программе.

***

По словам издателей, духовник и старец - архимандрит Наум (Байбородин) - считал самым важным в жизни каждого человека пройти путь очищения и освящения своей души ради той встречи с Богом, которой в конце своей жизни ждет любой христиа­нин. Путь этот пролегает через исполнение заповедей, пост и воздержание, участие в Таинствах Православной Церкви, через чистую, целомудренную жизнь и особенно через непрестанную молитву, через достойное причащение Святых Христовых Таин. Архимандрит Наум учил, что недостаточно, лишь оставить страсти и избегать грехов. Этого мало. Как говорит псалмопевец, уклонися от зла, и сотвори благо (Пс, 33,15). Это благо, о котором здесь говорится, и есть та духовная работа, которую должен вести христианин каждый день и час своей жиз­ни, стоя на страже своей души. К этому отец Наум неустанно призывал каждого прихо­дящего к нему человека.

Однако, как отмечают издатели, в этой духовной работе имеют значение усилия не только души и сердца, но и разума. Каждый православный хри­стианин должен оставаться в ограде Святой Церкви, твердо держась истин право­славного вероучения. А для этого их надо, как минимум, знать. Именно этой задаче отец Наум и посвятил книгу «Бог Творец и Освятитель мира». В ней излагается православное уче­ние о творении мира: материального и ду­ховного (ангельского), а также человека, получившего от Бога при творении дар на­ходиться между этими двумя мирами, телом пребывая в мире вещественном, а по душе сродного Ангелам. Говорится в книге о грехопадении и его последствиях, о благодати, освящающей и спасающей человека и усваивающей каждому плоды искупления, дарованные Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому каждый, кто желает приобщиться к благодатной жизни Церкви, должен усвоить себе эти важнейшие знания.

В первой главе книги автор открывает нам учение о творении Богом мира, которое составляет, не только начало в учении о Боге в явлении Его тварям, но и центральный пункт во всем христианском богословии, его сре­доточие. По словам отца Наума, понятие о Боге как самобытном и высочайшем Духе образуется из знания о Нем как Творце мира. Признавая Его как Творца мира, мы усваиваем истины о Его всеблагом и премудром Промысле в отно­шении всего мира, а также совершении до­мостроительства нашего спасения. Призна­ние Высшего Разума, стоящего у истоков нашего мира, должным образом поясняет и проявление разума в жизни мира. Значение догмата о Боге — Творце мира определяется также и тем, что в нем усматривается с очевидностью его богооткровенность. Подробнее о причинах возникновения мира, о создании времен, и о том, как через сотворение мира познается Творец, читайте в первой главе книги.

А во второй – автор рассказывает нам о порядке творения мира, который мы узнаем из Священного Писания. В Книге Бытие изображена история возникновения и по­степенного и последовательного образования мира. Рассказ этот очень краток, но вместе с тем в нем, по словам отца Наума, содержатся глубочай­шие смыслы. О происхождении мира неви­димого, упоминаемого как небо (Быт. 1,1), говорится совсем коротко. Что же касается мира видимого, или чувственного, то о его происхождении и образовании сообщены замечательные и содержательные сведения. С естественнонаучной точки зрения эти сведения, конеч­но, нельзя назвать вполне удовлетворительными, однако не нужно забывать той главной цели, какую имел здесь в виду бытописатель.

Целью его было вовсе не то, чтобы преподать людям подробную космогонию и учение о происхождении планеты Земля. Цель — научить читателей вере в Бога как истинного Творца всего мира. С точ­ки зрения этой цели изложенная Моисеем история миробытия должна быть призна­на вполне достаточной. Завершая эту главу, автор пишет: «Порядок миротворения состоял в по­степенном восхождении от общего к более и более частному, от простейшего ко всё более и более сложному и совершенному, причем каждое звено в цепи созданий Божиих являлось приготовлением к высшему и имело в высшем свою ближайшую цель. Во всей же истории миросоздания нельзя не видеть приготовления к созданию на земле такого существа, которое могло бы по­нимать чудеса творения Божия и разумно пользоваться сотворенным, то есть человека, поставленного царем природы».

Вершиной Божия творения были создания, наделенные разумом и волей, способные общаться с Творцом и добровольно следовать по пути духовно-нравственного совершенствования, избирать добро и избегать зла. Речь идет об Ангелах и людях. И об Ангелах автор рассказывает в третьей части книги. Как отмечает отец Наум, «перед созданием материального мира был создан обширный невидимый мир духов Ангелов, который устроен и жи­вет согласно собственным законам, одним из которых может быть названа ангельская иерархия. Природа Ангелов духовна, одна­ко они все равно существуют во времени и имеют источник своего существования в Боге, как человеческие души. Реальность ангельского мира подтверждается как мно­гочисленностью явлении благих Ангелов праведникам и святым Ветхого и Нового Заветов и их участием в важнейших собы­тиях Священной истории. Так и повсеместным опытом общения с падшими ангелами, который имел место во всех языческих ре­лигиях на протяжении всего существова­ния человечества. Подробнее об ангельском мире – читайте в третьей части издания.

Ну а мы также кратко рассмотрим следующую часть, в которой говорится о венце творения Божия – о человеке. Как пишет отец Наум, «отобразив Свою духовную сущность в творении небесных сил, Бог восхотел за­печатлеть Свой образ и в земной твари. Та­кой тварью, творением Божиим, стал чело­век. В нем соединяется телесная и духовная природа, и его создание после видимого мира показывает, что этот мир не есть конечная цель творения, что творение Божие направлено на дарование бытия духовного. Мир материальный — только промежуточная форма творения, предназначенная к обетованию и разви­тию духовного существа, носящего в себе образ Божий.

Таким существом и является человек, который в лестнице тварей следует после Ангелов, перед которыми «немного умален» (см.: Пс. 8, 6). В отношении ко всем земным и чувственным существам он за­нимает первое, и высшее, или господственное, место. Каково же происхождение человека? Какова его природа и в чем ее превосходство над природой всех земных существ? Каково ее назначение? На все эти вопросы Откровение дает нам, хотя краткие, но со­вершенно ясные и вполне достаточные для нас ответы. О них и говорит отец Наум в четвертой части издания. Однако мы знаем из Священной истории, что человек, сотворенный Богом прекрас­ным, пал и вкусил смерть. Его природа из­менилась. Однако Господь наш Иисус Хри­стос, Сын Божий, Своим воплощением, жизнью, учением, страданием, смертью, сошествием во ад, Воскресением, Вознесе­нием и прославлением по человечеству от Бога Отца даровал все потребное для спа­сения людей — стал Искупителем всего человечества, Освободителем от греха, осуждения и смерти. О спасении человека и его освящении, а вместе с ним и всего сотворенного мира, автор рассказывает в заключительной части книги.

***

Старейший насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, старец и духовник архимандрит Наум (Байбородин) отошел ко Господу 13 октября 2017 года на 90-м году жизни. Последними наставлениями архи­мандрита Наума были слова: «Главное - это жизнь по Евангелию. Читайте Евангелие, запоминайте Евангелие». Сам батюшка стремился к тому, чтобы вся его жизнь стала Святым Евангелием. Такую же верность воплощенному Сло­ву он завещал своим духовным чадам. Литературное наследие архиман­дрита Наума десяток толстых томов, в которых сбраны «жемчужины духовного опыта». Мы надеемся, - говорят издатели, - что знакомство с творчеством архимандрита Наума, которое мы продолжим в следующих наших передачах, принесет духовную пользу всем читателям.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы