Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Иоанне святе... во священстве верным быв словом и житием», — так воспевает Русская Православная Церковь строчкой канона одно из главных направлений всей жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского: его иерейское служение Господу. Большое внимание в своих трудах отец Иоанн уделял прохождению этого звания. Его первое Слово по иерейском рукоположении было Слово о священстве, о том, как досточтим и велик этот сан у Господа, о том, каким должно быть и житие, и делание иерея Божия. Теме иерейского служения посвящены и многочисленные строки дневников Кронштадтского пастыря. Часто эта тема выделена пометками на полях: «Священнику», «Иерею Божию», «О священстве». И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собраны отдельные записи из дневниковых тетрадей отца Иоанна. Она называется – «Иерею Божию: Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадтского». ***
Книга «Иерею Божию» — это третья в ряду подобных изданий, вышедших в издательстве «Отчий дом», посвященных размышлениям святого праведного отца Иоанна о прохождении священнического служения. Здесь собран материал из дневниковых тетрадей за 1863-1871 годы. В эти годы Батюшка приближался к своему 40-летнему юбилею, а 12 декабря 1870 года он отмечал 15-летие своего пастырского рукоположения. Опыт почти каждодневного предстояния пред престолом Божиим, напряженная духовная жизнь, непрестанная борьба с грехом в стремлении быть достойным высокого звания служителя Христовых Тайн, практические советы священникам, взятые с собственного опыта, - обо всем этом пишет Кронштадтский пастырь в своих дневниках.
Выдержки из дневниковых тетрадей в предлагаемой книге распределены по трем частям. Первая часть называется - «Священник - Ангел Господень». Она содержит материал, посвященный теме нравственного облика иерея Божия. Так, отец Иоанн часто ставит вопрос: «Каким должен быть священник?» — и отвечает: он «должен быть высоконравственным, целомудренным, мужественным, мудрым, терпеливым» и т. д. Еще он пишет: «С Богом одним живи, с Богом сердца твоего (Пс. 72.26), а к вещественному ни к чему не прилепляйся. Сердце твое, или жизнь твоя, душа твоя, - от Бога произошла и получает жизнь совю – у Тебе источник живота (Пс. 35,10), а не от вещества. Бог же и тело наше образовал из вещества. Он же и питает, и растит, и хранит его, Его забота, попечение – мы. Нам только заповеди Его хранить».
Так же в первой части собран материал, касающийся бытовых сторон жизни священника, а именно: правила повседневного быта, отношение к материальной стороне жизни, правила подготовки к служению и Причастию (касательно вкушения пищи и т. д.). Вот, например, отец Иоанн пишет: «Не имей жадности к пище–питью, к деньгам, не прельщайся драгоценностями и сладостями века сего, также отличиями или наградами: это показывает дух жадный, веществолюбивый, земнолюбивый, а не Боголюбивый. Поминай искушение Спасителя в пустыне (См.: Мф. 4, 1–11) и подражай Ему в духе. Дух жадности к земному — дух диавола». Или вот еще такое наставление: «Помни, что сердце есть источник мысли, слова, любви и храм Божий (1 Кор. 3, 16), а оно находится в тесной связи с полостию желудка. Не засаривай же желудка пищею и питьем, то есть не употребляй пищу и питье без разбора и неумеренно, но поревнуй о воздержании и посте, чтоб внутренняя храмина твоя была чиста, светла, пространна и благообразна, как подобает Царскому чертогу».
Вторая часть книги называется - «Священник - служитель Христов и строитель Тайн Божиих». Здесь представлены извлечения из дневников отца Иоанна касательно главного делания священника - его молитвенного предстояния пред Господом. Батюшка описывает «взятые с собственного опыта» искушения, могущие случиться со священником во время Богослужения и способы их преодоления; описывает взаимоотношения с настоятелем, с собратиями по храму, говорит о спасительности послушания младшего старшим и т. д. О том, легко ли быть священником, отец Иоанн пишет: «Говорят, священнику легко служить. Легко болтать, но не служить, а служить Господу достойно – нам, грешным, не легкое, а трудное дело: потому что очень редко служим достойно. Трудность в том состоит, что нелегко привесть в гармонию уста, мысль, сердце и волю и молиться – всею мыслию, всем сердцем, всею волею. И наши душевные силы во время Богослужения часто бывают в разладе – как бы в парализованном состоянии. Но когда Господь даст Свою благодать – молиться во благодати Духа Святого, всею душою, - тогда прелегко и пресладостно молиться Богу».
Следующее размышление батюшки также касается молитвенного устроения пастыря. «Во время молитвы, - пишет отец Иоанн, - надо сознавать важность тех прошений, благодарений, славословий. Которые содержатся в молитвах, и живо сознавать и чувствовать действительность того душевного состояния своего, в котором представляют оное молитвы, чувствовать свою бедность, свое окаянство, нищету, слепоту и наготу и источать слезы покаяния. Тогда с слезами выйдут скверны сердечные, и в душе воссияет свет и воцарится глубокий мир. Ибо Царь мира вселится в сердце. Желать всем сердцем надо тех благ, коих испрашиваешь».
Третья часть книги называется - «Пастырь и паства», и посвящена она теме взаимоотношений иерея и прихожан, вопросу о духовничестве. Отец Иоанн особое значение придает идее жертвенной, пастырской любви иерея к пастве, его внимательному, чуткому отношению к приходящим к нему; дает многочисленные советы, как вести себя с тем или иным человеком, учитывая особенности его душевного устроения, характера; учит бережно обращаться с каждым, просящим помощи у иерея. Об отношении пастыря и его паствы отец Иоанн пишет так: «Отец… чадо. Мы – духовные отцы: люди, миряне – наши дети; мы пастыри, они – овцы. Надо развить в себе дух отеческий, отношения отеческие к мирянам, а в них – сыновние – к нам. Пусть веет в нас и в наших супругах дух отеческой и материнской любви к прихожанам. Ах, как бы это было хорошо для славы Божией. Пусть знают прихожане, что мы – наперстники, наследники любви Отца Небесного к роду человеческому».
В разделе «Приложение» издатели сочли полезным поместить главу «Отец Иоанн о священстве» из книги преосвященного Александра (Семенова-Тян-Шанского) «Отец Иоанн Кронштадтский». Рассказ о святом отце епископ Александр начинает такими словами: "Отец Иоанн Кронштадтский был не только необыкновенным священником, но и с исключительной ясностью сознавал необыкновенное значение священства. В его время слова о высоком его значении были, конечно, новы. Русское общество <...> к этому было мало подготовлено. Идеи служения государству, а позже — то нации, то народу, явно преобладали над идеей служения Церкви. Если же к концу XIX века все более пробуждалось внимание к значению священника, то это относилось более к пастырству. От пастыря же ожидали преимущественно выполнения некоторых социальных функций: повышения общего морального уровня и бытовых условий жизни, а нередко укрепления все тех же национальных, государственных или народных устоев.
Но отец Иоанн, сознавая всю значительность пастырской деятельности, учил прежде всего о значении священника как такового, то есть как совершителя Таинств, как орудия освящения, преображения и, в конце концов, обожения человеков. Что же касается пастырства, то он знал, что вся сила его почерпается в молитвенном предстоянии священника у Престола Божия и, более всего, через совершение Таинства Церкви — Евхаристии. Слова отца Иоанна Кронштадтского о священстве всегда торжественны; подобно словам его о Литургии, это скорее гимны, чем простые размышления. К тому же редко говорит он о священстве, не упоминая Литургии, а говоря о Литургии, обычно обращается мыслью к ее совершителю. Но прежде всего в своих словах о священстве он восходит мыслью к Источнику всякого освящения и главному Совершителю всех Таинств - к Самому Христу.
*** «Священник, - говорит святой Иоанн Кронштадтский, - должен быть то же в мире духовном, в кругу своей паствы, что солнце в природе... должен быть светом для всех, живительною теплотою, душою всех». Таким солнцем, не затмевающим Христа, был для многих людей святой Иоанн. Он был посредником между Богом и людьми в передаче им Божественной благодати, что является основным назначением священника-пастыря. Он делился с людьми решительно всем добрым, что в себе имел, понимая, что его добро не его, а Божие. И учил не от своего разума, а от Христова, потому слова его были исполнены благодати. Издатели уверены, что эту книгу с большой для себя духовной пользой прочтет любой христианин. Но прежде всего она адресована служителям Божиим — иереям, тем, кто по примеру само¬го отца Иоанна Кронштадтского стремится в своем звании «быть верным словом и житием», быть «па¬стырем добрым, могущим и душу свою положить за овцы своя».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!