У книжной полки. 9 марта

9 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сибирская Благозвонница. Святой Иоанн.

 

Русских людей за пределами России раньше часто звали «Иванами». В языке русском, в фольклоре и сегодня не забыты Иванушка-дурачок, Иван-царевич, братец Иванушка, а вместе с ними и ванька-встанька. Отличает их всех, если верить народному творчеству, помимо индивидуальных качеств общая им удивительная открытость, щедрость, даже жертвенность. Народ и по сей день относится к своим героям с большой симпатией, прозревая за видимой простоватостью настоящее богатство, которое в рублях и аршином общим не измеришь. Что за богатство? Откуда? Заглянув для начала в Святцы, вспомним, что Иван наш в первую очередь — ИОАНН. И поймем, к чему это обязывает. А расскажет о святых с этим именем очередная книга, выпущенная в свет Издательством Сибирская Благозвонница. Она так и называется – «Святой Иоанн». ***

Итак, - Иоанн. В предисловии книги издатели дают такую справку. Имя это древнееврейского происхождения. От него произошло русское имя Иван. Что в переводе означает «благодать», «Божия милость». Понять, какими качествами в соответствии со своим именем был призван обладать мальчик, потом мужчина, несложно, если вспомнить однокоренные с ним слова в русском языке: благо, благодарность, благоговение, благодетель, благополучие, благородство и другие. То есть, знакомясь с человеком с этим именем, можно по определению рассчитывать, что он к тебе благорасположен и ты ему в чем-то благоприятен. Во всяком случае, и в этом был изначальный замысел, и на это тоже Иван благословлен свыше.

В русских Святцах имя Иоанн было одним из часто встречаемых среди святых. В наше время к ним прибавилась великая рать Иоаннов - новомучеников и исповедников Церкви Русской, названных в свое время в честь святых Иоанна Богослова, Иоанна Крестителя, Иоанна Воина и других. Точно установить, в честь кого именно, по понятным причинам, довольно трудно, а чаще — невозможно. В такие времена жили, что хорошо хоть имя осталось. Но сами они хорошо знали: по имени и житие... Этой известной житийной формуле стремились соответствовать строго, истово, творчески. И в миру не только православные, но и просто добропорядочные обыватели, видя примеры благочестия, старались следовать правилу: помни имя свое! Не все, конечно, ведь были и те, кто творил последующие беззакония, бесчинствовал и глумился. И все-таки в основной своей массе люди работали честно, любили ближнего и почитали родителей, на чужое не зарились...

Однако когда преобладающее количество православных в обществе растеряло, утратило былую крепость в своей вере, случилось то, что случилось. Конечно, объяснять разрушительные катаклизмы в обществе и нравственные метаморфозы в человеке только этим нельзя. Но смеем надеяться, - пишут издатели, - по прочтении этой книги у читателя появится потребность поразмышлять, почему же святые нередко вступают в острое противоречие с бытующими общественными условиями и господствующими взглядами на мироустройство и оказываются на кресте или плахе у тиранов, а Церковь рано или поздно начинает мешать всевозможным вождям в их «революционных преобразованиях», и ее снова начинают распинать на ветхозаветный манер. Однако содержание книги этим не ограничивается. В ней присутствует множество тем, раскрытию которых способствует лишь совокупность всех судеб святых подвижников, независимо от того, каким образом сложилось их христианское служение Богу и чем завершился земной путь каждого из них.

Например, тема любви. Конечно, в данной книге это сквозная тема. Какой же праведник без любви? Но что сокрыто в этом слове? Человек светский, пока еще далекий от Господа, и тот не без основания полагает, что хорошо знает, о чем, собственно, речь. Ведь «о любви так много песен сложено»! А уж человек верующий, ищущий Бога, тем более. Он ведь и Святое Писание прочел, и в церкви в молитвах с Христом собеседует, и батюшку слушает. Не исключено, что многих из нас буквально переполняет любовь, при этом самая христианская. И мы все о ней знаем. Но не станем спешить, последуем совету одного из великих Оптинских старцев, преподобного Макария: «Мы далеки еще от любви Божией, и смиритесь в своем мудровании...». Далеки и в мирском, и возвышенном понимании, а самообольщение наше, по убеждению преподобного, происходит «от непознания» самих себя.

