У книжной полки. Архимандрит Наум о спасительном подходе к исповеди: исповедь современного человека

27 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Представьте себе человека, не смывающего с себя темную телесную грязь всю жизнь. Так и наша душа требует омовения в таинстве Покаяния, целительном и очистительном “втором Крещении”! Все видели не раз или помнят с детства, что когда зимой потеплеет и дети катают снежные шары, то крохотный шарик снега превращается в огромный ком. То же происходит и с греховным состоянием нашей души». С такими словами обращался к прихожанам перед исповедью духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Наум (Байбородин). Его ответы на многочисленные вопросы современных христиан о Таинстве покаяния, собраны на страницах книги, которая вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница. Она называется – «Архимандрит Наум о спасительном подходе к исповеди: Исповедь современного человека».

***

Эта книга составлена из проповедей, бесед и на­ставлений архимандрита Троице-Серги­евой Лавры отца Наума (Байбородина), который более полувека трудился на монашеском и пастырском поприще. В своих беседах Батюшка обычно говорил, что исповедь — это великое таинство примире­ния Бога и человека, таинство присоединения к Церкви того, кто своим грехом расторг общение с Матерью-Церковью. Старец постоянно напоминал о непре­ложном духовном законе: последствиями грехов являются тяжелые жизненные скорби, а также болезни: душевные и телесные. Дети часто несут бремя грехов своих родителей, дедушек и бабушек. И сетовал на то, что очень многие, в том числе и воцерковленные люди, не умеют каяться.

Всеми силами отец Наум учил, как жить по Заповедям Божиим, советовал, как правильно подготовиться к исповеди, и повторял, что только после добросовестной, «чистой», по выражению святых отцов, исповеди и до­стойного Причащения Святых Христовых Таин человек обретает радость примирения с Богом и Церковью и надежду на разреше­ние трудных обстоятельств жизни. Если человек приходил к Батюшке в тя­желом душевном состоянии, с непосильным игом болезней и горестей, то старец исповедовал не только самого пришедшего, но и приглашал на исповедь отца и мать, а если возможно, то бабушек и дедушек.

Вот как вспоминает свое общение с лавр­ским старцем настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе архимандрит Мелхиседек (Артюхин): «В лавре ходила такая поговорка: «Наум, наставь на ум». Потому что Батюшка не лю­бил людей бестолковых, не книжных, ко­торые ничем не интересуются. Кстати, его что-то сближало со старцем Амвросием Оптинским, который разбирался во многих вещах: не только в духовных, но и в строи­тельстве, и в технике, и в аграрных вопросах, животноводстве. Когда люди не были гото­вы говорить на духовные темы, он с ними беседовал просто о житейских вопросах, как бы начиная раскачивать их, находить какой-то душевный контакт, а потом перехо­дил уже на духовные: а как у тебя с душой, как у тебя с грехами, как духовная жизнь, молитва? Уже пошла исповедь. Появлял­ся человеческий контакт. Он умел нахо­дить ключ к собеседнику. Старцу как-то открывалось, что сейчас важнее для челове­ка, который мог сам это сразу не замечать».

Как отмечают издатели, Батюшка, как бы отвечая на незаданный вопрос собеседника, сам давал нужные советы. Его не зря называли провидцем XX века. Старец духом прозревал каждого приходящего к нему человека. Так и благословлял своих чад: одного человека на организацию богословских курсов при монастыре, другого — на монашество, а третьего — на подготовку духовной литературы. Был инициатором возрождения монастырей. Более 40 монастырей открылись в России благодаря отцу Науму! У него был дар воспитания и обучения монашеской братии. Десятки архиереев, сотни священников и иноков — чада батюшки.  

Этот сборник состоит из трех частей: «Об исповеди», «О Святом Причащении» и «О целомудрии». В книге использовано много святоотеческих высказываний, примеров из житий святых, а также научных фактов — ведь Батюшка ежедневно прорабатывал огромные объемы печатного слова и благодаря уникальной памяти легко запоминал боль­шое количество цифр, фактов, аргументов. Материал излагается в форме вопросов отцу Науму его духовных чад и ответов на них лаврского старца. Как полагают издатели, отрывки из пропо­ведей, наставлений, бесед помогут каждо­му христианину серьезно обдумать свои поступки и принести Богу достойные пло­ды покаяния. И конечно, будут полезными наставления Батюшки о жизни по Еванге­лию: «В каждом доме должно быть Еван­гелие! Читайте Евангелие, запоминайте Евангелие, исполняйте его — и спасетесь».

Первую из частей, в которой старец подробно отвечает на вопросы, касающиеся исповеди, издатели предваряют следующими словами отца Наума. «Осуждение, тщеславие, самооправдание, пус­тословие, неприязнь, насмешки, неуступчи­вость, лень, раздражительность, гнев —по­стоянные спутники человеческой жизни. На совести многих лежат и более тяжкие грехи: детоубийства (аборты), супружеские изме­ны, обращение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое. Отцы Церкви называют «вторым Кре­щением», крещением слезами, таинство По­каяния. Через таинство Крещения мы входим в Церковь, вступаем на путь, ведущий к Цар­ствию Божию, а благодаря «второму Креще­нию» — Покаянию — человек может слеза­ми раскаяния омыться от греха, восстать от своего падения, исцелиться от ран и продол­жить путь к Богу.

К сожалению, - говорит отец Наум, - не многие знают, что такое Покаяние, каков его глубо­чайший смысл, в чем нужно каяться». Помочь в этом, рас­крыть пред вашим мысленным взором грехи, которыми мы оскорбляем Господа, нарушая заповеди Закона Божия, и призваны наставления старца Наума, собранные в первой части книги. А далее, во второй части говорится о Таинстве Причастия. Тут батюшка отмечает следующее: «В большинстве случаев Таинство Покаяния не­изменно предшествует принятию Святых Таин. И если человек не отнесся с должным вниманием к исповеди, то он приступает к Телу и Крови Христовым недостаточно подготов­ленным. Об этом святой Амвросий Оптинский говорит: «Есть и такие христиане, которые приносят покаяние, но не всё высказывают на исповеди, а некоторые грехи скрывают и утаивают стыда ради. Таковые, по слову апостольскому, недостойно причащаются Святых Таин и за недостойное причащение подверга­ются различным немощам и болезням, а немало и умирают».

О том, что означает Причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых? В чем состоит достойное и недостойное Причащение? Что происходит, когда недостойно причащаешься? Когда и кого могут не допустить до Причащения? На эти и другие вопросы отец Наум отвечает во второй части книги. Завершают издание наставления о целомудрии.

***

В этой книге одного из столпов старчества XX века, духовника Троице-Сергиевой Лавры — приснопамятного архимандрита Наума (Байбородина), очень много мудрых и полезных для христиан советов. Они о том, о чем Батюшка не уставал повторять своим духовным чадам: «Каждый для своего спасения должен пройти путь очищения через исполнение заповедей, пост, воздержание, через целомудренную жизнь, непрестанную молитву и достойное причащение Святых Христовых Таин». Особое внимание в книге уделяется проповедям, наставлениям и беседам Батюшки об исповеди, о покаянии — обращении нашего ума к Богу, а также о Святом Причащении и целомудрии.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать