У книжной полки. 5 января

5 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Елена Владимирова. Настольная книга верующего.

 

Сколько бы мы не говорили о вере, эта тема никогда не исчерпает себя, потому что относится она к вечным вопросам человеческого бытия. Несмотря на то, что многие отрицают у себя наличие веры, все-таки без нее человек жить не может, и часто истинную веру в Бога подменяет чем-то иным. Однако даже если человек верует в Бога, этого мало. Как отмечает апостол Павел в послании к римлянам: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10). Этими словами он свидетельствует о том, что для спасения человеку нужно не только веровать, но и исповедовать православную веру. А для того, чтобы исповедовать, надо знать основы православной веры, изучить которые нам предлагает автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Настольная книга верующего». ***

Эта книга, выпущенная в свет Издательствами Эксмо и Воскресение, подготовлена на основе церковной вероучительной литературы и наиболее известных трудов православных духовных авторов. В ней собраны и тематически распределены по разделам самые важные и наиболее полезные сведения об основах православной веры и практические рекомендации для верующих. Так, например, автор-составитель Елена Владимирова рассказывает о Таинствах Церкви, богослужении, о законах духовной жизни, молитве, постах и праздниках. Все эти сведения она сопровождает полезными наставлениями святителей Иоанна Златоуста, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, архиепископов Аверкия (Таушева) и Иоанна (Шаховского), протоиерея Серафима Слободского, и многих других.

О том, что такое вера, говорится в первой главе этой книги. По словам апостола Павла, «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние» (Евр 11:1-2). Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать слово Откровения Его о спасении рода человеческого. Из Священного Писания можно узнать, в чем должна состоять вера в Бога. Апостол Павел пишет: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр11:6). Апостол действие веры в хри­стианах изображает в следующей молитве о них к Богу: «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3: 16-17).

На вопрос, «откуда мы узнаем о православной вере?», в книге дается следующий ответ. «Учение православной веры мы черпаем из Откровения Божественного. Под наименованием «Божественное Откровение» раз­умеется то, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его. Бог дал такое Откровение для всех людей как всем нужное и спасительное, но поскольку не все люди способны непосредственно принять Откровение от Бога, то Он избрал особых провозвестников Откровения Своего, которые передали бы его всем людям, желающим его принять. Но не все люди способны непосредственно принять Откровение от Бога по греховной нечистоте и немощи духа и тела. Божественное Откровение распространяется между людь­ми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посред­ством Священного Писания и Священного Предания. При этом нужно помнить слова апостола Павла, который пишет: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес 2:15).

Как отмечает автор-составитель, «Вероучение Православной Церкви изложено и утверждено святыми и богомудрыми отцами на семи Вселенских Собо­рах. Святые апостолы проповедали всему миру одно и то же Божественное учение Христово, но еще при жизни их среди христиан стали появляться самозваные учителя, а впоследствии число этих лжеучителей умножилось. Каждый из них принимался по-своему толковать и Священное Писание, и учение Церкви Православной, как кому в голову пришло, как кому понравилось. Надо был заградить уста этим лжеучителям, нужно было изло­жить ясно и точно учение святой веры, чтобы каждый знал, как должно веровать, как отличить истину от ложных мудрствова­ний еретических. За это великое дело взялись пастыри церкви, которые не раз собирались с этой целью со всей вселенной, то есть по возмож­ности отовсюду, где только были церкви христианские, и составляли Вселенские Соборы. И об этом рассказывает следующая глава книги, которая называется «Изложение вероучения православной веры».

Здесь говорится о Вселенских соборах, которых за всю историю Церкви было семь, и они, по словам святых отцов, представляют собой семь непоколебимых столпов, на которых незыблемо утверждена истина святой веры нашей православной против ересей. Говорится здесь и о Символе веры, ведь его должен знать и понимать каждый христианин. Как поясняет автор-составитель, «Символ — это греческое слово, означающее знак или предмет. На церковно-славянском языке «Символом веры» называется краткое изложение учения о вере, которое должны исповедовать православные христиане. Краткое, но точное изложение право­славной веры называется православным символом, как бы отли­чительным знаком христиан православных. Символ веры составлен святыми отцами двух Вселенских Со­боров и признан неприкосновенным на следующих Вселенских Соборах как содержащий истинное и неизменное учение Право­славной Церкви.

Следующая глава книги называется «В Кого и во Что верует Православная Церковь», и здесь автор рассказывает о Боге и Его свойствах, о Святой Троице, о Святом Духе, об Ангелах. Тут же говорится о сотворении мира и человека, о его назначении и смысле жизни, а в связи с этим о Боговоплощении, о Пресвятой Деве Марии и Воскресении Христовом. Четвертая глава книги посвящена православному богослужению, а пятая – рассказывает о святых предметах, которые православные христиане используют в Церкви и дома. Шестая глава раскрывает суть таинств Церкви, которые посредством силы Божественной благодати, помогают верующему духовно возрождаться для новой жизни в приближении к Богу. Число Таинств, сложившееся в Церкви исторически, семь: Евхаристия, Крещение, Миропомазание, Покаяние, Елеосвящение, Свя­щенство, Брак. Подробнее о каждом из них и рассказывает шестая глава.

В седьмой главе автор-составитель говорит о духовной жизни христианина, а именно о цели христианской жизни и о духовном руководстве на пути спасения. По словам архиепископа Иоанна Шаховского, «затормошенные и оглушенные суетой люди уже не способны думать об истинах великих и вечных, для достижения которых нужны хотя бы минута Божественного молчания в сердце, хотя бы мгно­вение святой тишины». Поэтому жизнь была определена Соломоном, как «суета сует» (Екк 1:2). И тогда нет у человека ответа на вопрос Премуд­рого — «что пользы человеку от всех трудов его?» (Екк. 1:3). Но не ради такого жалкого положения был создан человек. И не «суета сует» была предназначена ему в удел по предначертанию Творца Вселенной. Он создан был по «образу и подобию» Самого Бога, наделен могуществом разума, поставлен владыкой над животным миром и царем над природой и, наконец, человеку даровано было наивысшее благо — бессмертие его души...

Какова же истинная цель жизни человека на земле? Искать ответ на этот важнейший для человечества вопрос нужно в источниках предвечной истины — в Священном Писании и писаниях святых отцов, разум которых был просвещен Духом Святым. Так, например, в Евангелии мы найдем указание Господа о цели стремлений в искании человека. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его» (Мф 6:33). При этом Господь разъясняет нам, что «Царство находится не во вне человека, а внутри его: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:21). Это определение можно дополнить словами апостола Павла, который определяет цель жизни ученика Христова как стремление «к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:14). Это высшее звание достигается, по словам апостола, когда христиане «живут уже не для себя, но для Умершего за них и Воскресшего». Если обратиться к святым отцам, то обычное определение ими цели христианской жизни формулируется как спасение души, понимая под этим очищение души человеческой от греха, порока, страстей и пристрастий путем молитвы, покаяния, смирения, дел милосердия и развития в душе христианских добродетелей. Подробнее об этом говорится в заключительных главах книги.

 

*** Каждый православный христианин сталкивается с необходимостью иметь под рукой книгу о своей вере с изложением самых важных тем. Ведь, по словам апостола Петра, каждый из нас всегда должен быть готов всякому, требующему отчета в его уповании, «дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15). Господь также возлагает на каждого из нас миссионерскую обязанность «идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари. (Мар.16:15)» Для того, чтобы идти на проповедь или дать ответ, надо самому изучать начатки веры, чему в наши дни немало способствует современное книгоиздательство. Помочь в этом благом деле, также призвана и «Настольная книга верующего».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать