Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Пятнадцатый век - эпоха подъема духовной культуры в России, государственного и церковного строительства, век усиленной молитвы и небывалого роста числа святых подвижников. Это время было проникнуто молитвой и покаянием монашеской братии, молящейся за весь мир. Их было много, истинных подвижников, постоянно ходящих пред лицом Божиим. Среди них - особые Его избранники, имена которых запечатлелись в народной памяти. Одним из таких избранников был преподобный Александр Свирский - тайнозритель Святой Троицы. Ему посвящается книга, которая находится сегодня на нашей книжной полке. Она называется – «Преподобный Александр Свирский и его ученики».
***
Основу этой книги составляет переведенное на современную орфографию Житие прп. Александра Свирского, написанное его учеником - игуменом Иродионом. По традиции, к «Житию» прилагается повествование о первом и втором обретении мощей святого, с приложением документов и свидетельств о его чудесах. Краткая история Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря воспроизводится по первому переизданию «Жития» преподобного отца. К историческому описанию обители добавлена «Современная летопись монастыря», составленная пресс-секретарем обители в 1998-2005 гг. Людмилой Александровной Ильюниной. В «Летопись» включены письма, которые приходят в обитель Святой Троицы со всех концов России и из-за ее пределов. Читая многочисленные письма, Людмила Александровна вдруг поняла, что они представляют собой сокровище, которым нужно поделиться с людьми.
В «монастырских письмах» безыскусственно и ярко отразилась вера народная, простота народной души, и оказалось, что она та же, что и сто лет назад. Эти письма, по словам Ильюниной, — великое утешение, они доказывают, что душа еще жива, что люди ищут святости, тянутся к ней. Хранят ее в своих сердцах, несмотря ни на какие «современные веяния» «научно-технического прогресса». К публикации были подготовлены так называемые, «типичные послания», то есть такие, каких много на одну и ту же тему, но из них выбрано одно — самое яркое. Как отмечает Людмила Александровна, старались выбирать в основном светлые письма. Хотя, нужно сказать — их гораздо меньше, чем трагических. В монастырь пишут, прежде всего, те, у кого пропали без вести или погибли близкие люди — чаще всего дети. Пишут жены, матери, сестры наркоманов, пьяниц и заключенных. Пишут тяжко больные люди. Все просят святых молитв, все выражают надежду и веру в помощь великого святого — преподобного Александра Свирского.
Далее следует краткое повествование об учениках прп. Александра, составленное благочинным монастыря в 1998-2008 гг. иеромонахом Адрианом (Дементьевым). Стоит отметить, что Троицкой обители преподобного Александра Свирского уже более 500 лет со дня ее основания в 1506 году. Обитель древняя... Многое, - как отмечают составители книги, - уже навсегда сокрылось за толщей минувших столетий от любопытного взгляда современника. История монастыря умалчивает и о точном числе учеников прп. Александра Свирского. Да и возможно ли нам знать это число? Смиренный инок всегда стремился в глухие пустыни и леса, стараясь скрыться от пытливой молвы народной. Сколько Церковь прославила святых угодников Божиих! А сколько из них осталось сокрыто в пустынях, никому не известных и мирно отошедших там ко Господу! Не всех Господь ставит на свещник светить миру. Но все они, святые преподобные отцы, предстательствуют за нас перед Престолом Божиим.
Для нас, - отмечают издатели, - важны те живые примеры веры и благочестия, что стоят ныне перед нашим взором в лицах смиренных иноков, никогда не стремившихся к славе и известности, сохранившиеся (не чудом ли?) на страницах истории. Монастырских записей о первых сподвижниках прп. Александра не сохранилось отчасти из-за бывшего в первой половине XVII столетия разорения монастыря, записанного в летописи обители под именем «Литовского разорения», а отчасти из-за сильного пожара в 1784 г., испепелившего многие документы, относящиеся к истории первых времен существования обители. Последнее же разорение монастыря в смутные революционные десятилетия начала XX столетия развеяли последние листы истории по архивам и библиотекам уже советских городов. Но что-то, Промыслом Божиим, сохранилось и до наших дней.
Судя по обширной каменной трапезной, устроенной еще прп. Александром при церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а также по многочисленным келейным зданиям и по следам пашни, прежде тянувшейся на версту от монастыря, можно думать о довольно большом числе насельников обители, живших и строивших монастырь. Житие прп. Александра Свирского, составленное его ближайшим учеником — игуменом Иродионом, спустя всего несколько лет после кончины святого учителя, — самое верное и ценное для нас свидетельство, более всех рассказывающее об учениках преподобного. Его и использовал иеромонах Адриан (Дементьев), составляя свое повествование. Завершает эту часть книги рассказ о родителях прп. Александра, которые хоть и не являются учениками святого, но с его благословения оставили мир и ушли в монастырь.
Завершает книгу статья «Прп. Александр Свирский - тайнозритель Святой Троицы», которая включена в издание в память о новопреставленной монахине Александре (Сафоновой), подвижнице, стараниями которой были обретены в 1997 г. мощи прп. Александра. В этой статья в частности говорится, что преподобный Александр Свирский родился 15 июня (ст. ст.), в день памяти ветхозаветного пророка Амоса, чье имя было дано преподобному Александру в крещении. Пророку Амосу Бог открылся как Создатель, Отец и Судия всех племен, а не только Земли Обетованной. Амос — боговидец, для кого служение правде есть исполнение Божиих велений. Грех для него есть зло, внесенное в отношения между Богом и человеком, религиозная измена».
Через двадцать три века Господь открывает себя другому Амосу, человеку древнего северного народа — вепсов. Этот новый Амос выбрал тоже пустыннический образ жизни. И он тоже был избран Господом из большого числа подвижников, и Господь предстал перед ним в Своем тайном откровении, которое не было раньше раскрыто ни Аврааму, ни ветхозаветному Амосу. «Тогда мир еще не созрел до учения о Святой Троице, следовательно, и для учения о любви, а эти два понятия — неразделимы». О том, что Бог-Троица — это любовь, было дано узнать в полном объеме новому Амосу — преподобному Александру Свирскому. Многочисленные свидетельства помощи людям по молитвам к святому Александру, отмечаемые во все века, и до сего времени являются проявлением этой любви.
Явление Бога-Троицы прп. Александру произошло в 1507 году по Рождестве Христовом. «Избрал тебя Господь многим ко спасению», — так сказал преподобному Ангел, предваряя встречу прп. Александра с Пресвятой Троицей. При этом божественном и благодатном посещении монах Александр был одарен Духом Святым, Который отныне стал жить в нем. Кроме того, монастырь, и церковь во имя Единосущной Троицы преподобный Александр строил по велению Самого Бога-Троицы с указанием места их возведения. В истории Церкви больше нет подобного случая, где бы таким очевидным образом Святая Троица дала бы Свои указания по поводу земного строительства храма и монастыря. Это великое небесное посещение отражено в житии преподобного, в монастырской книге «Достопамятностей», стало сюжетом многочисленных икон с изображением святого Александра, отражено в канонах, службах и акафисте преподобному.
***
По словам монахини Александры (Сафоновой), «наши предки не только понимали величие преподобного Александра Свирского, но и с благодарностью на века запечатлели память о нем еще тогда, в середине XVI века». Первое житие великого северного подвижника было написано через 12 лет после его кончины по повелению митрополита Московского и всея Руси Макария. Канонизация святого состоялась в 1547 году на Соборе русских епископов под председательством святителя Макария, который отметил, что духовные подвиги Александра Свирского равняют его с преподобным Сергием Радонежским. Свято-Троицкий монастырь, основанный новозаветным созерцателем Пресвятой Троицы, на протяжении веков является школой благочестия для многих подвижников, иноков и мирян-паломников. И сейчас тысячи почитателей прп. Александра со всего мира притекают к раке с его мощами с благодарностью, надеждой и молитвенными прошениями.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Воскресные беседы. Пасха
Кулинарное паломничество. Пасхальный салат. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Доцент Нижегородского университета Людмила Михайловна Кузнецова
Православный словарь. Геенна
Прогноз погоды на 6 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!