У книжной полки. 8 марта

8 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

По творениям святого Макария. Лечение души постом.

 

В наше время часто можно услышать такие слова: «Я не соблюдаю пост, потому что это не полезно». Однако, как отмечает духовный писатель прошлого века, Николай Евграфович Пестов, «ограничение себя и умеренность в пище являются для многих средством к восстановлению нашей первоначальной добротности тела. История Церкви свидетельствует, что преподобные достигали при умеренности в пище оздоровления и очищения своей телесной природы, которая становилась долголетней, легкой, неприхотливой, выносливой, требующей очень мало пищи. Поэтому величайшие постники были вместе с тем и наиболее долголетними людьми. Так, например, прп. Антоний и Феодосий Великие прожили по 105 лет, Павел Фивейский – 113 лет, Павел Комельский – 112 лет. И это лишь малая часть святых долгожителей. 97 лет прожил на земле и прп. Макарий Великий, египетский пустынник 4 века, автор многих духовных бесед. По творениям святого Макария была составлена книга, которая вышла в свет в Издательстве Благовест. Она называется – «Лечение души постом».

Это издание рассчитано на широкий круг православных читателей. В нем собраны изрече­ния и советы преподобного Макария Великого, каса­ющиеся сути и значения христианского поста. Святой пустынник учит нас тому, какие должны быть цели при совершении христианами постного подвига, на каких основах он должен совершаться и к каким духовным результатам, плодам приводить. Те советы, поучения, наставления, которые преподобный отец давал своим современникам, сохранили свое неизменное значение и в наши дни. Главная тема всех бесед преподобно­го - это мысль о тесном единении ду­ши с Богом, как наивысшей цели и наи­высшего блага для каждого человека. К этому единению он и призывает души истинно верующих. Его наставления ясны, просты и вразумительны.

Преподобный Макарий жил в чет­вертом веке в Египте. После смерти жены и родителей он покинул мир и стал учеником преподобного Антония Великого. По преданию, после смерти своего духовного наставника он полу­чил в наследство его посох, а вместе с этой реликвией словно перешла к нему и часть духовной силы. Вскоре за под­виги, строгость и чистоту монашеской жизни Макарий, также как и его духов­ник, удостаивается от братии звания Великий. От продолжительных трудов постничества, разнообразных духовных браней имел он, по слову очевидцев измененным собственное тело, кото­рое более походило на тень, нежели на обычный человеческий вид. Однажды один брат задал авве Макарию вопрос о том, как же можно спастись. Старец ответил: «Должно убегать людей, пре­бывать в келий, непрестанно плакать о своих грехах, постоянно воздерживать язык свой и чрево: и все это почитать выше всех добродетелей».

Особым даром преподобного Мака­рия было смирение. Известен такой случай. Как-то святой застал у дверей своей келий вора. Тот уже нагружал на осла весьма скромные пожитки препо­добного. Авва без раздумий помог увя­зать грабителю поклажу и отпустил то­го с миром, глубокомысленно добавив при этом: «Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и уне­сти отсюда». В своих каждодневных монашеских подвигах Макарий провел в пустыне 60 лет. Больше всего времени он прово­дил в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Его духовным наследием стали записанные учениками пятьдесят бесед и семь под­вижнических слов. Это - многоценный духовный опыт, помогающий нам и се­годня и вдохновляющий всех желающих двигаться спасительным путем, очи­щать помыслы и совершенствоваться. Своим учением, по словам прп. Иустина (Поповича), преподобный Макарий Великий по праву заслуживает звания «первого по степени достоинства хри­стианского психолога».

Рассказывая о способах, как достичь священного единения души с Богом, преподобный отец основывается на опыте великих учителей египетского монашества и на своем собственном. Этот опыт отражен не только в его беседах, но и в его подвижнических молитвах, которые Святая Церковь включила в утреннее и вечернее правило. Говоря о единении души с Богом, прп. Макарий также почти в каждой беседе напоминает, что для спасения человеку нужна Божественная благодать. Она даруется нам для того, чтобы мы могли познать Бога, исполнять Его заповеди и получить вечное блаженство. Поэтому святой отец показывает необходимость ее, указывает на средства к ее приобретению, изображает ее действия. Но тут же он напоминает, что ощущая в себе действие благодати, не стоит возвышаться на другими.

Так, например, прп. Макарий пишет: «Основанием христианству служит то, чтобы человек, если и совершит дела правды, не упокоевался на них и не почитал себя великим, но был нищ духом; и, если соделается причастником благодати, не думал о себе, будто бы приобрел нечто, не признавал себя чем-то важным и не начинал учить, но при добром странничестве, при хорошем житии, много постясь, странствуя, молясь, став причастником благодати, не высоко ценил душу свою; особенно же тогда, как полагается в нем начаток благодати, пребывал в труде, в жажде, не сознавал себя, как пресытившийся, праведным или обогатившимся благо­датью, но плакал и проливал слезы. И как если бы матерь имела у себя еди­нородного сына, обучила его и ему, когда он пришел в мужеский возраст, приключилась смерть, то сколько ни было бы утешителей у матери, все они побуждали бы ее к большему плачу, и матерь оставалась бы безутешною, так и христианину надобно оплакивать па­дение свое и непрестанно проливать слезы, паче же всего иметь сокрушен­ное сердце».

Если говорить о посте, о воздержании, то стоит отметить, что цель этого подвига святой Макарий видит вовсе не в истязании и угнетении тела, а скорее в оказании помощи собственной душе. Ведь мы воздерживаемся от пищи не только для того, чтобы ослабить физические влечения и по­хоти, но чтобы создать благоприятные условия для нашей духовной жизни. Мы постимся, чтобы задуматься о са­мих себе, о том, как мы живем и куда мы движемся. Мы постимся, чтобы наша молитва стала более сосредоточенной, более чистосердечной, а, следователь­но, более угодной Богу. Мы постимся для того, чтобы стать такими же совер­шенными, как и Отец наш Небесный. Вот, например, прп. Макарий наставляет:

«Не ослабляй напряжение души обиль­ным угощением и передышкою в трудах, отступив от свойственных душе наслаж­дений, которыми нельзя насытиться. Дай телу то, что ему необходимо, и не присту­пай к еде раньше, чем придет время ужи­ну. Пусть же твоим ужином будет хлеб и к нему поданы плоды земли и созревшие фрукты деревьев; относись к пище легко и не неистовствуй, обнаруживая чревоу­годие; не ешь мясо и не будь любителем вина, если только это тебе не служит для подкрепления сил во время болезни; но в замену удовольствий, которые заключа­ются в этих вещах, побуждай себя к ра­достям, заключающимся в Божественных словах и священных песнопениях, и к даруемой тебе от Бога мудрости; пусть мысль о Небе возводит тебя к Небу; и отбрось многочисленные заботы о теле, укрепившись надеждою на Бога, веря, что Он довлеющим образом даст тебе все не­обходимое: и пищу для жизни, и одежду для тела, и крышу над головою от зим­ней стужи - все это принадлежит твоему Царю, и это Его дело - в высшей степе­ни заботиться о Своих угодниках, как о Своих святынях и храмах».

В тоже время, совершая те или иные подвиги, христианин должен помнить следующие слова прп. Макария: «Если не будут украшать нас смиренно­мудрие, простота и благость, то никакой не принесет нам пользы молитвенная на­ружность. Говорим это не только о мо­литве, но и о всяком подвиге, или труде или девстве, или молитве, или о каком бы то ни было подвиге и делании, со­вершаемом ради добродетели. Если не находим в себе обильных плодов люб­ви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры и долго­терпения, то тщетны и напрасны были все наши подвиги; потому что всякое та­ковое делание и все сии подвиги долж­ны совершаться ради плодов. Если же не оказывается в нас плодов любви и мира, то вотще и напрасно совершается все де­лание». Кроме того, прп. Макарий учит нас что добродетельный труд только тогда станет бременем легким и благим, когда будет совершаться во славу Божию. Об этом он пишет: «Тайное борение и труд, и размышление надобно непрерывно иметь любителям до­бродетели, приступая к исполнению вся­кой заповеди, молятся ли они или услу­живают, едят ли или пьют, чтобы все, что ни делается доброго, совершалось во славу Божию, а не к нашей славе. Всякое же ис­полнение заповедей будет для нас удобно и легко, когда любовь Божия облегчает их и разрешает всю их трудность».

 

*** Земная жизнь человека со всеми ее трудами, по учению преподобного Макария Египетского, имеет лишь относительное значение: приготовить душу к соединению со Христом, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством. А достичь этого можно, как говорит святой «если мы истинно веруем и любим Бога и во всех Его святых заповедях вращаемся». Об этом святой подвижник отмечает в своих Духовных беседах, которые составили данную книгу. Они оказали глубочайшее влияние на всю историю христианской духовности, став своеобразной вершиной православной мистики и подлинным выражением Предания. И сегодня они доступны широкому кругу читателей.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать