У книжной полки. 6 марта

6 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Афонская тетрадь: Истории о преподобном Паисии Святогорце.

 

Прп. Паисий Святогорец, прославленный в лике святых в январе 2015 года, - один из наиболее почитаемых современных греческих афонских старцев. Он широко известен своей подвижнической жизнью и наставлениями, многие из которых вошли в его книги. По мирской профессии он был плотником, служил радистом во время гражданской войны в Греции. В 1950 году пришел на Афон и стал послушником духовника Кирилла, будущего игумена монастыря Кутлумуш. Так начался его иноческий, потом и монашеский, а потом и старческий подвижнический путь. Блаженной памяти афонского старца посвящена книга, которая вышла в свет в Издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного института и называется - "Афонская тетрадь: Истории о преподобном Паисии Святогорце". ***

Небольшая тетрадь, послужившая основой для данной книги, была составлена русским монахом-афонитом в 90-х годах 20 века. Краткие случаи из жизни Старца, его афористичные высказывания и духовные поучения собраны его почитателем в венок признательной любви. Директор радиостанции «Радонеж» Евгений Константинович Никифоров в предисловии пишет: «Эту тетрадку мне вручил мой старинный друг, ныне антипросоп русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон иеромонах Кирион. На афонское монашество его благословил духовник и основатель Свято-Введенского монастыря архимандрит Амвросий. Вот с отцом Амвросием мы, то есть я, Алексей Рогожин, и Дмитрий Камотесов — основатели Братства «Радонеж» — и отправились в паломничество на Святую Гору.

Было это в 1993 году. Современный мир еще никак не затронул Афон, на всем лежала пыль столетий. Иногда - в прямом смысле слова. Не было телефонов - только у настоятелей крупнейших монастырей, не было даже грунтовых дорог, не было электричества - в Пантелеимонове генератор заводили на несколько часов вечером. Крыши там были худые, в дождь под течи в храме подставляли тазы, на службе с десяток человек, монашествующим - всем за 70 лет или более, кругом запустение. Отец Кирион был одним из первых молодых монахов из России и послушаниями не был обделен. «А пойдемте, - говорит, - я отведу вас к своему геронте Паисию, человеку замечательному, к нему со всей Греции стремятся и простые, и знатные». А потом говорит отцу Амвросию, но и мы слышали: «Человек святой, к нему являлась и собеседовала с ним Божия Матерь. Я лишь свет сподобился видеть. Только вы никому об этом не рассказывайте. Заповедал сказать лишь после его кончины. Придется идти по горам, но тут все близко».

И вот они пошли. Евгений Константинович продолжает свой рассказ: «Дорог, как я уже сказал, не было. Машин тоже. Монахи между монастырями при необходимости передвигались пешком или на осликах. Большей частью вообще не передвигались: послушаний в монастыре хватало. Лето, жара, надрываются цикады. Пришли. Келья старца — вроде старой маленькой мазанки. На веревках — выцветшие подрясники. На Афоне от жары и пота они ветшают очень быстро. У дверей нас встретил старец: с виду крепкий и бодрый человек, лицо умное, с выразительными благородными чертами. Предложил по афонскому обычаю рахат-лукум, кофе и немного узо (местной анисовой водки). Как же бодрит в жару! Отец Амвросий завел беседу про свой монастырь, а мы думаем: что же спросить у старца? Каждый спросил что-то свое, бестолковое, очевидное - и получил соответствующий простой и яс­ный ответ про то, как спасаться. Не грешить!

Сейчас, - говорит Никифоров, - думаю, спросил бы про судьбы мира или еще про что великое, что происходит ныне на глазах, если б понял, с кем говорю. Но тогда самое великое было: как обустроить «Радонеж». Из церковных вопросов был тогда будораживший многих в Греции старостильный раскол. И нас календарная проблема интересовала. Спросили: «А вот говорят некоторые, что не должно у новостильников причащаться?» Он-то сам как афонит служил по старому стилю. «Хула это! Конечно, можно. Хула, хула», — повторил он взволнованно. Вот и все. Общее впечатление осталось точно такое, какое ныне выносишь из его книг или книг о нем: простота, рассудительность, здравомыслие. Через несколько лет отец Кирион передал мне маленькую ученическую тетрадку, в которой изложил воспоминания о своем геронте. Без изменений предлагаем их вашему вниманию».

Давайте, и мы откроем эту тетрадь и познакомимся с некоторыми ее записями. Вспоминая о старце, автор пишет: «Скромные  записки  эти посвящаются блаженной памяти афонскому старцу Паисию, который многих из нас со­грел своей любовью, разрешил множество недоумений и запутанных обстоятельств, своей пламенной молитвой поддержал, укрепил, наставил на правильный путь. Глубоко в памяти останутся смиренная ке­лья старца, его простое, с любовью, обхож­дение, до глубины сердца проникающий взгляд. Проведя свою жизнь в напряжен­ном монашеском подвиге, он и обращав­шихся к нему учил бороться со страстями, со всяким проявлением эгоизма, самолю­бия, гордости, пустого саможаления, учил любить Бога, ближних, всякое творение Божие. Оставил отец Паисий после себя и не­сколько написанных им книг, простых по стилю, но полных духовного разума и пере­житого опыта.

Как известно, - отмечает автор, - отец Паисий не любил говорить о себе. И приводил примеры из своей жизни только в редких случаях, когда это имело духовную пользу. Несмотря на это, сразу после его смерти, последовавшей 12 июля 1994 года, вышло несколько книг на греческом языке, посвященных старцу, содержащих краткие биографические сведения, поучения старца, его письма и разные свидетельства многочисленных очевидцев, подтверждавшие, что старец действительно был сосудом Божественной благодати. Отец Паисий, по словам автора, всегда желал, чтобы и в других действовала благодать Божия, и поэтому всячески старался отсекать проявление своей воли. Вследствие этого благодать Духа Святаго, в избытке обитавшая в старце, действовала могущественно и изливалась в так называемых «чудесных событиях». Идя путем смирения, отец Паисий всегда пытался скрыть, что в нем обитает Божественная благодать, и лишь в исключительных случаях приоткрывал частичку своих духовных опытов. Вот пример нескольких из них.

По словам автора, «старец давно приготовил себе могилу возле каливы, и всегда держал в уме своем день исхода из суетной этой жизни. Себя он всегда считал, по смирению, не готовым для этого великого путеше­ствия. Одно видение, однако, его утеши­ло. Один раз, когда старец молился, он увидел себя в каком-то месте, похожем на аэро­дром, откуда отправлялись в путь к небу. Здесь находилось множество людей, прохо­дивших соответствующий контроль. Имеющих паспорт и билет пропускали, не имеющих - отправляли обратно. Когда подошла очередь старца, он, однако, не имел положительных бумаг. Вдруг появилась Пресвятая Богородица, одетая, как царица, в золото. Образ Ее был очень схож с чудотворной иконой Иерусалимской. Она сказала проверяющим: «Это раб Мой, пропустите его, пусть проходит, его бумаги Я Сама приготовила». Сказав это, Она показала бумаги, вы­тащив их из-под омофора, и потом опять спрятала их. После этого старцу разрешили пройти.

В другой раз старец говорил близким своим ученикам, что Матерь Божия, которую он видел несколько раз, очень напо­минает ему образ Пресвятой Богородицы Иерусалимской, «именно точно такая», повторял старец. И еще один случай: однажды, когда отец Паисий молился по четкам, он имел Божественное посещение. В то время, как старец находился в келье и молился, внезапно услышал по коридору, ведущему к церковке (а каждая калива на Афоне, как правило, имеет небольшую церковь), шаги. Выглянув из кельи, отец Паисий увидел Матерь Божию, идущую в направлении к церкви по ко­ридору в сопровождении св. апостола Иоанна Богослова. Владычица, как потом говорил старец, была одета в царское облачение. Войдя в церковь, они стали невидимыми, о посещении их говорил только бело-голубой нетварный свет, наполнивший церковь, но и он, спустя небольшое время, медленно рассеялся. Душа старца преисполнилась благодарностью и смирением. И заплакал он, что его, такого грешного и худшего из всех, Матерь Божия удостоила своим посещением».

 

*** В этой книге собраны ранее неизвестные истории из жизни преподобного Паисия Святогорца, а также некоторые его наставления. Как известно, - отмечает автор этой афонской тетради, - отец Паисий не проповедовал и не говорил поучений как таковых. И простое слово его не походило на учение образованного богослова. Окончив начальную школу, он продолжил свое образование в убогой монашеской келье, имея наставником Духа Святого. Старец объяснялся простонародным язы­ком, выслушивал озабоченного скорбящего человека и старался помочь ему простым, доходчивым образом. Ежедневно принимал десятки, а то и сотни людей, и никто не уходил от него не утешенным. Свидетельством тому является и данная книга. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать