Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Евангельские беседы на каждый день.
Святые отцы заповедали каждый день укреплять душу духовной пищей, молитвой и чтением Священного Писания. Вера, которая не питается и не укрепляется словом Божиим, оскудевает и исчезает. Кроме того, мы должны стараться, по учению святителя Игнатия Брянчанинова, «чтоб Евангелие усвоилось» нашему «уму и сердцу, чтоб ум», «так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и деятельность» наша «удобно соделается евангельскою. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия». Однако, как предостерегает нас святитель, мы не должны сами толковать Его. «Святой Дух, произнесший чрез Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых Отцов», к творениям которых мы и должны обращаться при чтении Священного Писания. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию толкование на Евангелие, которое вышло в свет в Издательстве «Правило веры» в книге – «Евангельские беседы на каждый день». Об этой книге – далее в программе. ***
Книга «Евангельские беседы на каждый день» представляет собой толкование на Евангелие, составленное по творениям разных святых отцов и учителей Церкви: святителей Иоанна Златоустого, Феофана Затворника, Филарета Московского, Иннокентия Херсонского, блаженного Феофилакта Болгарского и других святых отцов. Кроме того, это издание содержит подробные исторические комментарии о быте, законах и обычаях современников земной жизни Спасителя. Толкования расположены по ежедневным Евангельским чтениям (церковным зачалам). Книга будет интересна всем православным христианам: и мирянам — для чтения дома, в семье; и священнослужителям — для произнесения проповедей; и учащимся церковных учебных заведений.
Итак, откроем это издание и обратимся к толкованию того Евангельского чтения, которое читалось в храмах на Божественной литургии в прошедшее воскресение. Все, кто был на богослужении, слышали повествование о волнующемся море, о ветре противном, о корабле, покрывавшемся волнами, об утопавшем Петре и об учениках, испугавшихся и возопивших от страха. Подробнее об этом событии в книге говорится следующее: «Однажды ночью ученики Христовы, переплывая в лодке через Геннисаретское озеро, были застигнуты бурей. Иисуса не было с ними, и так как сильным ветром лодку било волнами и кидало в разные стороны, то естественно, что ученики сильно испугались. И вот, в четвертую стражу ночи видят они, что по волнам идет к ним какой-то человек. Вид человека, в темноте ночи идущего по бурным, разъяренным волнам, навел на учеников страх.
Они не узнали своего Учителя и приняли Его за призрак. Иисус Христос заговорил с учениками, и они, услышав Его голос, сразу оставили страх и сделались смелее; Петр, как самый ревностный, в порыве любви к Господу решился даже идти к Нему навстречу по волнам, но, видя сильное волнение, испугался и стал тонуть, так что Иисус должен был поддержать его. По мановению Господа ветер стих, волнение прекратилось, и ученики спокойно продолжали свой путь на другой берег Геннисаретского озера. Послушаем, - говорит составитель книги, - какое толкование этому евангельскому повествованию дает святитель Димитрий Ростовский. Морем является сей мир, корабль — это Церковь Христова или все христианское Отечество.
В частности же, - как отмечает святитель, - кораблем является всякий человек в мире. Жизнь наша есть плавание в море мира, пловцы в общем корабле Церкви и царства — это люди верующие, великие и малые, сановитые и простонародные. Ветры противные, бури, волны — это многоразличные и многообразные бедствия в мире, которыми то море волнуется, смущается, сотрясается и многих погубляет: одних потопляет, других держит около потопления, третьих — в смущении и страхе великом, иных же доводит до отчаяния. В настоящее время, как мы сами ясно видим, в особенности восстали и восстают по Божиему попущению многие волны на корабль Церкви Христовой, он покрывается волнами и ослабевает в своих силах.
Волны морские, потопляющие корабль, - это грехи каждого человека. Со всех сторон окружая его и вовлекая в преступление своим соблазнительным видом, грехи постепенно топят человека. Нужно много духовных сил, чтобы сам человек мог освободиться от волнения греховного и не потонуть, и таких сил у людей обыкновенно не оказывается. Необходима Божественная, благодатная помощь, нужна рука Господня, которая поддержала бы погибающего в пучине греховной. Господь спас апостола Петра, обратившегося к Нему с воплем: «Спаси меня!» Не откажет Он и нам, - заключает святой отец, - прострет десницу помощи, услышав из глубины верующих сердец наших искреннее обращение: «Господи! спаси нас, погибаем!»»
Вот так объясняет святитель Димитрий Ростовский Евангельское чтение, положенное в Неделю 9-я по Пятидесятнице. Думаю, что всё, сказанное святым отцом, станет предметом полезного размышления не только на один воскресный день, но и в последующие дни. Ведь, пока мы будем жить на земле, мы будем всегда пребывать среди этого бурного моря, о котором говорит святитель. И чтобы не пропасть в пучине наших страстей, нам нужно постоянно обращаться к Господу. А то, что Господь любит и заботится о нас, об этом свидетельствует все Священное Писание и Священное Предание. Однако, если кто-то не радит о спасении своем, а живет благочестиво только напоказ, чтоб быть в чести среди людей, тому нужно послушать сегодняшнее Евангельское чтение. И услышит он притчу, которую Господь Иисус произносит в последние дни Своей земной жизни. Она направлена против фарисеев, и сообщает «о том, как один из сыновей на словах обещался отцу своему идти в виноградник на работу, а на деле не пошел, а другой отказался на словах, а в действительности пошел». А толкование этой притчи мы также найдем на страницах этой книги.
Итак, «У одного человека было два сына...» Под человеком, по учению святых отцов, разумеется, как видно из смысла притчи, Бог; под первым сыном — мытари и блудницы, то есть, вообще, люди грешные; под вторым сыном — фарисеи, книжники и, вообще, считавшие себя праведными. Под виноградником разумеется Церковь Божия. Работа в винограднике означает труды благочестия в Церкви Божией, исполнение воли Божией, заповедей, добродетелей, - вообще, жизнь добрую, благочестивую. На приказание отца идти в виноградник один сын сказал: Не хочу; это — образ грешников, которые не исполняли требований, выраженных в законе и у пророков, после же, раскаявшись (в частности, после проповеди и крещения Предтечи), мытари и блудницы и, вообще, все грешники стали исполнять волю Божию.
Другой сын изъявил готовность идти в виноградник, но не пошел — это фарисеи и книжники и, вообще, мнимые праведники, которые внешне подчинялись Божественным постановлениям, заповедям и законам, любили делать все напоказ и рассказывать другим о своих подвигах благочестия, но на самом деле они не имели истинного покаяния, без которого нельзя оправдаться, и даже явились противниками Царства Божия. Эта притча содержит в себе пророчество об отвержении Богом возлюбленного прежде народа Своего, Израиля, и о призвании в новозаветную Христову Церковь язычников. Под неверовавшими, а затем обратившимися к исполнению воли Божией разумеемся мы, члены христианской Церкви. Как высоко поставил нас Господь Бог и возлюбил более, чем народ Свой, Израиля! Как же мы должны дорожить своим положением и всей своей жизнью и делами стараться оправдать Божию к нам благодать, любовь и милосердие!..». Об этом напоминают нам святые отцы, толкования которых собраны на страницах этой книги.
*** Святые Отцы советуют читать святое Евангелие ежедневно. По словам святителя Иоанна Златоуста, «Постоянное духовное песнопение и чтение Писания — это пища души, это ее украшение, это ее ограждение. Наоборот, не слушать Писания — для души голод и пагуба». Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, Евангелие – это «книга, которая решит нашу вечную участь. По ней мы будем судимы, и смотря по тому, каковы были здесь, на земле, по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни». Поэтому, нет ничего важнее для нас, чем правильно понимать Евангелие. А для этого нужно тщательно изучать его, читая толкования святых отцов и учителей Церкви. Этому доброделанию, в частности послужит и настоящая книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!