У книжной полки. Афонские душеполезные поучения на каждый день Великого поста

4 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Каждый год мы празднуем Святую Пасху. Все мы, по словам афонского старца Ефрема Филофейского, с нетерпением ждем её, чтобы ощутить ту особую радость и свет Божественного Воскресения в своей душе, вкусить малую часть от бесконечной радости вечной Пасхи, увидеть луч того Света, что освещает другой мир, почувствовать небольшую долю того вечного счастья, которое ощущают на Небе, души, удостоившиеся спасения и празднующие теперь вечную Пасху — Пасху, которой нет конца. Чтобы действительно почувствовать Пасху и поистине увидеть свет Божественного Воскресения, необходимо очистить свои чувства от всякого страстного движения». Для этого у нас есть время, время долгого, Великого поста. Что нужно, чтобы пройти это великое поприще достойно и не потерять то, что накопим, по окончании поста? Об этом говорят нам афонские подвижники со страниц книги – «Афонские душеполезные поучения на каждый день Великого поста».

***

Книга «Афонские душеполезные поучения на каждый день Великого поста» - вышла в свет в издательстве «Духовное преображение». Как отмечают издатели, православный читатель в дни Великого поста найдет большое утешение в этом сборнике. Современные подвижники Афона и древние святые, славные своей мудростью о Боге, воздержанием, терпением скорбей и искусством в борьбе со страстями, проведут читающих через поприще воздержания и помогут приобщиться к благодатной радости светлой Пасхи Христовой. Наставления, проповеди, сказания и молитвы расположены в книге в тематическом соответствии с течением Великого поста, каждая неделя которого посвящена тому или иному святому или событию.

Открывают книгу наставления, сказанные в подготовительные недели к Великому посту. У нас этот период уже остался позади, но слова подвижников веры о молитве, покаянии, смирении актуальны не только во время поста, но и во все другие дни жизни человека. Поэтому прочитаем фрагмент проповеди афонского старца Ефрема Филофейского, где он говорит о смирении. ««Нечист пред Богом всяк высокосердый», «смиренным же дает благодать». Бог слышит молитву смиренного. Только смирением до глубины очищается сердце. Любая добродетель, любое напряжение, любое усилие имеют своей целью очищение сердца, но смирение — самое действенное лекарство. Христос преклонил Небеса и сошёл на землю. Сошёл на землю, преклонился, смирился, пришёл к нам как человек, хотя Он — Богочеловек: и Бог, и Человек!

Мы же, - говорит старец, - люди, и я первый, не преклоняем свою выю пред Господом, не смиряем свой помысел из-за того, что живёт в нас элемент гордости. Хотя мы и подвизаемся в преодолении этого страстного состояния, но только нам начинает казаться, что «ощущаем смирение», как тут же опять возникает гордость, всё равно: оттого ли, что почувствовали нечто во время молитвы или что-то хорошее сказали, или чего-то добились. Жало гордости и тщеславия нас поражает, и нам кажется, что мы добились чего-то добродетельного. Но можем ли мы гордиться даже своими достижениями? Ответом на этот вопрос станет история, которую рассказал также старец Ефрем.

Некий брат страдал от помыслов гордости. Он пошёл к одному великому старцу и сказал ему: «Отче, я ощущаю гордость от того, что подвизаюсь, и не могу победить этого помысла. Что мне делать?» А брат на самом деле подвизался. Старец ему ответил так: «Чадо, ты ли сотворил Небо и землю?» «Нет. Что ты, отче!» «А ведь Тот, Кто сотворил Небо и землю, Тот, Кто создал духовный мир Ангелов и Горнего Царства, Тот, Кто Своим повелением привёл из ничего в бытие Вселенную, назвал Себя «смиренным и кротким». А ты чем гордишься? Ты — брение, ты — земляной, грешный, страстный человек, богато облагодетельствованный Богом, считаешь, что делаешь что-то важное?!!

Он, склонившись, умывал ноги Своим ученикам, претерпел издевательства, насмешки, брань от стольких людей! Его, Который мог одним Своим мановением вернуть в состояние небытия всё существующее, видим обнаженным на Кресте и умирающим ради любви к нам. Он в смирении не произносил ни слова, не открывал уст Своих, а мы, люди, возвышаем главу и думаем, будто что-то из себя представляем!» Брат выслушал эти мудрые наставления, - как заключил старец, - смирился и вернулся в свою келью, получив великую пользу».

Вот и нам надо задуматься над этими словами и не превозноситься, нужно очистить сердце свое от гордости и прочих страстей. Если же сердце не очистится, не освободится «от отвратительного эгоизма и высокомерного расположения», если не поселится «в нём смирение Христово, то очи души, - по словам старца Ефрема, - не увидят света Воскресения и сердце человека его не ощутит. Христос указал нам путь очищения: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим». Если мы не смирим свой помысел, не преклоним главу, если не уверуем непреложно, что мы — ничто, что каждый из нас есть последний человек, самый грешный, которому уготован ад, то не испытаем особой радости Святого Воскресения, не удостоимся тайно в глубине сердца праздновать Пасху Христову».

Будем помнить эти слова старца Ефрема во все время Великого поста, чтоб не остаться нам без пасхальной радости. Не лишним для нас будет наставление и другого подвижника – схиархимандрита Кирика Афонского, который говорит о том, как обращать наши дела во славу Божию. «Святой апостол Павел сказал: непрестанно молитеся (1 Фес. 5, 17), и вся в славу Бо-жию творите (1 Кор. 10, 31), сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом (Тим. 2,3). Непрестанно молиться — это не значит, стать пред святыми иконами и молиться целый день, хотя и надо молиться в определенное время. Можно и должно молиться за всяким делом, как говорит святой Иоанн Златоуст: «Можно молиться и сидя за прялкой и ум возводить к Богу разумов, взирающему на ум и сердце наше».

Итак, занимаясь делом житейским (без чего нельзя обойтись никому), можно и должно молиться и от видимого, ощущаемого нами предметного мира переносить свою мысль на невидимое имя Божие. Например: взирая на огонь — либо в плите. либо в примусе, или в лампе, или где-либо, скажи себе мысленно: «Господи, избави мя от вечнаго огня!» И тем самым смиришь свой помысл, и незаметно явится вздох в твоей груди - и этим привлечешь себе благодать Святого Духа, который в момент вздоха в душе твоей неприметным образом созидает твое спасение. Так, постоянно находясь в общении с Богом, мы обращаем все свои дела во славу Божию. А читая этот сборник наставлений старцев, мы найдем душеполезные советы от современных нам подвижников, которые так необходимы нам на пути ко спасению.

***

По словам архимандрита Гавриила Дионисиатского, который ссылается на писания святых отцов, «есть два основных очистителя души: пост и исповедь. Через пост, подчиняя плотские страсти, наш ум очищается и потому наша молитва наполняется сокрушением. Святая исповедь — это омовение нашей души, духовное очищение и примирение с нашим Небесным Отцом, благодаря которому мы становимся достойными божественного Причастия в настоящей жизни, а также и Царства Небесного и вечной жизни в будущем». О чем еще говорят афонские подвижники, что необходимо для нашего спасения не только в дни Великого поста, но во всякое время нашей жизни, вы узнаете, читая эту книгу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать