Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Владимир Иванович Даль. Светлый праздник.
Кто в нашей стране не знает Владимира Ивановича Даля? Ну разве что только те, кто не любит русский язык! Ведь этот русский ученый и писатель прославился прежде всего, как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». А между тем он был многосторонней личностью. Разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, в медицине, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, автором учебников по зоологии и ботанике, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества. И, конечно, выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом. Его перу принадлежит множество повестей и рассказов, написанных «живым великорусским» языком. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию сборник рассказов Владимира Ивановича Даля, в число которых вошли произведения, посвященные светлому Празднику Пасхи. Поэтому сборник, выпущенный в свет Издательством Сатис, так и называется – «Светлый праздник». ***
В книге рассказов Владимира Ивановича Даля собраны произведения, в которых ярко и образно повествуется о жизни русского человека во всех проявлениях народного быта. Но не интерес этнографа или фольклориста побуждал автора вглядываться в мельчайшие оттенки чувств, движений души героев. В русском народе Владимир Даль, по его собственному выражению, видел «ангельскую душу»; он знал, что нет «добрее нашего русского народа и нет его правдивее». Главной побуждающей силой, которая руководила автором, была истинная христианская любовь к русскому человеку и к русской земле. Даль сумел открыть и причину того, почему такая душа дана русскому человеку. «А отчего это? Оттого, что он православный».
Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года в местечке Лугане, Славяносербского уезда Екатеринославской губернии. Отец его - Иоганн Даль - в то время служил врачом при Луганском казенном литейном заводе. Родом датчанин, он в ранней молодости уехал в Германию и там в одном из университетов прошел курс наук богословского факультета. Сделался замечательным лингвистом, и его известность достигла Императрицы Екатерины II, которая вызвала Иоганна в Петербург на должность библиотекаря. В Петербурге он женился на Марии Фрейтаг, мама которой, Мария Ивановна, из роду французских гугенотов де-Мальи, занималась русской литературой. Влияние бабушки не осталось бесследным для будущего ученого и писателя. С матерью говорил он по-русски, а поминая бабушку, стал читать ее переводы, а с ними и другие русские книги. Таким образом, чтение на русском языке было первым его чтением.
Летом 1814 года, когда Владимиру Далю было тринадцать с половиной лет, его отвезли учиться в Морской Кадетский Корпус, где он пробыл до 17-ти-летнего возраста. По свидетельству товарища Даля по Морскому Корпусу Владимир Иванович, еще будучи кадетом, занимался литературой. Он писал стихи, и тогда уже в своих сочинениях старался избегать иностранных слов и несвойственных русской речи выражений и оборотов. 2 марта 1819 года Даль был выпущен из Морского Корпуса мичманом в Черноморский флот. Там он пробыл не больше трех лет, а затем поселился в Кронштадте. Года через полтора совсем оставил морскую службу, отправился в Дерпт, где поступил в студенты медицинского факультета. Но не окончив полного курса врачебных наук, ушел на фронт. Началась Турецкая война. До и во время турецкого похода, и во время последующей Польской компании, когда Далю пришлось стать дивизионным врачом, он постоянно работал над составлением своего Словаря великорусских слов.
Вернувшись после Польской компании в Петербург, Владимир Иванович вступил в дружеские отношения со многими из лучших писателей того времени, такими как Пушкин, Гоголь, Крылов и другими. В 1830 году он напечатал первую свою литературную «попытку» в «Московском Телеграфе» Полевого. А вскоре совершенно выступил на литературное поприще. Начал он русскими сказками. «Не сказки сами по себе были мне важны, — писал Даль впоследствии, — а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода — сказка послужила предлогом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке». Таков же был взгляд Даля и на все его собственные повести и рассказы. В них имел он вдобавок целью изобразить черты народного быта в неподдельном его виде.
Рассказывая о русском человеке, кем бы он ни был, крестьянин ли, помещик ли, чиновник ли, Даль примечал духовный настрой человека, его веру в Бога. Но при этом он не идеализировал своих героев, не скрывал его недостатков и слабостей, показывал, как порой вера странным образом уживается с множеством суеверий и безнравственностью. Взять, к примеру, несколько произведений из этой книги. Открывает ее рассказ «Светлый праздник», где говорится об одном бедняке, у которого умерла жена, и осталось детей «полная хата». И ничего у него не ладилось, жил с детьми впроголодь, Великим постом и еду не варили, а на Светлый праздник и разговеться нечем, да что разговеться, и огня в доме нет. B вот, как рассказывает автор, «на Украине есть много своих христианских обычаев, с которыми люди живут, стареются и умирают». Один такой обычай, «что против Светлого Праздника не заливают и не тушат огня, а каждый хозяин держит багатье (т.е. огонь) во всю ночь, чтоб было где засветить перед образом свечку, как воротится народ от заутрени».
«Вот дождались Светлого Праздника, пишет автор, - все хозяйки в Страстную Субботу пекут, варят, готовят, чтобы было чем разговеться и своим, и добрым захожим людям; вот понесли пасхи (то есть куличи) и жареных поросят да индюшек и уставили ими в два ряда весь погост, от паперти до самых ворот; а народ весь в праздничных платьях: все радостно ждут и встречают Светлый Праздник». И только у бедняка этого нет ничего. Даже огня, чтоб зажечь свечу и поставить ее пред иконами. И пошел он к соседям за богатьем, но все над ним только смеялись и прогоняли со двора, говоря: «Вот человек: и Светлый Праздник забыл, в люди за багатьем ходит! Иди с Богом домой; нонче всяк дома про себя багатье держит, а тут не до тебя; неужто не припас своего?» Или еще: «Поди, — говорят, — не до тебя теперь, а за багатьем ступай в поле, к чумакам — там дадут». И пошел он в чистое поле просить огня у чумаков, но за свое доброе сердце и незлобивый нрав он получил от них гораздо больше. А жадность и немилосердие его соседей было посрамлено.
Следующий рассказ - «Петруша с Параней», показывает, как нелегко в прежние годы было жениться на любимой девушке, если родители против. Три года ждала Параня своего Петрушу, и Господь, видя их преданность друг другу, и что еще важнее – их верность Богу и уверенность, что все в руках Божиих, привел молодых к долгожданному бракосочетанию. Другой рассказ – «Прадедовские ветлы» наглядно указывает на то, что супруги, взявшие на воспитание брошенного ребенка, никогда не останутся без помощи Божией. А еще в очередной раз напоминает о том, что в любой ситуации надо молиться Богу и жить дружной семьей, почитая и слушая старших. Так, например, в этом рассказе есть эпизод, где самый старший в семействе, уже дед, готовящийся в скором времени отойти в иную жизнь, в день Светлого Христова Воскресения дает детям и внукам такой наказ.
«Господь вас благословит: вставайте, садитесь да слушайте, к чему я речь веду. Вы, Вася с Настей, живите по-людски да по-Божески, и все молитесь, что бы ни послал Господь, все молитесь: потому, видишь, что мы глупы и добра от худа и худа от добра не распознаем, а Он все строит по-Своему, никого не слушает; вот ты и подавайся по волосам — легче будет голове. Все молись, а не споруйся. В Покров жените парней — пора. Берите снох смирных, чтоб в избу глядели, а не вон. Ты, Вася, оставайся большаком, а их не распускай на отдел; пуще всего не давай снохам ссориться: так не из чего будет расходиться; мужики-то поладят; семь топоров вместе под лавкой лежат, а две прялки врозь. Это твое дело, Настя, смирных выбери да держи любовно. Доживу, сам благословлю; не доживу, так не прогневаются. Речи мои слышали; теперь, вставши, помолимся да и ляжем отдохнуть, а светлый день перед нами. С нами Христос!» Вот такой наказ дает детям отец, но кроме этого еще много интересного и поучительного можно прочитать на страницах этой книги.
*** Владимир Иванович Даль говорил: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски». Этим, от души высказанным признанием, мы и завершим нашу программу, посвященную жизни и произведениям великого русского трудолюбца, православного человека, Владимира Ивановича Даля.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!