У книжной полки. Преподобный Александр Свирский и его ученики

30 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Пятнадцатый век - эпоха подъема духовной культуры в России, государственного и церковного строительства, век усиленной молитвы и небывалого роста числа святых подвижников. Это время было проникнуто молитвой и покаянием монашеской братии, молящейся за весь мир. Их было много, истинных подвижников, постоянно ходящих пред лицом Божиим. Среди них - особые Его избранники, имена которых запечатлелись в народной памяти. Одним из таких избранников был преподобный Александр Свирский - тайнозритель Святой Троицы. Ему посвящается книга, которая находится сегодня на нашей книжной полке. Она называется – «Преподобный Александр Свирский и его ученики».

***

Основу этой книги составляет переведенное на современную орфографию Житие прп. Александра Свирского, написанное его учеником - игуменом Иродионом. По традиции, к «Житию» прилагается повество­вание о первом и втором обретении мощей святого, с приложением документов и свидетельств о его чудесах. Краткая история Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря воспроизводится по перво­му переизданию «Жития» преподобного отца. К историческому описанию обители добавлена «Современная летопись монастыря», составленная пресс-секретарем обители в 1998-2005 гг. Людмилой Александровной Ильюниной. В «Летопись» включе­ны письма, которые приходят в обитель Святой Троицы со всех концов России и из-за ее пределов. Читая многочисленные письма, Людмила Александровна вдруг поняла, что они представляют собой сокровище, которым нужно поделиться с людь­ми.

В «монастырских письмах» безыскусственно и ярко отра­зилась вера народная, простота народной души, и оказалось, что она та же, что и сто лет назад. Эти письма, по словам Ильюниной, — великое утешение, они доказывают, что душа еще жива, что люди ищут святости, тянутся к ней. Хранят ее в своих сердцах, несмотря ни на какие «современные веяния» «научно-технического прогресса». К публикации были подготовлены так называемые, «типичные послания», то есть такие, каких много на одну и ту же тему, но из них выбрано одно — самое яркое. Как отмечает Людмила Александровна, старались выбирать в основном светлые письма. Хотя, нужно сказать — их гораздо меньше, чем трагических. В монас­тырь пишут, прежде всего, те, у кого пропали без вести или погибли близкие люди — чаще всего дети. Пишут жены, матери, сестры наркоманов, пьяниц и заключенных. Пишут тяжко больные люди. Все просят святых молитв, все выражают надежду и веру в помощь великого святого — преподобного Александра Свирского.

Далее следует краткое повество­вание об учениках прп. Александра, составленное благочинным монас­тыря в 1998-2008 гг. иеромонахом Адрианом (Дементьевым). Стоит отметить, что Троицкой обители преподобного Александра Свирского уже более 500 лет со дня ее основания в 1506 году. Оби­тель древняя... Многое, - как отмечают составители книги, - уже навсегда сокрылось за толщей минув­ших столетий от любопытного взгляда современника. История монастыря умалчивает и о точном числе учеников прп. Алексан­дра Свирского. Да и возможно ли нам знать это число? Смирен­ный инок всегда стремился в глухие пустыни и леса, стараясь скрыться от пытливой молвы народной. Сколько Церковь про­славила святых угодников Божиих! А сколько из них осталось сокрыто в пустынях, никому не известных и мирно отошедших там ко Господу! Не всех Господь ставит на свещник светить миру. Но все они, святые преподобные отцы, предстательствуют за нас перед Престолом Божиим.

Для нас, - отмечают издатели, - важны те живые примеры веры и благочестия, что стоят ныне перед нашим взором в лицах смиренных иноков, никогда не стремившихся к славе и извест­ности, сохранившиеся (не чудом ли?) на страницах истории. Монастырских записей о первых сподвижниках прп. Алексан­дра не сохранилось отчасти из-за бывшего в первой половине XVII столетия разорения монастыря, записанного в летописи обители под именем «Литовского разорения», а отчасти из-за сильного пожара в 1784 г., испепелившего многие документы, относящиеся к истории первых времен существования обители. Последнее же разорение монастыря в смутные революционные десятилетия начала XX столетия развеяли последние листы истории по архивам и библиотекам уже советских городов. Но что-то, Промыслом Божиим, сохранилось и до наших дней.

Судя по обширной каменной трапезной, устроенной еще прп. Александром при церкви в честь Покрова Пресвятой Богороди­цы, а также по многочисленным келейным зданиям и по следам пашни, прежде тянувшейся на версту от монастыря, можно ду­мать о довольно большом числе насельников обители, живших и строивших монастырь. Житие прп. Александра Свирского, составленное его ближай­шим учеником — игуменом Иродионом, спустя всего несколько лет после кончины святого учителя, — самое верное и ценное для нас свидетельство, более всех рассказывающее об учениках пре­подобного. Его и использовал иеромонах Адриан (Дементьев), составляя свое повествование. Завершает эту часть книги рассказ о родителях прп. Александра, которые хоть и не являются учениками святого, но с его благословения оставили мир и ушли в монастырь.

Завершает книгу статья «Прп. Александр Свирский - тайнозритель Святой Троицы», которая включена в издание в память о новопреставленной монахине Александре (Сафоновой), подвижнице, стараниями которой были обретены в 1997 г. мощи прп. Александра. В этой статья в частности говорится, что преподобный Александр Свирский родился 15 июня (ст. ст.), в день памяти ветхозаветного пророка Амоса, чье имя было дано преподобному Александру в крещении. Пророку Амосу Бог открылся как Создатель, Отец и Судия всех племен, а не только Земли Обетованной. Амос — боговидец, для кого служение прав­де есть исполнение Божиих велений. Грех для него есть зло, внесенное в отношения между Богом и человеком, религиоз­ная измена».

Через двадцать три века Господь открывает себя другому Амосу, человеку древнего северного народа — вепсов. Этот новый Амос выбрал тоже пустыннический образ жизни. И он тоже был избран Господом из большого числа подвижни­ков, и Господь предстал перед ним в Своем тайном откровении, которое не было раньше раскрыто ни Аврааму, ни ветхозавет­ному Амосу. «Тогда мир еще не созрел до учения о Святой Тро­ице, следовательно, и для учения о любви, а эти два понятия — неразделимы». О том, что Бог-Троица — это любовь, было дано узнать в полном объеме новому Амосу — преподобному Алек­сандру Свирскому. Многочисленные свидетельства помощи людям по молитвам к святому Александру, отмечаемые во все века, и до сего времени являются проявлением этой любви.

Явление Бога-Троицы прп. Александру произошло в 1507 году по Рождестве Христовом. «Избрал тебя Господь многим ко спасению», — так сказал преподобному Ангел, предваряя встречу прп. Александра с Пре­святой Троицей. При этом божественном и благодатном посещении монах Александр был одарен Духом Святым, Который отныне стал жить в нем. Кроме того, монастырь, и церковь во имя Единосущной Троицы преподобный Алек­сандр строил по велению Самого Бога-Троицы с указанием мес­та их возведения. В истории Церкви больше нет подобного слу­чая, где бы таким очевидным образом Святая Троица дала бы Свои указания по поводу земного строительства храма и монас­тыря. Это великое небесное посещение отражено в житии препо­добного, в монастырской книге «Достопамятностей», стало сюжетом многочисленных икон с изображением свя­того Александра, отражено в канонах, службах и акафисте преподобному.

***

По словам монахини Александры (Сафоновой), «наши предки не только понимали величие преподобного Александра Свирского, но и с благодарностью на века запечатлели память о нем еще тогда, в середине XVI века». Первое житие великого северного подвижника было написано через 12 лет после его кончины по повелению митрополита Московского и всея Руси Макария. Канонизация святого состоялась в 1547 году на Соборе русских епископов под председа­тельством святителя Макария, который отметил, что духовные подвиги Александра Свирского равняют его с преподобным Сергием Радонежским. Свято-Троицкий монастырь, основанный новозаветным созерцателем Пресвятой Троицы, на протяжении веков является школой благочестия для многих подвижников, иноков и мирян-паломников. И сейчас тысячи почитателей прп. Александра со все­го мира притекают к раке с его мощами с благодарностью, надеждой и молитвенными прошениями.

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать