У книжной полки. 9 декабря

9 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Владимир Крупин. Таинственный Афон: рассказы о жизни Святой Горы.

 

Многие места нашей земли напоминают красоту Дня Творения, но особенно чувствуется присутствие Божие в мире Греции. Здесь все говорит о Господе: море, полное тайн, горы, скрывшие свои склоны травами, кустарниками, деревьями и цветами, и небо, настолько драгоценно-изумрудное, что не дается никакой кисти. Когда восходит, по Божией милости, солнце, то кажется, что небо стекает в море, а море поднимается в небо. А главное место Греции для нас — это Святая Гора Афон. К 1000-летию русского присутствия на Святой Горе Издательство Эксмо предлагает читателям праздничное издание – книгу известного современного писателя Владимира Крупина – «Таинственный Афон: рассказы о жизни Святой Горы». Об этой книге – далее в нашей программе. ***

В этой книге собраны рассказы Владимира Крупина о жизни Святой Горы, ее отшельников, подвижников и монастырей, описана писателем и исключительная красота этого удивительного места. Как отмечает автор в предисловии, «по свидетельству космонавтов, которые летают в космосе над планетой, Афон всегда сияет, даже и тогда, когда вокруг него облачность. Святая Гора Афон - удел Божией Матери. После храма Гроба Господня в Иерусалиме — это главное место в мире. Почему? – подумаете вы. Да потому что, - пишет Крупин, - если бы не молитвы Афона, мир давно бы провалился в черные дыры безбожия. Был ты или не был на Афоне, все равно при этом слове слышится небесный звук чистой мо­литвы. В отверстое над Елеонской горой небо вознес­ся Воскресший Иисус Христос. Его приход на землю был великой милостью Господа, показав­шего пути спасения. Об этих путях и должны были поведать миру Его ученики. Рассказать и об обетовании Второго Пришествия, при котором уже не будет вразумления грешников, а грянет Божий Суд.

В «Деяниях апостолов» рассказывается, как ученики Христа собрались по Его Вознесении в Сионской горнице, которая помнила и чин умовения ног, и Тайную Вечерю, и как на них снизошел Дух Божий. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго...» (Деян. 2, 2-4). После проповеди Петра к апостольской церкви «при­соединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2, 41). Апостолы, получившие такой святой дар, ре­шили понести его вместе с Благой вестью о Воскресшем Христе и в другие земные пределы. Узнать же, кому куда идти, они решили с помощью жребия».

Как отмечает автор, Матерь Божия пожелала тянуть жребий наравне со всеми. Ее отговаривали, но она не признавала никакого особого отношения к себе и хотела участвовать в трудах апостольских. Ей выпала Иверия. Но не успела Матерь Божия со­браться в дорогу, как Божий Ангел (в церковном предании — Архангел Благовещения Гавриил) возвестил Ей волю Божию — пребывать пока в Иерусалиме, а там Сам Господь укажет Ей страну для поучения заблудших. Тем временем Она, сопровождаемая учени­ком Иисуса Иоанном Богословом, усыновленным Ею при Кресте на Голгофе, отправилась на остров Кипр, чтобы увидеться с Лазарем. Это тот Лазарь Четверодневный, на могиле которого написаны два поразительных по своей простоте слова: «Друг Христов», брат праведных сестер Марфы и Марии. Лазаря хотели убить иудеи, пылая злобой ко Христу и надеясь уничтожить память о чуде Воскрешения, воспоминаемом нами в Лазареву субботу Великого поста.

Лазарь скрылся, затем апостолами Павлом и Варнавою был рукоположен в епископы и служил на Кипре. Он писал оттуда к Божией Матери, зовя навестить его, так как по-прежнему была опасность пресле­дования со стороны иудеев, и он опасался сам прибыть в Иерусалим. Корабль внезапно поднявшимся ветром несколько дней гонит в сторону от Кипра по Эгейскому морю и прибивает к северо-восточной стороне греческого полуострова Халкидики — к полуострову Афон. Место выхода Пречистой Девы там, где ныне монастырь Иверской Божи­ей Матери. «Сие место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего, — сказала Божия Матерь. — Благодать Божия да пребудет на месте сем». Было это промыслительное событие в сорок четвер­том году от Рождества Христова. Пророческие слова об Афоне сбылись с совер­шенной точностью.

Афон, земной удел Божией Матери, стал исключительно иноческой стра­ной, монашеской обителью, соединившей в себе двадцать монастырей. Во мнении общественном он воспринимается не полуостровом, а самосто­ятельным островом, куда можно приехать только с одной целью — молиться Богу. Все осталь­ное — от лукавого. На Афоне нет ни одного монастыря, не осененного милостью Небесной Покровительницы. И, как пишет Владимир Крупин, в «любом монастыре живут предания о заступничестве Божией Матери. Вот одно из них. Предание, живущее в Хиландарской обите­ли, объясняет, почему Божию Матерь называют Игуменией Святой Горы. В Хиландаре хранится икона Божией Матери «Троеручица», та самая, пред которою молился и был исцелен преподоб­ный Иоанн Дамаскин. Однажды, после кончины настоятеля, в монастыре пошли нестроения, несогласия по поводу нового игумена. И тут случилось нечто вразумляющее: братия, собравшись на молебен, не увидели иконы на своем месте в алтаре. Она стояла на игуменском. Отнесли икону в алтарь. На следующее утро икона вновь была на игуменском месте. Храм же, все это знали верно, был заперт. Тут и наступило вразумление: сама Божия Матерь является игуменией монастыря. И выбрали только наместника».

По словам автора, «Благодать Божия, предсказанная Божией Матерью, Которую на Афоне именуют Защитницей, Попечительницей, Заступницей, никогда не ухо­дила от Афона. Все было в эти столетия: наше­ствия врагов, разорения монастырей, гибель мо­нахов, голод и холод, но спросим: а в остальном мире что? Государства исчезали, империи руши­лись, религии возникали и растворялись, а уж сколько было учений, идеологий, всяких аттил, чингизханов, наполеонов, Марксов, Лениных, Троцких... Сколько неверных, тупиковых путей пройдено человечеством от человеческой гордыни, а Афон стоит! Ибо стоит на скальной основе веры православной, смирения и терпения. Дру­гого объяснения прочного стояния Афона в мире нет. Случись что с ним — это будет вселенская катастрофа. Враг нашего спасения отлично это понимает и насылает все новые и новые напа­сти на монашескую республику. Но разбивается о крепость афонской молитвы.

А крепость этой молитвы идет от Заступницы усердной рода христианского — Божией Матери. И наименова­ние Божией Матери высоким именем Вратарницы произошло здесь же. Это не просто хранящая врата афонских обителей Неусыпная стража, но и двери в райские пределы Отверзающая. Дивно, отрадно слышать здесь акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея Иверской. Идет по простору храма, как по морской глади, раскатистой волной славословие согласными голосами, единым сердцем, «едиными усты»: «Радуйся, во всяких нуждах скорое вспо­можение, радуйся, в печалях быстрое услышание. Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас избавляющая, радуйся, от глада и напрасныя смерти нас свобождающая... Радуй­ся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая». Верным. Но кто более верен Царице Небесной, нежели монахи Святой Горы? – спрашивает автор.

Да, монашеская жизнь — тайна. Мы, люди обычной жизни, видим монахов в церкви, на послуша­ниях, в трапезной. Вот, пожалуй, и все. И никому не дано проникнуть в мир монашеской души. Более того, неохотно монахи рассказывают не только о себе, но и о своей обители. Поучитель­на история монаха Афона Нила Мироточивого. По его молитвам происходили исцеления боль­ных, вразумления заблудших. Исцеленные и их знакомые создавали вокруг имени Нила легенды. Но он всегда уходил от мирской славы. По его земной кончине его мощи стали обильно мироточить, и люди, естественно, потянулись за лекарством для души и тела. Мироточение было обильным, и наплыв желающих получить миро становился все более многочисленным. Тогда ученик преподобного сказал почившему учителю: «Я знаю, как ты бегал от мирской славы, но она тебя настигла». И что же? Мироточение прекратилось. Это очень краткий пересказ жития преподобного, но сказанного достаточно, чтобы увидеть, насколько монахи не дорожат известностью, более того, настоятельно ее избегают. Что еще хранит в себе «Таинственный Афон», читатели узнают, открыв данную книгу.

 

*** «Афон — это навсегда, - признается читателю Владимир Крупин. Не видел его - тянешься к нему. Увидел - никогда не забудешь. Двенадца­тилетним отроком тайно прибежал сюда один из самых почитаемых в Греции духовников, будущий старец Порфирий (Баирактарис), пробыл тут семь лет в скиту Кавсокаливит, а потом... 69 лет пробыл вдали от Афона, служил священником в поликлинике Афин, уходил в уединение, организовал женский мона­стырь Преображения Господня, в котором был наставником, и за несколько месяцев до кончины, предчувствуя ее, вернулся на Афон. Это было недавно (1991 г.). Старца Порфирия мы вспом­нили, чтобы примером его жизни показать нео­долимую тягу к Святой Горе. И еще вспомнить наставления старца: «Кто молится лишь о себе, совершает большую ошибку». Сказано это в первую очередь об афонской молитве». И об этом – о молитве и делателях молитвы, т.е. о подвижниках Святой горы рассказывает автор в первой части этой книги. Во вторую ее часть вошли циклы рассказов: «Неделя в Раю. Великорецкие крестоходцы», «Варвара. Материнские расска­зы» и «Крупинки».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать