У книжной полки. 5 января

5 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Иеромонах Рафаил (Нойка). Живи мя по словеси Твоему.

 

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу известного румынского подвижника, богослова, иеромонаха Рафаила (Нойки). Долгое время он жил в Англии и именно там обрел веру и православие благодаря своему духовному наставнику архимандриту Софронию (Сахарову), который в свою очередь был учеником святого Силуана Афонского. В данное издание автор включил беседы, проходившие с братией, прихожанами и паломниками в монастыре Иоанна Предтечи, который находится в Англии. Отец Рафаил делится воспоминаниями о. Софронии и говорит о том богатом духовном опыте, который получил в общении с ним, а через него постигая также и учение святого Силуана. Книга вышла в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется - «Живи мя по словеси Твоему». ***

Как сообщает сайт Православие.ру, «Отец Рафаил (Нойка) – одна из крупнейших фигур в современном Православии. Он стоит особняком в ряду блестящих румынских богословов и духовников как духовное чадо архимандрита Софрония (Сахарова), преемника преподобного Силуана Афонского. Собственно, всю свою сознательную жизнь отец Рафаил, с 19 лет до 51 года, провел у ног старца Софрония, до последней минуты его жизни, и только когда его не стало, возвратился на свою родину, в Румынию. Вторая важная черта отца Рафаила – его глубокий духовный опыт, он отшельник и молитвенник, проводящий аскетическую жизнь в течение уже полувека. Иеромонах Рафаил родился в 1942 году в семье крупного румынского философа Константина Нойки. В 13-летнем возрасте вместе с сестрой Александрой был вывезен матерью на ее родину, в Англию, для получения европейского образования.

Здесь начались его духовные поиски. Сначала он отправился к англиканам, но атмосфера тут показалась ему убогой, крайне холодной, «не в том смысле, что в церкви тебя одолевает зевота, а в том, что ты не получаешь никакой духовной пищи». Затем побывал у пятидесятников, в Армии спасения и т. д.; дольше всего оставался в баптистской общине (полтора года). В протестантизме камнем преткновения для юноши стали, в частности, тексты Священного Писания, говорящие о Святом Причастии, и однажды его душу, как некий свет, озарила мысль о том, чтобы вернуться в Православие. Вскоре он встретил архимандрита Софрония (Сахарова), своего будущего духовного наставника из православного монастыря в Эссексе, и тот посоветовал ему для начала закончить обучение.

Возвращение к Православию состоялось в 1961 году, а в 1965-м в монастыре Эссекса молодой человек был пострижен отцом Софронием в монашество с наречением имени Рафаил, и монашество стало для него ответом на все вопросы, которые он с детства ставил перед собой. Свои протестантские поиски считает действием Промысла Божия: «Если бы я не пережил Православие как новообращенный, может, я никогда не смог бы увидеть его в его изумительной красоте, как единственную в истории истину», - говорит отец Рафаил. В 1993 году, после смерти старца Софрония, он поселился в уединенном скиту Лэзешть в Западных Карпатах. В 1994 году вышла в свет его книга «Другой Нойка», в 2002 — «Культура духа». Отец Рафаил перевел на румынский наставления преподобного Силуана Афонского, а также книги архимандрита Софрония (Сахарова). Изредка он выходит из своего затвора для встреч с читателями, и каждая такая встреча становится значимым событием в румынской религиозной жизни.

Взять к примеру, беседы, собранные на страницах данной книги. В предисловии отец Рафаил пишет: «Каждый человек призван к жизни в Боге, к личному общению с Ним, но, к сожалению, не каждый отзывает­ся на сие призвание, не каждый отверзает двери своего сердца кротко стучащему Господу. И тогда мир духов­ный закрывается для нас. Человек и человечество в це­лом теряют понимание смысла жизни как общения с жи­вым Богом. Вечные заповеди о любви к Богу, к ближним, к врагам оставляются даже христианами как невыполни­мые. Прежде бывшие свидетельства сонма боговидцев представляются неактуальными. Но это только потому что сам человек стал чужд духу святых. Если же нам уда­ется причаститься, стяжать в сердце Дух, исходящий от Бога, тогда учение Церкви и святоотеческая традиция вновь оживают и не кажутся устаревшими. Итак, весь вопрос в том, как воспринять Дух Божий.

И опять, по мнению отца Рафаила, здесь нет ничего нового. Бог Сам идет к нам навстречу. Избирая Себе в служители тех, кто готов пойти за Ним, Он дает им живое, действенное пророческое слово, являющее Его судьбы целым поколениям. И тогда мы, имея пред собой живой образ святых, воспринимая их благодатное слово, исполняясь любовью ним, вновь находим путь к Богу, обретая Его в своих сердцах. Одним из таких Божиих избранников, по словам автора, - является святой Силуан Афонский. Данное ему откровение от Бога воздвигло многих наших современников от падения, спасло от отчаяния, обратило к пламенной вере, наставило на путь заповедей Христовых. «Судя по Писанию и по характеру народа нынешнего, - пишет старец, - мы живем последнее время, и все же надо сохра­нить мир душевный, без которого нельзя спастись». О том, как сохранить этот мир, он и говорит в своих богодухновенных писаниях.

Как отмечает отец Рафаил, при жизни старец Силуан оставался сокрытым, немногие распознали пребывающую в нем великую бла­годать Святого Духа. Остаться неизвестным было его собственным желанием, молитвой, которую исполнил Бог. Но светильник не остался под спудом. Бог привел к старцу молодого иеродиакона Софрония, который, пережив глубокий опыт богообщения, искал руковод­ства в духовном подвиге. С самого начала их знакомства отец Софроний был глубоко убежден, что слово, данное старцу Силуану, является откровением всему миру о путях к вечной жизни, о путях к разрешению всех разделений человечества. И что, даже если человечество и не воспримет это откровение, слово святого Силуана все равно, как снисшедшее свыше, останется данным всему миру. Конечно, откровение это не подразумевает нечто новое, отличное от Евангелия. Просто являясь словом от Бога в данный момент и для каждого из нас, т. е. сло­вом пророческим, оно обладает необыкновенной благо­датной, возрождающей души силой.

Как свидетельствует автор, вся дальнейшая жизнь отца Софрония стала служением слову святого Силуана. Иногда он говорил о себе как о почтальоне, которому Бог доверил передать пись­мо старца всему миру. Но, когда речь идет о духовном письме, тогда и от тех, кто доставляет его, и от тех, к кому оно послано, требуется внутренний подвиг — жить по данному слову. И отец Софроний не только донес до нас слово, данное Богом Силуану, но и приблизил к нашему уровню понимания. Теперь и его собственное слово является для людей нашего времени пророческим, отвечающим на их насущные вопросы. Его книги, как и писания преподобного Силуана, были написаны после слезной молитвы, из состояния глубокого пребывания в Боге. Более того, своими молитвами, любовью, живым присутствием он и сейчас помогает многим найти свой личный путь к Богу и жизнь в Нем.

Всякий раз, как рождается в сердце великих избран­ников Божиих такое вдохновенное слово, являющее лю­дям святую волю Господню, поколения учеников прите­кают к ним и духовно питаются тем словом, заново пере­живая его в самих себе. Именно так возникали монаше­ские общины вокруг преподобных Антония Великого, Пахомия Великого, Феодора Студита, Сергия Радонеж­ского и других святых. Монахи хранят данное их отцам откровение от Бога в своих сердцах, размышляют о нем, живут и преображаются им. Сами вдохновляясь этим словом, они делятся им и с другими, ищущими истину, и тем воспламеняют в людях живую веру, некогда преданную нам святыми апостолами Христовыми. В этом и заключается служение монаха и своим богоносным от­цам, и Церкви в целом. В служении снисшедшему свыше слову святых монах обретает спасение своей души.

 

*** Эта книга рассчитана на широкий круг православных читателей. Еще раз отмечу, что в ней собраны беседы иеромонаха Рафаила (Нойки) с братией и паломниками монастыря Свято­го Иоанна Предтечи в Англии. Прожив рядом с отцом Софронием долгие годы, отец Рафаил делится с читателями своей любовью к старцу и духовным опытом жизни по его слову. Его беседы являются своего рода введением в учение святого Силуана и архимандрита Софрония. Верим, - пишут издатели, - что его благодатное свидетельство поможет многим из нас шествовать путем спасения во Христе, руководствуясь писаниями этих двух великих избранни­ков Божиих.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать