У книжной полки. Русская икона. Апостол Иоанн Богослов

21 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Иоанн Богослов — возлюбленный ученик Иисуса Христа. Апостолом Господа он стал в ранней юности. Прожил долгую, полную миссионерских приключений и духовных подвигов жизнь. Написал одно из Евангелий и Апокалипсис. Эти величайшие и таинственные книги любили христианские мыслители, составлявшие многотомные толкования на сочинения апостола Иоанна. Любили поэты, находившие в образе «сына грома» неисчерпаемый источник вдохновения. Любили и иконописцы. Жизнеописание святого породило множество иконографических сюжетов, которые развивались с течением времени, обрастая все новыми деталями. Разобраться в пестром многообразии поможет эта книга, посвященная иконографии апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

***

Книга «Апостол Иоанн Богослов» вышла в свет в издательстве Метропресс в серии «Русская икона: образы и символы». Автор текста, Жанна Григорьевна Белик, рассказывает о сложных вещах: изобразительных особенностях и духовном смысле русской иконы. Но рассказывает настолько просто, что книгу могут читать даже те, кто только приступает к изучению духовной культуры нашего Отечества. Эта книга в качестве пособия пригодится на уроках истории и искусства и основ православной культуры. Для своего рассказа о жизни и трудах святого апостола автор использует житийный сборник святителя Димитрия Ростовского, «Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского», «Толковую Библию» Лопухина и другие издания.

В частности в книге мы читаем следующее: «Святой апостол и евангелист Иоанн, именуемый Церковью Богословом, был одним из двенадцати апостолов - ближайших учеников Спасителя. Господь Сам избрал их и послах благовествовать народам Царствие Божие. Апостолы сопровождали Учителя во время Его земной жизни, возвещали Евангелие, изгоняли бесов, исцеляли от болезней, говорили от Его имени. Греческое слово «апостол» означает «посланник». В этом посланничестве заключалась основная миссия апостолов. Спаситель наделил их большой властью: «Кто принимает вас, принимает Меня, и кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Мф. 10:40). Церковь христианская ведет свое начало oт апостолов; именно они были призваны Господом на ее созидание.

Апостол Иоанн написал четвертое Евангелие, поэтому его называют Евангелистом, а за глубокое раскрытие христианского учения, как говорилось, Богословом. Святой Иоанн имел со-зерцательный склад души. Его Евангелие полно глубоких богословских рассуждений: апостол погружался во внутренний мир, стремясь осмыслить великие события, свидетелем которых он был. Написанное им Евангелие по сравнению с первыми тремя Евангелистами, заключает в себе большее число бесед Господа о глубочайших истинах веры: о Троице, о воплощении Сына Божия, о духовном возрождении, об искуплении человечества, о благодати Духа Святого и о Причащении.

Кроме Евангелия, Иоанн написал три Послания, которые называются соборными, потому что обращены не к конкретным личностям или к конкретной церковной общине, как у апостола Павла, а ко всем христианам. Надо научиться любить — вот главная мысль его апостольских Посланий. Он учил всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить закон Христов. Святого Иоанна именуют «Апостолом любви»: он постоянно учил, что человек без истинной любви в своем сердце не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В конце своей жизни, будучи уже не в состоянии говорить длинные речи, Иоанн повторял только одну фразу: «Детки, любите друг друга!» И когда его спросили, почему он постоянно повторяет одно и то же, апостол отвечал: «Потому, что это заповедь Господня, и если бы ее только исполнить, - этого было бы достаточно».

Святой Иоанн Богослов удостоился видения от Бога, он был восхищен на небо, и ему открылось будущее: приход Антихриста, конец мира, Страшный Суд, Царство Небесное, участь праведников и грешников. Так у Христиан еще в первом веке появилось «Откровение святого апостола Иоанна Богослова», по-гречески «Апокалипсис». Это книга не только о будущем, но и обо всем ходе истории. Апостол говорит о том, что в конце времен нынешний мир, который мы так тщательно изучаем, сгорит, небо будет свернуто как свиток, настанет новый мир и новая земля. А главный вопрос – спасение души – зависит от воли и желания конкретного человека: кто туда войдет и как сделать себя достойным войти в Царство Небесное? Об этом нам говорит в своих письменных трудах апостол Иоанн.

Вот лишь краткий пересказ того, что рассказывает автор о жизни и трудах любимого ученика Христова. Скажем также кратко и об иконографии апостола. Как пишет автор, древнейшие дошедшие до нас изображения Иоанна Богослова относятся к 3-4 вв. Они сохранились в росписях катакомб и рельефах саркофагов. Среди них нет таких произведений, где апостол изображен один, он всегда представлен в числе 12 апостолов или, реже евангелистов, окружающих Спасителя или предстоящих Ему. На ранних рисунках апостолы имеют обобщенные черты, поэтому идентифицировать Иоанна Богослова среди апостолов или евангелистов можно только в том случае, если подписаны имена святых или читаются слова евангельских текстов.

В раннехристианском искусстве апостол Иоанн чаще изображался юным, что может указывать на сложившееся представление о нем как о самом молодом ученике Христа. Позже получил распространение другой образ — в виде старца перед небольшим столиким, как например, в мозаиках Сан-Витале в Равенне. В руках Иоанна — раскрытый кодекс. Апостол представлен за написанием Евангелия. Над ним сидит огромный орел, который воспринимается не столько как символ самого апостола, сколько как символ силы и свободы его мысли. Взгляд апостола устремлен в небо — этим художник показывает, что Иоанн внимает непосредственно Богу.

Практически во всех византийских рукописях 9 - начала 11 вв. мы видим развитие образа, созданного мозаичистами Равенны: Иоанн Богослов имеет облик вдохновенно творящего старца. Это, вероятно, объяснялось существованием предания о написании им Евангелия в глубокой старости, последним из Евангелистов. Именно в это время появляются устойчивые, «узнаваемые» черты внешности Иоанна Богослова: высокий, выпуклый, изборожденный морщинами лоб с большими залысинами, короткие курчавые волосы и небольшая окладистая борода с выделенными прядями. Богообщение Иоанна Богослова выражено не только подняты-ми к небу глазами. Поворот его фигуры также подчеркивает реальность диалога апостола с Богом. Господь словно зовет его, и Иоанн, услышав Его зов, оборачивается на Божий Глас.

***

Книга «Апостол Иоанн Богослов» - входит в уникальную книжную коллекцию «Русская икона: образы и символы». По словам издателей, это настоящая замечательная энциклопедия православной культуры! Серия знакомит читателя с великими шедеврами иконописи, прославленными и менее известными образами, созданными древними мастерами. А секреты и тайные смыслы шедевров живописи - иконописи раскрывают ученые, художники и священники. Каждая из книг серии посвящена одной теме: празднику, святому. Тема освещается очень подробно с исторической, с иконографической, с богословской точек зрения.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать