У книжной полки. 8 января

8 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Александр Шаргунов. Неувядаемый Цвет. Перед Богородичными тайнами.

 

На второй день Рождества Пресвятой Богородицы Церковь совершает память святых отцов Третьего Вселен­ского Собора, который состоялся в 431 году в Ефесе. Этот Собор, по словам протоиерея Александра Шаргунова, «связан с догматом, определяющим Божественное Материнство Приснодевы Марии, исповеданным святыми отцами. Ефесский Собор торжественно провозгласил, что Пречистая Дева — «Феотокос» — Носящая Бога. Не просто Мать Иисуса, но Матерь Божия». Как отмечает отец Александр, «Тайна Боговоплощения дала возможность Церкви все бо­лее проникать в тайну Матери Воплотившегося Слова и все более прояснять ее. Ефесский Собор имеет особое значение в углублении нашей веры. Возвещение этого Богородичного догмата взволновало всех христиан Ефеса, и оно волнует и нас, когда мы размышляем о том, что Матерь Божия есть также и наша духовная Мать. Каков смысл для христиан в исповедании Пречистой Девы Марии Материю Божией? На эту тему и размышляет протоиерей Александр Шаргунов в книге, которая вышла в издательстве «Свято-Троицкая Сергиева Лавра» в двух томах. Она называется – «Неувядаемый Цвет. Перед Богородичными тайнами». ***

Автор книги - протоиерей Александр Шаргунов почти 40 лет служит в храмах Москвы и многие годы преподает в Московской духовной академии и семинарии. С 1990 года является настоятелем храма Святителя Николая Мирликийского в Пыжах. В свет вышло уже немало книг отца Александра, в которых он отвечает на многие актуальные церковные и общественные вопросы. В этой книге, священник говорит о тайне Божией Матери и раскрывает эту тайну через двунадесятые Господские и Богородичные праздники, через Ее многочисленные чудотворные иконы. Но не только. Помимо этого, автор рассматривает сокровенное присутствие Пресвятой Богородицы в Священном Писании и Ее связь со святыми. Особое внимание посвящено благодатному участию в жизни каждого христианина. Постоянное почитание Божией Матери, по словам отца Александра, это надежнейший путь ко спасению. Идя к Ней, мы все обретаем Христа.

В предисловии автор пишет: «Что сказать об этой книге? Один священник, прожив­ший долгую жизнь и прошедший через концлагеря и через многие испытания, незадолго до своей смерти говорил в проповеди на праздник Успения: «Это слово из моего собственного опыта. И если позволено мне так сказать — из моей любви к Божией Матери. Я никогда не посмел бы так говорить о Божией Матери, если бы это не было для меня дороже жизни». Как хотелось бы, - говорит отец Александр, - повторить его слова! Но как это выра­зить? Как дать почувствовать другим то, что бесконечно сокровенно? Наверное, лучше всего повторить вслед за преподобным Силуаном Афонским: «Если бы не Божия Матерь, я погиб бы во грехах моих». «Молись Божией Ма­тери, — писал в одном из своих писем духовным чадам преподобный Амвросий Оптинский, — но так молись, чтобы Она услышала».

«Божия Матерь, - говорит отец Александр, - прибежище смиренных. И, следова­тельно, одновременно очень слабых и очень сильных лю­дей (сильных — это тех, кто по дару Ее становятся «от Ее рода»). Церковь не перестает приносить Ей хвалу — не потому только, что Она Божия Матерь телесно, но потому что Она в течение всей жизни рядом с нами. Ее молитва — всегда благодарение Богу. И наша молитва к Ней — всегда благодарение Богу за то, что Он даровал нам такую Мать, Которая помогает нам стать верными чадами Отца Небес­ного Своим Божественным Сыном в Духе Святом. Божия Матерь может быть почитаема только в свете Ее Божественного Сына. Она не имеет ничего своего, чтобы дать место действовать в Ней Божественной благодати».

Рассказывая о Богородичных иконах, в которых нам также открывается тайна Матери Божией, автор говорит, что «Она — прежде всего Неувядаемый Цвет Небесного Рая, который открывается нам среди Богородичной Пасхи, неразрывно связанной с Пасхой Господней. И Она — пре­жде всего Одигитрия, Та, Которая открывает путь к бес­конечному блаженству и помогает постигнуть тайну Христа и тайну Церкви. Она — прежде всего Умиление, то, которое Церковь приносит в самом начале евхари­стического канона: «Милость мира, жертву хваления». Она — совершенный образ Ученицы Христовой, и по­тому исключительным образом участвует в откровении миру Христа. Церковь небесная и земная молится о том. чтобы Она заняла должное место в жизни каждого из нас. Она — в тайне Пресвятой Троицы, в тайне Христа, в от­кровении Священного Писания. И в центре Божественной литургии — Божия Матерь. Потому епископ носит на груди за богослужением крест и панагию — икону Божией Матери. И церковные молитвы завершаются, как правило, прославлением Пресвятой Троицы или Креста Христова, а вслед за этим — Божией Матери. Как «слава и ныне» во всех богослужебных текстах — это единая тайна».

Вчера мы встретили праздник Рождества Христова. Размышляя об этом долгожданном и радостном дне, автор также отмечает, что «тайна, которую мы переживаем сейчас в мире — это тайна постепенного прихода Христа во все души и во все народы. В самом деле, если Христос пришел во плоти, согласно надежде Израиля, если Пречистая Дева видела Того Кого Она ждала, если Она держала на Своих руках этого Младенца, родившегося в Вифлееме, если подобно праведному Симеону Она могла приветствовать Того, Кто был чаянием народов, можно с уверенностью сказать, что Он пришел. Он пришел, но Он всегда Тот, Кто должен придти. Он пришел, но Он еще не всецело пришел. Весь испол­ненный Им, народ Божий пребывает в ожидании. Христос пришел, но Он еще не явился в полноте — ни в каждой душе человеческой, ни во всем человечестве. Он должен родиться духовно в каждом из нас, как Он родился во плоти в Вифлееме. Вся тайна духовной жизни заключается в этом непрестанном Рождении. Мы должны всегда пре­образовываться во Христа, научаться расположениям Его сердца, суждениям Его ума. Быть христианином значит так преобразовывать себя мало-помалу в Иисуса Христа, чтобы стать поистине чадами Отца Небесного».

Вместе с тем, «встречаясь с Господом, мы, по словам автора, встречаемся и с Его Матерью». «На второй день Рождества Христова к ликованию Церкви o родившемся Спасителе мира присоединяется сугубая похвала Божией Матери. И во все дни праздника Рождества эта радость для нас нераздельна. Встречаясь с Господом, мы встречаемся с Его Матерью. Кланяясь Солнцу правды с высоты Востока, мы прославляем Ту, Которая, как заря, предществует солнцу. И не только предшествует, но несет в Себе и рождает в мир эту Божественную жизнь и этот свет. Небо и земля с трепетом взирают на непостижимое достоинство Девы, Которая именуется Матерью Божией — Матерью Того, Кто создал небо и землю».

Находясь в какой-нибудь скорби, испытывая какие-нибудь затруднения, каждый из нас, так или иначе, вслед за молитвой ко Господу обращается прежде всего к Божией Матери. Мы молимся Ей «за болящих и скорбя­щих, за наших умерших родных и близких, за тех, для кого смерть воистину приобретение, потому что жизнь для них была Христос, а также за юных, погибших от несчастного случая или убитых на войне», в общем, за всех, кого считаем нашими родными и близкими. И как говорит автор, «в самых главных и самых трудных обстоятельствах мы можем дерзновенно сказать, почти не задумываясь, что у нас есть абсолютное доверие к Той, Которая уже в полноте причастна блаженству, обещанному Богом и даруемому любящим Его. Потому что Ее «да» от Благовещения до Успения уготовляет эту новую жизнь для многих».

«Трудно, отмечает автор, выразить обычными словами, почему мы лю­бим. Как невозможно выразить, что такое благодать. Па­мять о прошедшей жизни отправляет к событиям, которые ничего не объясняют, но которые дают возможность следовать путем, где всюду виден Ее след. Никто не может достигнуть того, что Ей дано. Мы всегда должны сознавать дистанцию — но не для того, чтобы удаляться, а, чтобы лучше понять Ту, Которая жизнью Своей сказала за нас са­мые главные слова Богу. Благодать непостижима. И мы любим жизнь — не абстрактную жизнь, а ту, которую сотворил Господь, и ту, ко­торую Он даровал нам дорогою ценою. Божия Матерь — дверь в жизнь. И когда мы слышим: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» — мы видим пророка Давида, скачущего пред священным Ковчегом, и Пречистую Божию Матерь, поющую посреди дев тимпанниц и всех святых. Здесь красота человеческого рода, его «да» жизни, принятой от Бога».

 

*** Одну из своих проповедей, которая также вошла в эту книгу, протоиерей Александр Шаргунов говорит: «Рано или поздно придет час нашей решающей встречи с Господом. Более чем когда-либо мы будем нуждаться в Ее защите. Если мы постоянно молились Божией Матери у нас будет надежда, что Ее покров продолжится над нами и после смерти. Ее всесильная любовь сопутствует всем, кто обращается к Ней. Божия Матерь влечет нас устремляться к нашему будущему в вечности. Все святые не оставляли молитв к Божией Матери, потому что Она не оставляла их. И мы не будем оставлять наших молитв к Ней, потому что сильно нуждаемся в Ее предстательстве». Об этом свидетельствуют Священное Писание и Священное Предание, святые отцы, все чудеса, которые совершаются по молитвам к Божией Матери. И обо всем этом говорит и протоиерей Александр Шаргунов в своей новой книге - «Неувядаемый Цвет. Перед Богородичными тайнами».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать