Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, посвящена памяти одной из самых известных русских инокинь, настоятельницы Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря, игумении Таисии (Солоповой), духовной дочери праведного Иоанна Кронштадтского. В 1892 году, прочитав рукопись этой книги, отец Иоанн написал на последней ее странице: «Дивно! Прекрасно! Божественно! Печатайте в назидание!» А в 1906 году, видимо желая поскорее увидеть издание этой книги, Кронштадтский пастырь снова повторяет на ее страницах: «Благословляется печатать эту книгу как достойную печати на память будущим родам и во славу Божию!» После этого рукопись много раз переиздавалась, а в этом году вышло ее новое издание. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию «Автобиографические записки» игумений Таисии, вышедшие в свет в издательстве Отчий дом.
***
Итак, перед вами — новое издание книги известной русской подвижницы конца XIX - начала XX века игумений Таисии (Солоповой). «Чем же так притягательны оказались для современников игумений Таисии ее «Автобиографические записки», что даже в досоветское время книга эта выдержала несколько тиражей? Как отмечали литературные критики того времени, книга привлекала читателей своей пронзительной искренностью, чистотой и живой верой человека, живущего в Боге», - пишет епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав в предисловие этой книги.
Мария Васильевна Солопова (мирское имя игумений Таисии) происходила из дворянской семьи, из рода Пушкиных. С самого рождения она была отмечена избранничеством Божиим. В семье она была долгожданным ребенком, рожденным по обету посвятить дитя Богу, и вся ее долгая, многотрудная жизнь явилась свидетельством действия Промысла Божия в ее незаурядной судьбе. Господь наделил Свою избранницу многими талантами: прекрасной памятью, умом, образованностью, блестящими литературными способностями, высокой одухотворенностью и редким организаторским даром хозяйского управления. Но самое главное — Он чудесным образом дал ощутить ей Свое реальное присутствие в ее жизни, Свое Отеческое руководство ее судьбой. И это почти осязаемое ощущение близости к Господу, к Его Пречистой Матери и к Его святым стало основой крепкой, искренней христианской веры игумений Таисии.
«О, как можно не веровать? На каждом шагу видны чудеса веры, видно величие ее!» — пишет она в своем Духовном завещании. «Не слепо, не безотчетно я верую, а сознательно, так сказать, осязательно, понимая — во что, почему и как верую», — говорит она своему духовному отцу святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Духовная зрелость, горячая любовь ко Христу сделали игумению Таисию «сестрой и духовной дочерью» отца Иоанна Кронштадтского, как сам Батюшка называл ее в своих письмах к ней. Игумения Таисия глубоко почитала отца Иоанна и ничего не предпринимала без его благословения. Отец Иоанн, в свою очередь, очень ценил матушку, ее ум, дар рассудительности, труды по устройству монастырей. Она стала одним из его ближайших духовных друзей.
По словам владыки Мстислава, игумения Таисия прошла не легкий, но удивительно благодатный путь своей жизни — от маленькой девочки, мечтающей о монашестве, воспитанницы Павловского института благородных девиц, — до игумений, настоятельницы первоклассного Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря в Череповецком уезде. Путь ее жизни не был лишен скорбей и поношений, но во всех жизненных обстоятельствах матушка Таисия, по собственному признанию, всецело уповала на Промысл Божий и всегда «чувствовала на себе десницу Всевышнего». Как говорится в издании от 1916 года, «можно сказать несомненно, что матушка Таисия с самых малых лет была избрана Промыслом Божиим на служение Святой Церкви и ближним своим в звании монашеском. И это звание пришлось проходить ей при несении весьма тяжелого креста.
Сама она свидетельствует, что крест ненависти и зависти к ней людской был спутником всей ее долголетней жизни. «Этот крест, – пишет матушка Таисия в своей автобиографии, – станет над моей могилой, и не только, как обычное украшение христианских могил, но и как символ крестоношения погребенной под ним, как неотъемлемая принадлежность моя». Но этот крест и привел ее на высоту христианского подвига, соделал ее истинной исполнительницей заповеди Спасителя: Кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16,24).
Читая внимательно эту автобиографию игумении Таисии, мы, по словам издателей, можем ясно видеть всю величину и всю тяжесть иноческого подвига. А также видеть и все настоящее значение иноческой жизни, как для желающих найти верный путь спасения, так и для мирян, которые, находясь в суете житейской, могут видеть из этой автобиографии, что Бог в тяжестех Его знаем есть (Пс. 47,4). Записки матушки дают понять, что если и посвятившие себя иноческому служению могут истинно познавать Бога только чрез посылаемые им испытания, то, тем более, увлеченные житейской суетой. Они могут восходить из этой греховной сети только чрез путь того крестоношения, какой Господь, желающий всем спастись и в разум истины прийти (1Тим. 2,4), посылает и каждому мирянину, лишь бы он слышал этот зов и следовал ему. А чтение автобиографии матушки, по мнению издателей, и может отрезвить многих мирян».
Как отмечает владыка Мстислав, «Записки игумений Таисии» не являются фундаментальным трудом или научным исследованием. Они носят духовно-просветительский характер и имеют нравственно-воспитательное значение, в первую очередь — для монашествующих. «Я считаю, что эта книга весьма полезна для духовного становления монашествующих, — пишет настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского женского монастыря игумения Елисавета (Жигалова). — Рекомендую читать книгу "Записки игумений Таисии" каждой новоначальной сестре!»
Но адресуя эту книгу в первую очередь для монашествующих, издатели отнюдь не умаляют ее значения и для благочестивых мирян, которые найдут в ней много назидательного и для себя. «Духовное наследие великой подвижницы и избранницы Божией игумений Таисии, поучительно и назидательно не только для тех, кто избрал для себя монашеский путь, но и для каждого человека, стремящегося к Богопознанию и самосовершенствованию», — так считает настоятельница Горненского женского монастыря в Иерусалиме игумения Георгия (Щукина).
***
Инициатива переиздания этой книги принадлежит приходу храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (исторического Леушинского подворья в г. Санкт-Петербурге), на базе которого сегодня, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, сформировано Иоанно-Таисиинское Леушинское монашеское сестричество. По мнению владыки Мстислава, издание этой книги своевременно именно сегодня, когда сразу в нескольких епархиях осуществляется сбор материалов к жизнеописанию матушки для ее канонизации. Отрадно сознавать, - говорит архипастырь, - что несмотря на апостасию духовной жизни, такие книги выходят в свет и находят своего благоговейного читателя. Да послужит высочайшим образцом нам жизнь игумений Таисии, всецело посвятившей себя Господу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!