Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Клюкина. Жития святых в новом формате. 16-19 века.
Святость - состояние, к которому призваны все христиане. Недаром в первые века существования Церкви святыми именовали не выдающихся подвижников, а сообщество христиан в целом. «Друзьями Божиими» называл святых преподобный Иоанн Дамаскин в 8 веке. Как бы ни были далеки от их подвига простые верующие, в Церкви Христовой все обретают единство, ведь святые — это люди Церкви, воплотившие призыв к святости, который обращен к каждому христианину. Современный писатель Ольга Клюкина предприняла попытку воссоздать биографии святых различных эпох на основе сохранившихся исторических документов, свидетельств современников, а также сочинений самих святых. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию уже пятую книгу из серии - "Святые в истории" - "Жития святых в новом формате. 16-19 века". ***
Автор этой книги - Ольга Петровна Клюкина — писатель и сценарист, член Союза российских писателей. Круг ее тем — библейская история, опыт Православия, агиография, просвещение. Создавая серию книг - "Святые в истории" - она обратилась к историческим свидетельствам, чтобы воссоздать биографии угодников Божиих различных эпох. Биографии помещены в широкий исторический контекст, позволяющий ярко представить реальную жизнь подвижников веры. Несмотря на обилие исторических фактов, книга читается удивительно легко, на одном дыхании. Серия выстроена по хронологическому принципу. Ключевые моменты истории Церкви и святости каждого периода раскрываются через жизнеописания девяти святых.
Пятая книга серии охватывает 16-19 века. Значительную часть этого периода Греция и страны Балканского полуострова остаются под турецким игом, но и в условиях мусульманского владычества появляются подвижники, хранящие православную веру. Такие, как например, преподобный Максим Грек. Его житие открывает данную книгу. В это трудное для Греции и Балкан время, центром Православия становятся русские земли. Однако и при мусульманском владычестве, и при православных правителях истинная святость всегда требует от человека подвига: будь то личная «бытовая» праведность или государственная деятельность, просвещение некрещеных народов или малограмотных односельчан, архиерейское служение или старчество. Так, подчинение Церкви государственным интересам в Петровскую эпоху привело к плачевным последствиям во многих сферах церковной жизни. На этом фоне общего упадка особенно ярко высвечиваются фигуры святых синодального периода.
Итак, в этой книге представлены жития прп. Максима Грека, праведных Иулиании Лазаревской и Софии Слуцкой, святителей Василия Острожского и Митрофана Воронежского, равноапостольного Космы Этолийского, преподобных Макария Алтайского и Амвросия Оптинского. И святителя Филарета Московского. К слову сказать, мы не просто так завершили этот список святых имен именем великого святого отца 19 столетия - "природного Патриарха" Русской Церкви. Ведь родился он на второй день празднества Рождества Христова, 233 года назад. Свое повествование о святителе автор открывает следующей историей: "В конце сентября 1842 года Филарет, митрополит Московский и Коломенский, прибыл в Троице-Сергиеву Лавру на празднование памяти святого Сергия Радонежского. Всем запомнились проникновенные слова, которые Филарет произнес 27 сентября после освящения нового лаврского храма явления Божией Матери Преподобному Сергию, устроенного над мощами преподобного Михея.
В тот день после праздника неожиданно выглянуло солнце. Погода переменилась к лучшему, и митрополит Филарет предложил наместнику Лавры архимандриту Антонию наконец-то сьездить в Корбуху. В письмах они не раз обсуждали идею построить неподалеку от многолюдной, ежедневно принимающей тысячи паломников Лавры уединенный скит. Архимандрит Антоний предложил сделать это в Корбухе — пустынном, поросшем густым лесом местечке в трех верстах от Лавры. «Мысль о ските очень вожделенна, но требует немалого размышления», — писал в ответ архимандриту Филарет и обещал вернуться к этому делу по прибытии в Лавру.
Часа в два пополудни владыка и наместник сели в экипаж и по старой дороге, ведущей в Александров, отправились осматривать место для будущего скита. Возле леса им пришлось выйти из кареты и идти пешком по мокрой и топкой тропинке. Погода в тот осенний день стояла какая-то особенно торжественная: пели хоры птиц, солнце просвечивало сквозь колонны деревьев. На одной поляне митрополит Филарет остановился возле большого дерева и спросил: где основать храм? Архимандрит Антоний удивился: прежде он уже приходил на эту поляну с другим Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким (четверть века назад тот был ректором Московской духовной академии и часто приезжал в Лавру). И киевский владыка выбрал для устройства скита то же самое место. С этого чудесного совпадения, по воспоминаниям одного современника, и был основан Гефсиманский скит — любимое детище московского митрополита Филарета. Владыка потом говорил: в каких монастырях не бываю, а лучше Гефсиманского скита не нахожу» (с.217-219).
Как отмечает автор, скромность святителя была превыше всех его многочисленных талантов. Тайная, глубинная сторона жизни московского митрополита была скрыта от всех. О ней можно было лишь немного догадаться, побывав в «доме Пресвятой Богородицы» или «русской Гефсимании», как называл митрополит Филарет Гефсиманский скит (с. 241). Как на «криле, яко голубине» стремился он сюда, стараясь провести в скиту все лето, а иногда и осень. В простой келье Гефсиманского скита с некрашеными полами и простыми деревянными скамьями он имел возможность в мире отделиться от мира. Московский митрополит и в скиту по своему ежедневному строгому распорядку занимался «попечениями града и дел человеческих»: рассматривал многочисленные прошения, принимал посетителей. Но в расписании святого Филарета был один час, когда, взяв с собой часы луковкой, в простом подряснике и камилавке, с белой деревянной палкой, он уходил в лес, в свою пустынь. И в этот час даже его келейники — иеромонахи Даниил и Досифей — старались не мешать его желанному молитвенному уединению в подмосковной Гефсимании... (с. 219)
В одной из проповедей митрополит Филарет говорил о горячо любимой им Троице-Сергиевой Лавре: «Ведь все это здесь; только закрыто временем или заключено в сих величественных зданиях, как высокой цены сокровище в великолепном ковчеге! Откройте мне ковчег, покажите сокровище: оно непохитимо и неистощимо; из него, без ущерба его, можно заимствовать благопотребное, например, безмолвие молитвы, простоту жизни, смирение мудрования». Таким «заветным ковчегом» стал для святителя Филарета Гефсиманский скит. В нем хранилась его душа пустынника. Все в скиту было устроено просто и безыскусно, как во времена Преподобного Сергия. «Простота, как мне кажется, есть надежда скита. Да сохранит сие Господь», — писал митрополит Филарет к наместнику Троице-Сергиевой Лавры Антонию (с. 241-242).
По словам Ольги Клюкиной, о жизни святителя Филарета в ранние годы можно составить представление из его писем к родным и особенно к отцу, с которым у него были уважительные и глубоко доверительные отношения. С восемнадцати лет Филарет (в то время Василий Дроздов) жил вдали от семьи и поддерживал связь с родными в основном через письма, не считая редких встреч. Именно с помощью этих писем и составила автор жизнеописание владыки, которое вошло в данное издание. Сведения о том, какие еще литературные источники были использованы при составлении этого сборника, читатели найдут в конце книги.
*** Как отмечают издатели, - «Святые в истории» - это уникальная серия, в которой представлены биографии подвижников веры на фоне эпохи. Серия охватывает двадцать столетий христианской истории: в шести книгах представлены жизнеописания святых с 1 по XX век. Все жизнеописания основаны на исторических документах, воспоминаниях современников и трудах самих святых. Эти истории по-новому рассказывают об известных, а также малоизвестных фактах из жизни святых. А рассказанные живым современным языком, они становятся близкими и понятными сегодняшнему читателю.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
По святым местам. Славгородская епархия. Итоговая
Беседа у камина с игуменом Филаретом. Выпуск от 8 мая 2024
Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы
Свет миру (Липецк). 8 мая 2024
Митрополия (Рязань). 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!