У книжной полки. Апостол Китая. Святитель Гурий (Карпов)

18 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

29 марта исполнилось 10 лет со дня первого празднования памяти святителя Гурия, архиепископа Таврического, причисленного к лику местночтимых святых Священным Синодом Украинской Православной Церкви 18 апреля 2008 года. Святитель Гурий (Карпов), мощи которого ныне покоятся в Симферополе, в Александро-Невском соборе, является воистину ярчайшей звездой на небосклоне Вселенского Православия и гордостью крымской земли. Около 20 лет он провел в Китае, воз­главляя Пекинскую миссию, перевел на китайский язык Священное Писание и другую духовную литературу. Трудами свт. Гурия на китайской земле воссияло Православие, и поэтому его без преувеличения можно назвать апостолом Китая. О святителе Гурии рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Шпатакова «Родное слово», которая так и называется – «Апостол Китая».

***

Архиепископ Гурий (Карпов) много лет трудился в Пекинской духовной миссии. «Безграничная преданность своему высокому призванию, кротость, какая только свойственна смирен­номудрой душе глубокого христианина, трудолюбие до изнеможения — вот отличительные черты святителя, которые были присущи ему от юности», — писал о нем современник Иван Иустинович Палимпсестов. В предлагаемой книге, кроме жизнеописания, со­браны проповеди святителя Гурия, произнесенные им с крымской кафедры, а также поучения на разные слу­чаи жизни. В приложении вниманию читателей представлены: письмо святителя Гурия, характеризующее состояние Православной Церкви в Китае, его «Послание пастырям Таврической епархии», воспоминания Ивана Иустиновича Палимпсестова о преосвященном Гурии, а также молитва и тропарь святому.

Как говорится в издании, будущий святитель Гурий (в миру Григорий Платонович Карпов) родился в 1814 году в городе Саратове в семье потомственных священников. Первоначальное воспитание и образование он получил в семье, где царила особая атмосфера чистоты, вза­имной любви и уважения, которую впитал в себя Григорий и которую сохранил до самой смерти. Когда ему исполнилось девять лет, его определили в местное духовное училище. Сохранилось такое воспоминание одного из его сокурсников: «Григорий, будучи мальчиком, имел нравственность отличную и характер сми­ренный, даже не развивался так, как дру­гие ученики, а более занимался прилежно изучением уроков и чтением Нового Завета. Был набожный, любил часто посещать храм Божий, где занимался на клиросе пением и чтением».

Среднее образование Григорий Карпов получил в Саратовской духовной семинарии. Среди его наставников и преподавателей были такие замечательные люди, как епи­скоп Иаков (Вечерков) — смиренномудрый, ревностный архипастырь, своими миссио­нерскими трудами присоединивший к пра­вославию более двадцати тысяч раскольни­ков-старообрядцев и крестивший две тысячи калмыков и иудеев. Сокурсники по семина­рии вспоминали о Григории Карпове как о прилежном ученике, обладавшем замечатель­ной памятью, ясностью мыслей и добрым ха­рактером. Он был человеком очень мягким и деликатным, вежливым в обращении, и потому знатные и благочестивые родители охотно приглашали его для воспитания сво­их детей.

По окончании семинарии Григорий Карпов поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Спустя почти год он был пострижен в монашество с именем Гурий – в честь святителя Гурия Казанского, рукоположен в иеродиакона, затем – во иеромонаха. В 1839-м году выпускник академии - иеромонах Гурий - особым указом Святейшего Синода был направлен в Пекинскую духовную миссию. Это была двенадцатая по счету миссия со време­ни ее основания. Дорога в Китай заняла более полугода, и в Пекин члены миссии прибыли 4 октя­бря1840 года. С этого момента на протяжении 10 лет отец Гурий нес апостольские труды в далеком Китае. В 1851 году он был возвращен в Санкт-Петербург, возведен в сан архимандрита и определен смотрителем Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища. За противосектантский труд «О богоучрежденности епископского сана» архимандрит Гурий получил степень магистра богословия.

В 1856 году архимандрит Гурий вновь отправился в Китай. Проживший там в течение 18 лет сначала в качестве члена миссии, а потом и ее начальника, он в совершенстве изучил китайский язык, свободно говорил и писал на нем, что позволило ему перевести на китайский язык Новый Завет, Псалтирь, ряд богослужебных книг. Несомненно, что апостольские труды святителя Гурия имели исключительное зна­чение в распространении православного благочестия на китайской земле и принесли Церкви богатые плоды: сотни китайцев приняли Православие. Позже, в 1900 году, во время так называемого «боксерского» восстания, в ночь с 23 на 24 июня (по григорианскому календарю) духовные дети отца Гурия – 222 человека во главе с священномучеником Митрофаном (священником-китайцем) – приняли мученическую смерть за мужественное исповедание православной веры.

Преосвященный Гурий много сделал и для Тав­рической епархии, которую возглавил в 1867 году, став епископом, а позже - архиепископом Таврическим и Симферопольским. Он изыскал средства на строительство духовной семинарии, консистории, мужского духовного училища; ходатайствовал перед Синодом о выдаче средств на реконструкцию Александро-Невского собора, жертвовал средства на развитие монастырей, основал в Симферополе Таврический архиерейский дом. Владыка Гурий проявил себя необычайно хозяйственным и мудрым в управлении. Он вел большую миссионерскую деятельность и боролся с различными сектами. За свои труды был удостоен многих церковных и государственных наград.

Сослужители владыки отзывались о нем как о кротком и смиренном архиерее. Несмотря на обширные энциклопедические познания, он был очень скромен в обращении с подчиненными. Как архиерей, был добр, милостив и снисходи­телен, доступен и справедлив. Как админи­стратор — осторожен, не строг, но внуши­телен, действовал не страхом наказания, но кротостью и благоразумием. «Ласковый, милостивый и кроткий» — так характеризовали владыку его современники. Этот поистине дивный Архиерей, несмотря на огромную занятость и тяжёлый недуг (он страдал болезнью печени и «каменной болез­нью»), находил время и силы, чтобы вникать во все детали церковной жизни вверенной ему епархии, будь то восстановление древней часов­ни, возведение храма, обнаружение реликвии, работа епархиальных учреждений, проведение богослужений. Для него вовсе не существовало «малозначительных» дел.

Господь зримо благословлял его труды. Церковь и государство своими высокими на­градами отмечали его подвиги. Но по собственному признанию, самой лучшей наградой для него было то, что духовенство с полным доверием и искренней любовью относилось и к нему самому, и ко всем его благим начинаниям. Такова сила духовно-нравственного величия. Ей незаметно подчиняются, ее невольно любят. Владыка не приказывал, а указывал. Имея свое авторитетное мнение по тому или иному вопросу, не ограничивал доброй инициати­вы подчиненных. Владыка был на редкость трудолюбив. Ни одной бумаги не проходило мимо него. Наиболее важные документы он составлял сам. Любой священнослужитель мог написать ему письмо, на которое влады­ка лично давал ответ. Блаженная кончина архиепископа Таврического Гурия последовала 17 марта 1882 года. За несколько дней до своего преставления владыка получил от Господа откровение, в котором был предуказан день его кончины. Более подробно о жизни святителя Гурия, апостола Китая, рассказывает первая часть этой книги.

***

Как отмечают издатели, святитель Гурий был преизобильно наделен высшим даром — да­ром духовного рассуждения и неустанно стре­мился к тому, чтобы пробудить в пасомых жажду единения со Христом, подвигнуть к смирению и послушанию, которые он считал необходимым условием достижения духовного блаженства и высочайшие образцы которых видел в жизни Спасителя и Его Пресвятой Матери. В своих проповедях, которые читатели найдут во второй части книги, святитель Гурий с присущей ему глубиной раскрывает для нас смысл и цели жизни христианской, указывает путь к стяжа­нию совершенства, свойственного блаженным духам. Его спокойное и взвешенное, поистине умиротворяющее слово обладает удивительной способностью: оно проникает в самые глубины христианской души, оставляя в ней неизглади­мый след, просвещает ум и сердце и озаряет весь жизненный путь человека, старательно впитавшего святительские рассуждения и на­ставления.

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы