Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Пути пасхальные.
В русской литературе тема дороги и образ дороги очень важны и символичны. Стоит лишь вдуматься в слово «путь», чтобы осознать: все явления нашего мира могут быть выражены через его глобальный смысл. Обо всем без исключения можно говорить в категориях движения, и не только образно. Все течет, все меняется... По сути, никакой статики вообще не существует, в пространстве и во времени движутся даже тела неживой природы. И в многообразии нашей расширяющейся вселенной один лишь человек обладает бесценным и страшным даром - вполне свободно определять вектор своего движения. Жизненные дороги, исторические тропы, пути духовные... Вы скажете, что человек не выбирает времени и места, поэтому не может считаться вполне свободным. Пожалуй. Но в любом, даже самом мрачном месте и в каждое смутное время человек свободен оставаться человеком, таким, каким его создал Бог, и об этом свидетельствует книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Никея и называется – «Пути пасхальные». ***
Итак, продолжая выбранную тему о путях и дорогах, издатели вспоминают историю возникновения праздника ветхозаветной Пасхи. В предисловии мы читаем: «Один человек, Моисей, вывел свой слишком многострадальный, но и не менее строптивый народ из унизительного египетского рабства к свободе и к обладанию Землей обетованной. Праздник Пасхи — это праздник движения. Само значение слова — «прохожу мимо». Даже традиции ветхозаветного празднования указывали на движение, скорость — чего стоит то, что трапеза совершалась стоя! Новозаветная Пасха — это уже сердцевина всего мира, воплотившийся Бог Иисус Христос изводит все человечество из рабства греху и смерти к жизни вечной. И ради спасения людей Богом был пройден путь, на котором Он показал, что никогда не остановится. Он спустился в мрачные глубины ада, опустошил его, сделал его несчастных узников спасенными сынами Божьими.
И, как отмечают издатели. если посмотреть на икону Воскресения Христова, нельзя не восхититься ее поразительной и одухотворенной динамикой. Иисус в движении, Его руки обращены к Адаму и Еве, обломки адовых врат разлетаются в разные стороны, словно в замедленной съемке, - это обломки старого рабского мира. Отныне основа нового мира - знание о безграничной Божественной Любви и о Божественном достоинстве усыновленного человека. И эта небесная динамика Воскресения Христова отразилась во всей деятельности новозаветного человека - в науке, культуре, искусстве. Об этом замечательно сказал Фазиль Искандер: «Вся серьезная русская и европейская литература - это бесконечный комментарий к Евангелию. И комментарию этому никогда не будет конца. Все псевдоноваторские попытки обойтись без этического напряжения, без понимания, где верх, где низ, где добро, где зло, обречены на провал и забвение, ибо дело художника вытягивать волей к добру из хаоса жизни ясный смысл, а не добавлять к хаосу жизни хаос своей собственной души».
Да, - пишут издатели, - уж хаоса действительно достаточно - что ж, и это цена свободы человека. Бог сотворил нас свободными творцами, способными не только строить жизнь по Его замыслу, но и вопреки ему, противиться Божьей воле и даже отрицать Его. В этом сборнике представлены рассказы русских писателей, связанные с одним из главных пасхальных смыслов — с темой пути, движения, а главное, с темой выбора. Чего стоит один из величайших шедевров русской литературы — рассказ А. П. Чехова «Казак»! Если вслед за Искандером размышлять о русской литературе как о комментарии к Евангелию, то этот рассказ, пожалуй, может быть признан не менее значимым, чем многие из святоотеческих. Начинается он безмятежной картиной счастливого пасхального утра: «Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вез только что освященный кулич».
По словам издателей, Чехов часто использует в рассказах говорящие названия, он сразу намекает нам на духовный путь героев - они внизу, но у них есть возможность возрасти. В пути им встречается казак, которого Пасха застала в дороге, вдали от дома, он тяжко болен (образ болезненно-покаянного пути человека). Эта встреча стала судьбоносной, все герои рассказа оказались в Пасхальный день на перепутье, и каждый из них сделал свободный выбор, как поступить, и этот выбор определил их дальнейшую жизнь: «Бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал...», - читаем мы слова одного из героев. Место встречи называется Кривая Балочка - тоже не случайное, говорящее название! Героям предоставлена возможность выпрямить свой жизненный путь - направить его к Богу, прожить свою жизнь с Богом и по-божески.
Но Максим и его жена делают фатальный выбор, отказав казаку в пасхальном разговлений. Молодая жена оказалась во власти суеверий, хотя и едет из церкви с Пасхальной заутрени и освятила кулич, но и от языческих примет и верований не отступает: считалось, что пасхальную трапезу обязательно нужно начинать дома всей семьей — это сулило счастье и достаток. И в этом ревностном рвении молодая жена не покоряется воле мужа, который хочет помочь казаку, она отказывается преломить хлеб со странником. Оказалось, что для Максима и его жены важно не реальное присутствие и действие Божие, а «порядок знать», соблюдать заведенные ритуалы. В рассказе символичны образы дороги и дома. Здесь дорога — символ живого, быстро меняющегося бытия, дом — символ успокоенности, духовной неподвижности. Герои в неведении, где путь истинный, где настоящий дом. Им неведомо, что праздник Воскресения Христова — это торжество обретения не дома, а только дороги к нему — дому истинному, что это праздник не домашнего успокоения и уюта, но торжество пути — трудного, но радостного — навстречу Богу.
В рассказе И. А. Бунина «На чужой стороне» Пасха застает мужиков на какой-то станции, они едут на заработки. Тягостно быть в Светлый праздник в отрыве от родного дома, словно птица без гнезда! Их путь - тяжкий труд ради хлеба насущного. Душа рвется к Пасхальному свету, как к отчему утешению, облегчению страданий, примирению со своей судьбой. Однажды Чехов в беседе с И. А. Буниным мечтательно сказал: «Стать бы бродягой, ходить по святым местам, поселиться в монастыре среди леса, у озера...» Это еще одно преломление темы пути — хождение по святым местам, паломничество. Само слово изначально связано с Пасхой и произошло от латинского слова palma, пальмовой ветви, с которыми встречали Иисуса Христа жители Иерусалима. Целью первых паломников была Святая Земля, места, связанные с земной жизнью Спасителя, затем традиция распространилась и на другие христианские святыни.
По слову Патриарха Алексия II, «православное паломничество — давняя и почитаемая в нашем христолюбивом народе традиция... Для многих... дорога к святым местам становится началом пути ко Христу». Так, для Константина Леонтьева важной вехой в судьбе стала его жизнь на Святой Горе Афон (в этой книге представлен его рассказ «Пасха на Афонской горе»). Русский писатель Влас Дорошевич совершил пасхальное паломничество на Святую Землю и оставил замечательные путевые очерки, художественный портрет христианских святых мест, включив в повествование исторические факты, библейские притчи и местные легенды. Один из очерков «В земле обетованной» вошел в этот сборник. И даже когда России выпало тяжкое испытание годами безбожной власти, когда множество православных людей претерпели мучения за веру, прошли через лагеря и тюрьмы, всегда был и есть выбор: каким путем идти. И тогда тоже тьму темницы озарял пасхальный свет. Об этом рассказ «Пасха в тюрьме» из «Записок верующего» Владимира Филимоновича Марцинковского, всю жизнь посвятившего христианской проповеди.
Воспоминания Марцинковского, по словам издателей, позволяют увидеть и почувствовать те смутные события, которые надолго определили ход истории, и помогают через прошлое осознать наше настоящее. Вот он пишет: «Православие в идеале есть религия воскресения — по крайней мере, русское сердце так его исповедует и переживает. Пасхальный восторг способен переплавить тоску в радость, мечи в плуги, устранить все стены и перегородки. О, если бы он не ограничивался короткой пасхальной ночью! Уже день. Мы идем по камерам. Коммунист К., старший надзиратель, — очень суровый, стоит у выходной решетки и считает проходящих. Я вдруг подхожу к нему с возгласом: «Христос воскресе!» — и троекратно его целую. Он не уклоняется...» В пасхальной радости заключенные и надзиратели становятся на время едины и вместе вкушают куличи и яйца, присланные заключенным через тюремные передачи. «Все христосуемся... Ни тюрьмы, ни надзирателей, ни решеток, ни чекистов нет сегодня: все растаяло и сгинуло в лучах восходящего Солнца Воскресения, есть лишь люди — братья, все грешные и все Богом возлюбленные... Только бы обратились к Нему!»
*** В этой книге собраны рассказы и дорожные очерки русских писателей о встрече Светлого праздника в путешествии, на фронте, на чужбине или даже в заключении. Где бы ни застала человека Пасха, душа его открывается навстречу живительному свету Воскресения, вопреки любым обстоятельствам. Собранные в книге произведения напомнят читателю, что путь — это не только дорога, это всегда выбор между хаосом и добром, движение к гармонии и живительному свету Воскресения. И как говорит главный редактор издательства «Никея», Владимир Лучанинов, «В самом мрачном месте и в смутное время человек свободен оставаться человеком; именно от выбора в пользу человечности мрачные места освещаются, а смутные времена сменяются золотыми веками».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!