Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и Слова.
В трудные времена мы особенно нуждаемся в свидетельствах о Церкви, свидетельствах живых и правдивых, которые нам передают люди, живущие истиной, верой и всем сердцем любящие Христа. Слово святых отцов и матерей, исходящее из подлинного церковного опыта, наставляет и упокоевает, рассеивает заблуждения, убеждает сердце, укрепляет совесть, оживляет веру, открывает новые горизонты и пути к жизни вечной, к благословенному Царству Отца, Сына и Святого Духа. Так слово старца Порфирия Кавсокаливита — это слово святого отца, слово прозорливца, скромного, смиренного, простого и пламенного человека, жизнь которого была подлинным и настоящим свидетельством о Христе, об истине и радости Христовой. О жизни и учении старца рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря Малоярославца и называется «Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и Слова». ***
Содержание этой книги обязано своим появлением архиву заметок и магнитофонных записей двух духовных чад старца Порфирия, живших рядом с ним на протяжении трех десятилетий. Это две сестры – монахини, которые уже с самого начала своего духовного общения со старцем, убедились в святости и исключительности его учения, и с его собственного благословения бережно сохраняли его слова. Получился бесценный архив достоверных и подлинных материалов, дающих верный образ личности старца Порфирия. Книга состоит из двух частей. Первая содержит жизнеописание Старца и основана на его собственных рассказах. Вторая часть содержит его учение и наставления на различные темы, произнесенные в разное время. Эти слова приведены целиком. В соответствии с их содержанием издатели расположили их по главам (о Церкви, о Божественной любви, о молитве и т. д.), чтобы понимание богословия старца Порфирия было наиболее полным и глубоким.
Открывает книгу краткое житие старца Порфирия, в котором говорится, что родился он 7 февраля 1906 года на острове Эвбея в деревне Агиос Иоаннис и был назван Евангелом. Его родители, Леонид и Елена, были благочестивыми и боголюбивыми людьми. Отец, церковный певчий, лично был знаком со святителем Нектарием. Семья была многодетной, и родители, бедные крестьяне, не могли прокормить ее. Поэтому отец был вынужден уехать в Америку на строительство Панамского канала. Евангел был четвертым ребенком в семье. Еще маленьким пас овец в горах. В семь лет, только год проучившись в начальной школе, из-за нищеты он был вынужден уехать на заработки в Халкиду. Около трех лет работал в магазине. Потом перебрался в Пирей, где проработал два года в продовольственном магазине своего родственника.
В двенадцать лет Евангел тайно уехал на Святую Гору, горячо желая уподобиться святому Иоанну Каливиту, житие которого прочитал в детстве и особенно полюбил. Благодать Божия привела его на каливу Святого Георгия в скит Кавсокаливия на послушание к двум старцам, братьям по плоти: Пантелеймону, который был духовником, и Иоанникию. По общему признанию, старцы отличались особой строгостью. Однако Евангел ревностно, с великой любовью вступил на поприще беспрекословного послушания. В четырнадцать лет он принял монашество с именем Никита, а через два года — великую схиму. Чуть позже Бог дал ему дар прозорливости. В возрасте девятнадцати лет будущий старец серьезно заболел и поэтому был вынужден покинуть Святую Гору. Он вернулся на Эвбею, где поселился в монастыре Святого Харалампия. Годом позже, в 1926-м, был рукоположен там в иереи. Хиротонию совершил Порфирий III, архиепископ Синайский, который в рукоположении дал ему имя Порфирий.
Через два года он стал духовником, а немного позже был возведен в сан архимандрита и некоторое время исполнял обязанности служащего иерея. В монастыре Святого Харалампия старец Порфирий прожил двенадцать лет, служа людям как духовник и исповедник, и три года — в Ано Вафья, в заброшенном монастыре Святителя Николая. В 1940 году, накануне Второй мировой войны, поселился в Афинах, где стал настоятелем и духовником в больничном храме Афинской поликлиники. Как говорил Старец, он прожил там тридцать три года как один день, без устали выполняя свое духовное делание, облегчая боль и страдания людей. В 1955 году он поселился в Калисье, где арендовал у монастыря Пендели небольшой скит Святого Николая, и усердно возделывал сельскохозяйственные угодья, не оставляя при этом многоплодных духовных подвигов.
Летом 1979 года старец Порфирий переехал в Милеси, где мечтал построить монастырь. Сначала он жил в маленьком автомобильном прицепе-домике в неприемлемых для жизни условиях, а затем в незатейливой келье из цементных блоков, безропотно перенося тяжелые для своего здоровья испытания. В 1984 году Старец перешел в здание возводимого монастыря и, несмотря на то что был очень больной и слепой, непрестанно и неустанно трудился для завершения строительства. 26 февраля 1990 года был заложен фундамент соборного монастырского храма Преображения, и его мечта стала осуществляться. В последние свои годы Старец начал готовиться к уходу из жизни. Он желал удалиться на Святую Гору, в свою любимую Кавсокаливию, где бы тайно и незаметно, так же как и жил, предать свою душу ее Жениху. Много раз он говорил: «И сейчас в старости я стремлюсь к тому, чтобы уехать туда и умереть там».
Действительно, блаженная кончина застала старца Порфирия в Кавсокаливии на его каливе утром 2 декабря 1991 года. Последние слова, которые он произнес, были слова из первосвященнической молитвы Господа, которые Старец очень любил и часто повторял: «Да будут едино». Преподобный Иоанн Лествичник говорит что как тот, кто имеет благовония, помимо своего желания выдает сам себя благоуханием, так и тот, кто имеет в себе Духа Господня бывает узнан по своим словам и смиренномудрию. Такой, по словам издателей, была жизнь и шествие ко Христу старца Порфирия. Как испытанный подвижник он прошел через пещь очищения и просвещения и вошел в радость Господа своего, нося одежду совершенства. Для многих образ досточтимого старца Порфирия стал великим светом, который по благодати Божией воссиял в наши дни, освещая путь к святости как единственной надежде, радости и утешению для людей.
Блаженный Старец явил собою живое присутствие Христа. Теплая любовь ко Христу составляла всю его душу, все его мысли и всю его личность до такой степени, что он мог бы без колебаний возгласить вместе с апостолом Павлом: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20), — фразу, которую Старец любил повторять. На протяжении всей жизни старца Порфирия жителем его освященной души, тайноводителем и учителем в духовной жизни был Святой Дух. Его благодатью Старец стал образом кротости и радости. Премудрость свыше (Иак. 3, 17) соделала его подлинным избранным сосудом, ковчегом редких дарований. Украшенный ими, он стал утверждением терпения, дверью, или, лучше сказать, матерью любви, началом рассуждения духовного... дерзновением в молитве, вместилищем Духа Святаго... споспешником послушания, путеводителем братства, пресечением гневу, подателем радости, подражанием Христу, свойством ангельским...
Как отмечают издатели, квинтэссенцией учения Старца была любовь ко Христу как единственный путь, ведущий к истинной радости, свету, надежде и счастью. «Христос — это радость, истинный свет, счастье. Христос — наша надежда», — говорил он. Это медоточивое учение никогда не было искусственным нравоучением, но отражением его жизни во Святом Духе. Поэтому учение Старца источает Божественную сладость, дает всякой душе ответ и надежду в горечи испытаний, передавая одновременно и «всерадостную радость Христову, длящуюся вечно, подающую надежную тишину, тихую сладость и всесладостное блаженство, ту радость, которая превосходит всякую радость», — как говорил он сам.
*** По словам издателей, старец Порфирий Кавсокаливит никогда не хвалился теми дарами, которые дал ему Бог. Он проводил незаметную и смиренную жизнь с уверенностью, что никто не может ничего получить от него: «У меня ничего нет. Только Христос имеет все», - говорил он. Проявляя исключительные действия благодати Божией в своей душе, старец делал это лишь для того, «чтобы люди почувствовали, как Христос всех заключает в Свои объятия, чтобы христиане получили помощь и спаслись, находясь в общении любви со Христом». Так он жил, как ангел радости, любя всех и жертвуя собою ради всех, жертвуя со смирением и бескорыстно. И об этом рассказывает настоящая книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 17 мая 2024
Благая часть. 17 мая 2024
У книжной полки. Слово из сердца. О монашестве и священстве
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 17 мая 2024
Санкт-Петербург. Фестиваль «Истоки»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!