У книжной полки. 9 января

9 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архимандрит Григорий (Зумис). Люди Церкви, которых я знал.

 

Автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, является наместником Дохиарского монастыря на Святой Горе Афон. Архимандрит Григорий (Зумис) прошел через многие испытания и скорби, но в них он приобрел бесценный опыт, который еще более пополнился в его духовническом служении. Воспоминания о пережитом, о встречах с людьми Церкви легли в основу повествования книги, которая вышла в свет в 2010 году в Греции под названием - «Известные мне люди, подвизавшиеся на церковном поприще». В 2014 году эта книга в сокращении была опубликована на русском языке в Издательстве Смирение под названием - «Боголюбцы: Рассказы о подвижниках благочестия современной Греции, монахах и мирянах». И вот сегодня мы предлагаем вашему вниманию новое издание этой книги, которое осуществил Свято-Троицкий Ионинский монастырь. ***

«Люди Церкви, которых я знал» - так называется книга игумена афонского монастыря Дохиар архимандрита Григория (Зумиса), написанная в традиции патерика. Старец рассказывает о православных подвижниках современной Греции — о «людях Церкви» — монахах и мирянах, с которыми ему довелось встречаться в детстве, юности, а также за долгие годы своего монашества. Рассказывает о том духовном совершенстве, которого нередко достигают незаметные и незначительные в обществе и Церкви люди. Воспоминания известного афонского духовника написаны живым, образным языком, в них много глубоких размышлений о духовной жизни, о путях спасения. Книга несомненно будет интересна и важна для читателей, взыскующих Господа.

Прежде всего кратко расскажем об авторе книги. Архимандрит Григорий (Зумис) с раннего детства рос на острове Парос, воспитывался под сенью известного во всей Греции монастыря Лонговарда, а духовным руководителем его был старец Филофей (Зервакос). По рекомендации старца в 12 лет он поступил в духовную школу и был перепоручен аввой Филофеем другому старцу – Амфилохию (Макрису). 1 января 1967 года молодой человек принял от этого старца постриг и подвизался под его руководством в скиту. В 1970 году старец Амфилохий преставился Богу, и Григорий с некоторыми другими монахами вынужден был уехать в монастырь в центральной части Греции. Затем еще один монастырь, в Эвритании... А затем его и нескольких братий пригласили на Афон в монастырь Дохиар, где отец Григорий подвизается уже более 45 лет.

О том, как появилась идея создания этой книги, архимандрит Григорий рассказывает в предисловии. «Я не привык, пишет старец, - выезжать из своего монастыря, так как для меня моя келья — лучшее место отдыха. Впрочем, обязанности иногда вынуждают меня это делать. В один из таких редких выездов я оказался в одной многочисленной монашеской общине. После того как братия гостеприимно встретила меня, мы сели в их небольшом архондарике и стали разговаривать о наших странствиях по необъятному морю монашеской жизни. Мы говори­ли о морской болезни, штормах, штилях и разных берегах. Я прославил Бога за то, что молодые монахи больше пожи­лых принимали участие в этом разговоре, в котором совсем не было пустословия: мы говорили о трудностях, связан­ных с внутренним человеком, диаволом и миром, всяче­ски избегая осуждения.

Предметом разговора, по словам автора, были также собственные успехи и неудачи собеседников. «Один молодой монах, - пишет о. Григорий, - упо­мянул о современном патерике одной из зарубежных Пра­вославных Церквей, на что другой, из старших в этом брат­стве, с большим волнением заметил: «Если бы мы обошли наши греческие земли и получше разузнали о собственных мамах и бабушках, папах и дедушках, то и сами смогли бы написать много томов о чудесных событиях и замечатель­ных людях. Такой патерик весьма помог бы миру, особенно если читать его с духом ученичества и смирением». Этот монах, признается автор, стал для меня вечерним воином, пронзив­шим копьём моё исстрадавшееся сердце. К счастью, я с детства любил учиться у людей, знающих не понаслыш­ке о страданиях и угнетениях, а также у тех, кто посвятил свою жизнь служению нашей Святой Церкви. Я слушал, смо­трел и всё записывал в своём сердце несмываемыми черни­лами; всё это было смешано со слезами и кровью, и потому в моей маленькой головке оставалось священным сокрови­щем. Я никогда не спрашивал, правда ли то, что я слышал, так как сами рассказчики всякий раз добавляли: «Всё это так и было, сынок».

Как отмечалось в одном из предыдущих изданий, рассказы, собранные на страницах этой книги привлекают читателя не только интересным, а нередко и захватываю­щим сюжетом. Главное в них, это позиция автора, его отно­шение к ближнему. В простом, как бы незначитель­ном человеке он умеет разглядеть духовную красоту, величие добродетели, достигаемой нередко незаметным миру, суровым подвигом. Добродетели описываются с такой любовью, что хочется немедленно начать им подражать. Тем более что в большинстве случаев это не какие-то сверхъестественные подвиги древних подвижников, а дела, вполне доступные и нам, живущим ныне в миру или в монастыре. Необходимо лишь, по словам автора самопонуждение. Этому качеству посвящена отдельная глава — можно сказать, гимн самопонуждению.

Для примера зачитаю вам небольшой отрывок из этой главы. «С детских лет, - рассказывает автор, - я слышал слова преподобного Иоанна Лествичника: «Монашество есть постоянное понуждение себя». И моя покойная бабушка ЗахарО часто повторя­ла мне поговорку: «Рабочий день начинается с ночи». Ты допустишь ошибку, если отложишь сегодняшнюю работу на завтра. Я начал удивляться добродетели самопонуждения и полюбил её прежде, чем узнал на деле. И до сих пор я желаю её стяжать как подходящую моему характеру как ни что другое. Как-то я спросил у старца Амфилохия: «Чем монах отличается от мирянина?» На это он мне ответил: «Монах отличается постоянным понуждением себя. После этого он целый вечер рассказывал мне о монахах, подвизавшихся в самопонуждении. Самопонуждение принесло мне столько пользы, что у меня появилась мысль посвятить эту главу несколь­ким людям, монахам и мирянам, старавшимся понуждать себя, о которых я слышал или которых знал лично».

Так, по словам автора, «легендарный эконом монастыря отец Дамиан до девяноста лет сам мыл лестницу, ведущую к келиям. И мыл он ее не шваброй, а тряпкой, на коленях переползая со ступеньки на ступеньку. А бабушка Лукия, монахиня из БудрУми из Малой Азии... до глубокой старости сама вскапывала огород и каждый год говорила: «Последний раз». И так до ста лет. Да и моя бабушка, - повествует автор, - всегда себя принуждавшая, говорила мне: «Ты никогда не увидишь дня, в который закончил бы все свои дела. Ты должен много часов отнимать у ночного сна, если хочешь чувствовать удовлетворение от того, что хоть что-то делаешь». Самопринуждение – это характерная черта святых и всех вообще в выдающихся людей. Те, кто понуждают себя в материальном, обычно понуждают себя и в духовном».

А вот что автор пишет о праведных женщинах, которых он повстречал на своем пути. В частности он отмечает, что «когда необразованная и простая женщина учит­ся в Церкви, то она становится мудрее мудрецов. Не умея читать, она знает Евангелие и может замеча­тельно пересказывать жития святых. Она знает, когда буд­ни, а когда праздник, когда постный день, а когда нет. О му­ках и страданиях нашего народа во время его порабощения турками она говорит так, что слова её прожигают сердца слушающих. Она тактична и трудности жизни преодолевает святыми добродетелями. Никакое злоключение не доведёт её до от­чаяния, и никакая радость не лишит трезвого рассудка. Прежде всего, у неё есть то, что было и у святых: врождён­ное благородство и чистота жизни». «Церковная женщина, по словам автора, никогда не бывает верующей толь­ко во время скорби, в делах веры она остаётся постоянной». И об этом свидетельствуют рассказы автора.

 

*** О духовных подвигах своих современников, которые они совершают незаметно для многих окружающих, автор пишет следующее: «Незаметное служение — надёжный путь в Царство Небесное. Тому, кто делает добро втайне, Бог покажет это в день Своего беспристрастного Суда. Незамет­ное служение, пожертвование, проявление любви к друго­му имеет великую награду, а иначе и быть не может, ибо она обещана Самим Господом». О таких православных подвижниках, с которыми был знаком и лично встречался архимандрит Григорий, он и рассказывает в своей книге «Люди Церкви, которых я знал».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать