У книжной полки. 6 апреля

6 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Догматика Православной Церкви. Экклесиология.

 

«Философом Истины» называет Святая Церковь преподобного Иустина (Поповича), великого подвижника и ревнителя Православия, выдающегося богослова и неутомимого миссионера. В России святой Иустин наиболее известен, как автор многотомного труда «Догматика Православной Церкви», которому он сам дал одно общее название - «Православная философия Истины». «Догматика» давно стала классическим учебником, по которому учатся во многих странах мира. А один из трех разделов этого труда называется «Церковь – все-тайна Христова» или иначе - «Экклесиология» (учение о Церкви). Книга с таким названием была выпущена в свет Издательским Советом Русской Православной Церкви и находится сегодня на нашей книжной полке. ***

Из жизнеописания святого, которое составил епископ Афанасий (Евтич), известно, что прп. Иустин родился в день Благовещения Пресвятой Богоро­дицы в 1894 году в старинном сербском городе Вране от благочестивых православных родителей сербского рода — Спиридона и Анастасии. Отец Спиридона был седь­мым по счету священником (а по другим источникам, даже тринадцатым) в древней семье Поповичей, о священническом происхождении которой сви­детельствует сама ее фамилия. При Крещении мальчик получил имя Благое - в честь праздника Благовещения. Так, со дня своего рождения он, жил и подвизался, нося на себе знамение величайшей благой вести, когда-либо данной роду человеческому — благовещения Боговоплощения Сына Божия от Пресвятой Богородицы «нас ради человек и нашего ради спасения», и благовещения о тайне Святой и Животворящей Троицы, во имя Которой крещен и маленький Благое»

Святой закончил семинарию св. Саввы в Белграде, после какое-то время учился в Петербургской Духовной академии, затем - на теологическом факультете в Оксфорде. Однако, начиная с 13 лет, «не земные, не временные, а вечные стремления занимали эту душу, жаждущую Бога». К тому времени, к семинарским годам, относится и его живой интерес к проблемам мировой литературы и философии, особенно к тем глубинным вопросам, какие затрагивал в своих трудах великий православный писатель Достоевский». Уже первая его большая работа, посвященная Федору Михайловичу, написанная в Оксфорде на английском языке и опубликованная затем на сербском, стала настоящей ду­ховной и литературной сенсацией. Позднее отец Иустин еще не раз обращался к теме Святой Руси, знакомя сербский народ с вековым духовным опытом старшего брата во Христе - Россией.

1 января 1916 года Благое Попович был пострижен в монахи с именем Иустин, - в честь святого Иустина, мученика и философа. По окончании Оксфорда трудился преподавателем Богословского факультета в Белграде. В 1926 защитил в Афинах докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания». С конца 1930 года потрудился миссионером в прикарпатских городах. Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее. С 1932 года он — преподаватель Битольской семинарии, а спустя два года — доцент Теологического факультета в Белграде. В 1948 году отец Иустин приехал в небольшой расположенный в горах монастырь Челие, где пребывал вплоть до конца своей жизни, выполняя духовное наставничество и занимаясь богословскими трудами. Преставился ко Господу, как и родился, в праздник Благовещения.

Напомню, что в данной книге представлено сочинение прп. Иустина (Поповича) – «Церковь – все-тайна Христова», которое входит в состав многотомного труда - «Догматика Православной Церкви». Тема Церкви, созидаемой между двумя пришествиями Господа и затем перехо­дящей в вечность, является ключевой для последнего тома «Догматики», изданного прп. Иустином спустя более пятидесяти лет после выхода первых книг. Как отмечают издатели, это произведение зрелого автора, накопившего большой духовный и жизненный опыт, много лет читавшего в подлинниках и переводившего на серб­ский язык святоотеческие творения и жития святых; автора, для кото­рого догматика была не отвлеченным сводом истин, но руководством к жизни и житию; автора, который, живя по святоотеческим заповедям и всецело проникнувшись сочинениями отцов и учителей Церкви, и сам стал святым, и читателей призывает к святости, стать подлинными членами Церкви - Тела Христова.Данную книгу составили три части, и первая - самая значительная из них – называется – «Благовестие о Церкви и жизни в Ней». Здесь автор в частности пишет: «Самое большее, что Бог мог дать человеку, Он дал — сделавшись человеком и навсегда оставшись Богочеловеком во всех мирах, видимых и невидимых. Крохотное человеческое существо вместило всецелого Бога, Невместимого и отовсюду безграничного. Это делает Богочеловека Христа самым загадочным Существом всюду, где только обитают под солнцем люди. Святой Дамаскин прав и на земле, и на небе, и во времени, и в вечности, утверждая, что Богочеловек Христос — «единственное новое под солнцем». Я бы добавил к этому: и присно новое — новое, которое никогда не стареет ни во времени, ни в вечности. Но в Богочеловеке и с Богочеловеком и сам человек стал новым под солнцем существом — существом, божественно значимым, божественно драгоценным, божественно вечным, божественно сложным.

Тайна Бога, - по словам прп. Иустина, - неразрывно сочеталась с тайной человека и стала двуединой тайной — всеобъемлющей тайной всех миров. И так начала существовать Церковь. Богочеловек - это Церковь. Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Ипостась Бога Слова, став человеком, а тем самым — Богочеловеком, осталась в нашем земном мире и во всех мирах как Богочеловек, или Церковь. Вочеловечением Бога Слова человек как особое боголикое существо возвеличен Божественным величием, ибо вторая Ипостась Пресвятой Троицы стала его Главой, вечной Главой Богочеловеческого Тела Церкви. Бог Отец Духом Святым поставил Господа Иисуса Христа — Богочеловека — «выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:17-23).

Вторая часть книги называется «Свойства Церкви». Как отмечает автор, «свойства Церкви бесчисленны, ведь ее свойства, по сути, -свойства Богочеловека, Господа Иисуса Христа, а через Него и свойства Троичного Божества. Но святые и богомудрые Отцы Второго Вселенского Собора, ведомые и руководимые Духом Святым, в девятом положении Символа Веры свели их к четырем: «Верую... во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Эти свойства Церкви: единство, святость, соборность и апостоличность — происходят из самой природы Церкви и ее цели. Они ясно и точно определяют характер Православной Церкви Христовой, которым она как Богочеловеческое учреждение и сообщество отличается от всякого человеческого учреждения и сообщества». После этого краткого вступления прп. Иустин более подробно останавливается на каждом свойстве Церкви.

Завершает данное сочинение третья часть под названием - «Молитвенное Богословие о Церкви». По словам автора, «Церковь наиболее выразительно и наиболее красноречиво являет себя через свою молитвенную жизнь. Молитва — это ее отношение и ее язык в обращении к Троичному Божеству, Которое величайшей возможной степени явило нам Себя через воплощенного Бога Слова. Для боголикого и, следовательно, боголюбивого существа, человека, нет ничего более естественного и необходимого, чем постоянно пребывать в покаянном молитвенном устремлении к Богу, чтобы добровольно претвориться в молитвенную стрелу бессмертного христолюбия. Поэтому и самый беглый взгляд на безбрежный океан церковной молитвенности исполняет человеческое существо бессмертным небесным благоуханием, этим животворным воздухом святых Херувимов и Серафимов. И открывает нам, насколько это необходимо человеческой природе, тайну Церкви».

 

*** «Экклесиология» (учение о Церкви) — это первый перевод на русский язык одного из трех разделов последнего тома «Догматики Православной Церкви» прп. Иустина (Поповича). «Догматика» давно стала классическим учебником, по которому учатся во многих странах мира. Автор не излагает сухо некую «сумму догматов», но, прежде всего, учит жить по-евангельски, раскрывает сам дух христи­анства. Накопленные знания он доносит сквозь призму собственного аскетического опыта своеобразным поэтическим языком, что придает текстам особую жизненную силу и духовную убедительность. Книга, ориентированная на совре­менного читателя, принесет несомненную духовную пользу людям, ищущим твердой опоры в быстро меняющемся мире.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать