Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Баронесса София Карловна Буксгевден на протяжении нескольких лет была фрейлиной императрицы Александры Феодоровны и одной из ее близких подруг. Последовав за царской семьей в Сибирь, она разделила все трудности и лишения, выпавшие на долю государя и государыни, но не была допущена в Ипатьевский дом — место убиения царственных страстотерпцев. Вместе с Пьером Жильяром, воспитателем наследника, Софье Карловне удалось выбраться через Дальний Восток в Европу. Живя в Лондоне, баронесса написала три книги на английском языке: «Жизнь и трагедия Александры Феодоровны, Всероссийской Императрицы», «Перед бурей» и «Оставленные». Первая из этих книг была издана в Англии через десять лет после трагических событий в России, первое же ее издание на русском языке было осуществлено в 2006 году издательством «Русский Хронографъ». Новое издание этой книги мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***
Итак, сегодня в нашей программе представлена книга Издательства Русский Хронографъ - «Венценосная мученица. Жизнь и трагедия Александры Феодоровны, Императрицы Всероссийской». Ее автор, баронесса София Карловна Буксгевден была человеком исключительной моральной чистоты, доброты и доброжелательности. Во время революционных событий она не покинула царскую семью и в числе немногих доверенных слуг разделила выпавшие на долю этой семьи скитания и муки. Как отмечают издатели, предки Софьи Карловны с давних времен служили России. Сама же баронесса часто живала в деревне в Казанской губернии, где ее дед со стороны матери был зажиточным помещиком. Это соприкосновение с жизнью в чисто русской обстановке, а также православие сделало баронессу более русской, чем она могла бы быть по своему остзейскому происхождению.
В 1904 году, когда София Карловна была совсем юной девушкой, она была пожалована фрейлиной и начала принимать участие в придворной жизни. Но только начиная с 1911 года императрица Александра Феодоровна стала приглашать ее сначала на императорскую яхту «Штандарт», потом в некоторые поездки, совершаемые царской семьей. В 1913 году Буксгевден получила назначение свитской фрейлины, с несением постоянных обязанностей при государыне. Ее деятельность была нелегкой, так как императрица занималась широкой благотворительностью, и по ее инициативе возникло много учреждений. Во время же войны государыня все свободное время посвящала то госпиталю, то организации складов для госпиталей на фронте, то помощи беженцам. Во всей этой сложной работе София Карловна была верной и незаменимой помощницей. Когда же во время революционной смуты царская семья начала свой путь на сибирскую Голгофу, баронесса добровольно последовала за ними.
С трудом ей удалось добиться разрешения сопровождать цесаревича Алексея Николаевича, едва оправившегося от тяжелого приступа своей болезни, и великих княжон, когда в мае 1918 года их повезли из Тобольска в Екатеринбург. Но в Ипатьевский дом, где совершилось затем величайшее злодеяние, ее не пустили — баронесса могла только издали наблюдать за близкими ее сердцу людьми. София Карловна пишет об этом в своей книге «Оставленные». Она рисует картину жизни царственных узников в Сибири, рассказывает о своих попытках проникнуть к царской семье и о путешествии с наследником и великими княжнами в Екатеринбург, описывает свое путешествие во Владивосток, пребывание в Японии и переезд в Америку. В 1935 году, после кончины отца, София Карловна осталась жить в Лондоне. Уже в Англии она и написала свои замечательные книги о Царской семье.
Как отмечают издатели, в книге, посвященной святой Императрице, автор передает лишь свое видение происшедшего и, возможно, допускает некоторые исторические неточности. Но, прочитав эти воспоминания, нельзя не отметить присущих баронессе искренности, наблюдательности, умения уловить суть происходящих на ее глазах событий, проникновения в характеры окружающих, а также тех особенных душевных качеств чуткости, доброты и самоотверженности, которые обычно столь редки в людях ее положения. Сама София Карловна в предисловии своей книги пишет: «Создавая эту биографию, я старалась быть беспристрастной. Я имела счастье хорошо знать императрицу Александру Феодоровну. Мне были известны как сильные стороны ее характера, так и присущие ей слабости.
Я имела возможность наблюдать за ее неустанным трудом на благо ее страны и семьи. Я видела ее в дни радости и в те моменты, когда человеческая душа освобождается от всех условностей, сопряженных с величием. И я хотела создать не просто формальную биографию самодержицы, но описать жизнь глубоко человечной женщины, ставшей волею судеб героиней трагедии». По словам Софьи Карловны, «Императрица обладала весьма сложным характером. Доминирующей чертой в нем была беспредельная любовь к супругу и к детям. Она была идеальной женой и матерью, и даже ее злейшие враги не могут отрицать этого. … Она так и не смогла победить присущую ей застенчивость, которую многие люди принимали за гордость и высокомерие. Не были ей свойственны показное дружелюбие и не сходящая с лица улыбка, позволяющие без труда завоевывать сердца людей. Императрица страдала не только от непонимания, но и от явного злословия.
Во всех своих поступках она руководствовалась исключительно любовью к своей новой Родине. Она приехала в Россию, воодушевляемая высокими идеалами долга. Она верила в то, что супруга самодержца является матерью для своего народа. Государыня неустанно пеклась об улучшении положения беднейших слоев населения страны, основывая школы и больницы и упорно преодолевая многочисленные препятствия на своем пути. Все эти деяния на благо России так и остались неизвестны широкому кругу людей. Что же касается тех, кто писал о ней уже после революции, — то они попросту игнорировали эту сторону вопроса. Императрица преклонялась перед Россией и русским народом. Никакая жертва, принесенная во имя России, не казалась чрезмерной — даже корона ее супруга и наследственные права ее сына. Когда она услышала об отречении императора, единственными ее словами были: «Теперь лишь Господь может спасти Россию!»
Как отмечает София Карловна, «С приближением конца самоотречение и духовная глубина императрицы возрастали с каждым днем. Они проявлялись прежде всего в том мужественном достоинстве, с которым она безропотно несла свой мученический крест — семнадцать месяцев непрестанных унижений. Она жаждала праведности и, с христианским смирением покоряясь воле Божией, искала одну лишь Истину. И высшей милостью стало для нее исполнение ее мольбы, в которой она, как Руфь, просила соизволения разделить участь своего супруга. Эта книга, - как утверждает автор, - отнюдь не педантичное изложение фактов, происходивших при дворе; скорее, ее можно назвать жизнеописанием. «Рассказанное здесь, - говорит София Карловна, - полностью опирается на мои воспоминания.
В книге раскрыта жизнь той Александры Феодоровны, которую я хорошо знала. Как бы я хотела, чтобы моя работа помогла исправить то ложное впечатление, которое возникло благодаря описаниям людей, в лучшем случае знавших ее лишь поверхностно! Быть может, эта книга станет в будущем верной оценкой случившегося. Преимущество моего изложения заключается в том, что у меня была прекрасная возможность обращаться к подлинным источникам информации. Так, сама императрица в неоднократных беседах со мной рассказывала мне об эпизодах своего детства и юности. Я беседовала также с теми людьми, которые хорошо знали ее во время жизни в Германии и Англии. Я получила возможность прочесть письма, недоступные обычным писателям, и добавила к этим сведениям собственные воспоминания и впечатления.
Начиная с 1913 года я принимала участие во всех событиях, изложенных в моей книге. Истинность более ранних дат, имен и событий подтверждена двумя бывшими фрейлинами императрицы — княгиней Елизаветой Федоровной Оболенской и княгиней Марией Викторовной Барятинской. Я должна извиниться перед читателями за возможные ошибки. Я русская, и эта книга написана мною на чужом мне языке и при полном отсутствии какого-либо литературного опыта. И происходившие события, и мои мысли по этому поводу я излагала так, как сама видела и понимала их. В некоторых случаях мне пришлось опустить ряд имен ввиду того, что творится сейчас в моей несчастной стране. Я выражаю глубочайшую признательность родным и друзьям императрицы Александры Феодоровны за их любезное разрешение опубликовать в этой книге ее письма и фотографии».
*** София Буксгевден была одной из тех, кто видел императора и императрицу незадолго до их мученической кончины, и она бережно сохранила те трогательные записочки — на английском языке, — которые императрица послала ей за несколько недель до своей гибели. Они, несомненно, являются ценнейшим историческим материалом, где правдиво и точно запечатлены главнейшие переживания этой глубоко христианской семьи. Величие императрицы особенно ярко выявляется в минуты наиболее трагические. Любовь к России и русскому народу государя и государыни, смирение перед волей Божией ставят царя и царицу на такую моральную высоту, которая возводит их к святости. Труд баронессы С. К. Буксгевден, искренне преданной царской семье и России, несомненно, заинтересует русского читателя и, вновь открыв перед ним страницы нашей истории, осветит чистый образ царственных страстотерпцев.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 апреля 2024
Вход Господень в Иерусалим. Поздравление митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора
Вход Господень в Иерусалим. Величание
Воскресные беседы. Вербное воскресенье
Кулинарное паломничество. Рецепт куличей. Храм в честь Рождества Христова в д. Тарычево
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!