Еще одна тема – «гонение на Церковь» встретится не раз на страницах этой книги применительно как к коммуно-атеистическому миру, так и к языческому, «когда он был моложе». Причины гонений, пожалуй, были неизменно богоборческие. А вот обстоятельства этих гонений отличались разительно. Соответственно, и мученический подвиг христиан древности и современности предстает по-разному. Например, согласно римским законам, достаточно было просто установить, является ли обвиняемый христианином или нет. При этом у подсудимого была возможность спасти свою жизнь через отречение от Христа, подтверждаемое совершением языческого жертвоприношения. Для власти такой исход процесса был более предпочтительным, поэтому нередко, о чем повествуют многочисленные жития мучеников, твердых в вере христиан стремились склонить к отречению пытками. Записывать же в христиан тех, кто таковым не являлся или переставал быть, у римлян особого резона не было. Следовательно, не было и необходимости прибегать в судопроизводстве к фальсификациям.

Новомучеников же в веке двадцатом обвиняли в политических преступлениях, в которых они себя виноватыми не считали, поскольку держались в стороне от политической борьбы. Мученическим актам древности как историческим источникам вполне можно доверять, поскольку у языческих правителей не было нужды искажать в них суть дела. Следственные дела советской поры изобилуют крайне тенденциозными обвинительными материалами, лживая власть стремилась представить картину в совершенно превратном виде. Свидетельство о Христе мучеников первых веков зажигало верой новые сердца, Церковь победно утверждалась по всей Римской империи и за ее пределами. Подвиг же новомучеников всячески скрывался от глаз, а средства коммунистической пропаганды изливали на них потоки клеветы. И самым печальным было то, что эта клевета в немалой мере достигала цели: миллионы одурманенных атеизмом советских людей теряли веру.

Однако, поразителен итог последних гонений. Церковь Русская выстояла, а богоборческая власть пала. Кровь новомучеников тоже стала семенем христианства, хотя и произросло это семя спустя десятилетия. Они, святые, учили смирению, терпению, любви, кротости и сами служили тому примером. Они проповедовали: Не люби того, что в мире (1 Ин. 2:15—17), потому что он - лукав, жесток, в нем много соблазнов. И шли в затвор, в пустынь... поближе к Богу. Таким был один из первых мучеников Церкви Христовой – Предтеча Иоанн, житием которого открывается данная книга, такими были и другие святые, а также подвижники благочестия, жившие в разные времена, но одинаково любившие Бога.

Как отмечают издатели, и у святых людей с именем Иоанн кроме имени, было много общего, за что, собственно, их святыми и почитают. То есть людей вполне земных, телесных, но на которых действительно «почиет благодать». Так, с древних времен и до сего дня святые пророчествовали, обличали, исправляли... Не углубляясь, а лишь предваряя содержание книги, издатели говорят, что пророчества святых, например, Иоанна Крестителя и Иоанна Кронштадтского хотя и не равнозначны, и не соизмеримы по своим масштабам и последствиям, однако почерпнуты из одного Священного источника. Да и выбор, который сделали эти святые, и в частности святые с именем Иоанн, повторяется из века в век. Об этом и многом другом помогает задуматься эта книга.

 

*** В российской истории найдется немало великих мужей с именем Иван или Иоанн, как прославленных, так и непрославленных в лике святых. Так, например, образцом жертвенной любви к Отечеству наряду со святым Иоанном Русским является Иван Сусанин. Рядом с праведным Иоанном Кронштадтским стоит такой патриот России, как мыслитель Иван Ильин, а среди современников старца Иоанна (Крестьянкина) - славные сыны Родины: легендарный летчик Иван Кожедуб и Герой Советского Союза Иван Иванович Иванов. Будем надеяться, - говорят издатели, - что, читая собранные в этой книге материалы о восхождении Вани к Ивану, от Ивана к Иоанну, а от Иоанна к вершинам святости, читатели не только познакомятся с подвижнической жизнью многих святых и благочестивых христиан, но и себя познают лучше.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать