Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Монах Моисей Святогорец. Как убить страсти.
Идет Великий пост, который настраивает православного христианина на покаянный лад, на усердную молитву, на радость встречи Воскресшего Христа. Что же мешает нам постоянно на этом пути, что отодвигает долгожданную встречу или совсем уводит с истинного пути? Конечно же, наши страсти. Св. Исаак Сирин называет страсть недугом души, а св. Исайя Нитрийский болезненным состоянием душевных сил. А прп. Иоанн Лествичник дает такое наставление: «Кто видит в себе какую-нибудь господствующую страсть, тому должно прежде всего противу ней вооружаться … ибо если мы не победим сей страсти, то от победы над прочими не будет нам никакой пользы». «Как убить страсти» - так называется книга монаха Моисея Святогорца, которую предлагает читателям Издательство Сретенского монастыря. Об этой книге – далее в нашей программе. ***
По словам издателей, автор книги - монах Моисей Святогорец родился в Афинах. От природы он имел различные дарования: был иконописцем, поэтом, литературным критиком и духовным писателем. Старец более тридцати пяти лет подвизался на Святой Горе. За эти годы им было издано 52 книги и написано более тысячи статей. Его труды были переведены и изданы во многих странах мира. Он был основателем и главным редактором святогорского журнала «Протат». Занимал должность старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы. Около двадцати пяти лет являлся старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеймона от монастыря Кутлумуш. Старец Моисей был одним из самых известных современных афонских монахов и писателей.
Многие годы старец Моисей трезво и рассудительно, со смирением и скромностью проводил беседы, писал книги, жития святых, сказания о святых отцах. Его духовное слово всегда было наполнено глубоким содержанием и служило на пользу всем христианам и во славу Божию. Старец провел сотни бесед по всей Греции и за ее рубежом. И каждая из них свидетельствовала о его горячем стремлении помочь братьям во Христе на их сложных путях духовной жизни. Так, например, о Великом посте он говорил следующее: «Дух потребления, поиска удобств и самолюбия не даёт человеку освободиться от многочисленных излишеств, которыми он наполнил свою жизнь».
«Великий пост, по словам отца Моисея, - это шанс на духовное преображение. Молитва Ефрема Сирина, которая пятьсот раз звучит на великопостных богослужениях, призывает нас оставить дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия и стяжать целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь. Эта прекрасная и наполненная великим смыслом Покаянная молитва заканчивается прошением к Богу: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Таким образом, мы должны оставить сплетни, перестать делать друг другу замечания, прекратить критиковать и осуждать своих ближних. Обратить своё внимание на собственные недостатки и посвятить себя их исправлению».
В этой книге представлено пять бесед монаха старца Моисея Святогорца. Первая беседа рассказывает о страстях и способах их отсечения. В этой главе, - говорит автор, - мы затронем тему страстей, о которой, в общем-то, должны размышлять постоянно. Для того чтобы всем было понятно, постараемся говорить, как можно проще. Это необходимо для того, чтобы все начали трудиться над искоренением страстей и приобретением добродетелей, что и есть главная задача христианского подвига: преобразование ненавистных Богу страстей в содействующие славе Божией добродетели, чтобы наполнить свою жизнь истинной радостью и настоящим миром. Присутствие в нас послушания демонам делает нашу жизнь безрадостной, серой, скучной и утомительной».
По словам старца Моисея, «страсти просто кишат в нас, они свили уже себе гнездышко, поскольку мы их давно-давно пригрели, мы их обсуждаем, о них заботимся, даже любим, постоянно оправдываем, поскольку мы считаем их небольшими по сравнению с тем, что творится в душе окружающих, и поэтому мы постоянно и систематично медлим с их искоренением. Давайте быть честными и искренними с собой: разве не так обстоят дела? Наши страсти являются весьма значительными внутренними движущими силами. И нужно с самого начала сказать, что культивирование страстей в нашей душе является формой отречения от Бога в нашей жизни». С другой стороны, как отмечает автор, «в своей одержимости страстями человек, не теряя веры и надежды, нуждается в том, чтобы Бог посетил его».
Как говорит монах Моисей, «Христос пострадал добровольно, призваны и мы также добровольно последовать Ему и распять наши страсти, сораспявшись нашему Спасителю. Необходимо взойти на эту первую ступеньку своим собственным волевым усилием, искренним желанием и всецелым расположением. Иначе ничего не бывает. Эта добровольность — основное условие, вся наша воля должна быть направлена на прохождение этого подвига. Господь - не хозяин и не господин безвольных, несвободных, нецелеустремленных людей, но Отец любимых Им сыновей, непрестанно желающий им спасения. Всех Он хочет спасти и привести к познанию истины, но и сами они должны желать истины и трудиться для нее. Итак, человек призывается искать и найти скрытые в нем силы, а также немедленно их активизировать», к этому призывает нас и автор данной книги.
Во второй беседе речь идет о возделывании нашего сердца, находящегося обычно в запустении. Третья — посвящена откровению Бога в нашей жизни. В четвертой беседе делается акцент на главной цели жизни христианина - на стяжании Святого Духа. В последней, пятой, описан кризис современного мира, по сути являющийся не столько экономическим, сколько духовным, а также даются некоторые советы по выходу из него. По словам автора, «все составляющие описанного кризиса нашего времени высказаны не для того, чтобы нас разочаровать и повергнуть в уныние. Я не думаю, - говорит отец Моисей, - что я чего-то преувеличил в этом описании. Может быть, вы теперь четче прочувствуете в мире эти трещины кризиса. Не бойтесь, что нас немного, не нужно чувствовать себя постыдным меньшинством. Эта война должна нас, наоборот, делать еще более мужественными.
Боль и горечь от того, что мы видим и слышим вокруг, пусть согревают нашу молитву. А те, кто глумится над святыней, наказывают сами себя, имея совершенно безрадостную жизнь. Пускай мы не всегда отвечаем на вызовы. Не нужно вступать в острое противостояние с искушением. Старец Паисий говорил, что искушения помогают ему, поскольку заставляют больше подвизаться. Не нужно бояться этих бурь эпохи, нам нельзя увлекаться помыслами неверия. Будем благодарить Бога за то, что мы вместе с Ним, за то, что Он нас укрепляет, утешает и благословляет. Возлюбим, наконец, и врагов, как своих благодетелей, тогда мы обретем чудесный покой своим сердцам. Будем вспоминать почаще и Крест Христа, и вечную жизнь — тогда мы найдем равновесие и мир, которые нельзя даже и представить».
*** «Мужество состоит в том, чтобы победить свои страсти» — эти слова принадлежат афонскому старцу Моисею, пять бесед которого включены в настоящий сборник. Эти беседы о разрушительности для души греховных страстей, о борьбе с ними и о стяжании Духа Святого — главной цели жизни каждого христианина. Простой язык автора и его верность святоотеческий традиции делают беседы понятными современному читателю. Надеемся, говорят издатели, что слова настоящих бесед попадут на благодатную почву и помогут каждому читающему их, на пути духовной жизни.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!