У книжной полки. 4 января

4 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Священник Валерий Духанин. Во что веруем

 

Что такое вера, и почему некоторые люди бывают ее глубокими противниками? Что Православие предлагает людям, и какие чудеса совершаются в наши дни? Можно ли быть христианином, но при этом не ходить в церковь, и какой смысл содер­жат в себе святые Таинства, богослужения и об­ряды? Многие, начиная ходить в храм, теряются от множества вопросов, обращают внимание на второстепенное и не замечают главного. Церковная жизнь для большинства из наших современников предстает мифом о чрезмерном посте, сплошных запретах и прочих крайностях. Ответы на многие вопросы, чаще всего возникающие у современного человека по отношению к вере, духовной жизни и установлениям Церкви собраны в книге священника Валерия Духанина – «Во что веруем». Книга вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

Автор этой книги - священник Валерий Духанин, кандидат богословия и проректор Николо-Угрешской духовной семинарии, является также автором ряда книг, посвященных обоснованию и смыслу православной веры. В данной его работе содержатся ответы на наиболее актуальные, насущные вопросы, с которыми современность обращается к Церкви. На страницах книги православное вероучение предстает не сухой, схоластической теорией, а жизненно важной для души Богооткровенной истиной. В книге читатель не найдет отвлеченных непонятных рассуждений, напротив, оригинальный авторский стиль и яркие примеры из жизни делают книгу доступной, а чтение увлекательным.

Одним из наиболее уникальных проявлений души человека является вера. Что же такое вера вообще и что такое вера в Бога в частности? Откроем книгу и посмотрим ответ на данный вопрос. Автор пишет: «Вера есть удивительный дар Божий человеку. Благодаря этому дару мы можем познавать то, что не видим нашими телесными глазами. Без веры вообще невозможно какое-либо знание, ведь чтобы сделать его достоянием своей души, в эти знания надо поверить, поверить, что они действительно могут расширить наш кругозор и обогатить наш внутенний мир. Поэтому известный мыслитель Блез Паскаль говорил: «Вера есть сила сердца», она делает наше сердце сильным, способным к глубоким познаниям. Несомненно, что вера есть потребность существа человека, которому свойственно верить во что-либо. Благодаря вере у человека появляется цель, к которой он бывает готов идти на протяжении всей своей жизни».

Отец Валерий объясняет существующие 3 типа веры, и говорит, что это очень важно знать, потому как не всегда, когда говорится о вере в Бога, подразумевается одно и то же. Три типа веры есть своего рода ступени духовного восхождения: вера как уверенность, вера как доверие и вера как верность. Первый тип - «вера как уверенность» - это рассудочное признание какой-либо истины. Например, кто-то скажет: «Я уверен, что Куликовская битва состоялась в 1380 году, я уверен, что Земля круглая, и еще я уверен, что есть Бог». Это своего рода глубокая убежденность в наличии чего-либо. Здесь уже нет сомнений: да, Бог существует. Но внутренний мир человека от этого мало меняется. Для такого человека Бог является как бы одним из объектов нашей Вселенной: есть планета Марс, а есть и Бог. Поэтому он не всегда соотносит веру со своими поступками, не пытается внимательно выстраивать свою жизнь по вере, а действует по принципу: «Я сам по себе, а Бог - Сам по Себе». То есть это просто признание своим умом факта существования Бога.

Вторая ступень - вера как доверие. Давайте подумаем, когда один человек доверяет другому? Тогда, когда открывает ему свое сердце и когда другого человека как бы принимает в свое сердце, то есть возникает особая душевная близость. И вера в Бога как доверие, в отличие простой уверенности, сообщает человеку близость к Богу. На этом уровне веры человек не просто рассудочно соглашается с существованием Бога, но принимает Господа в обители своего сердца. Он чувствует присутствие Божие, и в случае скорби или жизненных трудностей непременно вспомнит про Бога и станет молиться Ему. Доверие предполагает надежду на Бога, и человек уже старается сообразовывать свою жизнь с верой в Бога. Впрочем, если ребенок доверяет своим родителям, это еще не значит, что он всегда будет их слушаться. Иногда дети пользуются родительским доверием для оправдания своих проступков. Так бывает и тогда, когда человек доверяя Богу, сам не всегда бывает верен Ему.

Самая возвышенная ступень - это вера как верность. Это не только признание Бога своим умом, и не только доверие Ему своим сердцем, но и последование за Богом своей волей. Такая вера предполагает подлинную, чистую любовь, потому что истинная любовь немыслима без верности. Выражается это в жертвенности, когда мы стараемся созидать свою жизнь по воле Божией, а для этого отсекаем греховные пожелания своего естества. Такая вера становится основанием всех ценностей жизни верующего человека. И только она, по словам автора, спасительна. Но это предполагает и внутренний труд над собой, победу над своими страстями». Таков ответ на первый из предложенных автору вопросов. А вот еще один: Почему некоторые люди обращаются к Богу, а некоторые, хотя бы находились в тех же исторических условиях и даже воспитывались одинаково, – нет?

На этот вопрос автор отвечает так: «Обращение человека к Богу – это, наверное, всегда загадка. Ведь мировоззрение верующего настолько отличается от мировоззрения неверующего, что обращение от одного к другому представляется парадоксальным, подобно тому, как парадоксальным кажется переход через глубокую пропасть. Но Христос ходил по водам, а Своим ученикам открыл, что имеющий веру с горчичное зерно сможет и горы переставлять (Мф. 17:20). Поэтому люди обращаются к Богу даже в самых, казалось бы, не подходящих для этого условиях – когда веру гонят, религию высмеивают, а Церковь пытаются всячески искоренить. Часто человек приходит к вере потому, что в его душе вдруг чувствуется некий зов, необходимость поиска. Человек еще не понимает, что ему не хватает Бога, но он уже чувствует, что обыденность его не удовлетворяет. Возникает своего рода поиск смысла жизни, поскольку вдруг обнаруживается бессмысленность земной суеты.

Иногда понять это помогает критическая ситуация в жизни, сильная скорбь, соприкосновение со смертью, когда вдруг открывается, что не все так, как нам представлялось раньше, что есть нечто, что выходит за рамки нашего материального мира. Духовный писатель XX века Николай Евграфович Пестов приводит свидетельство одного из связистов, принимавших по радио боевые донесения русских военных летчиков во время Второй мировой войны. Этот связист говорил, что многие летчики, которые ранее никак не проявляли своей веры, в минуту, когда они были подбиты врагом, и самолет, объятый пламенем, уже падал, вдруг начинали молиться: «Господи, приими мою душу». Это было слышно по радиосвязи.

Дело в том, - говорит отец Валерий, - что критическая ситуация – это такое событие в жизни, когда отпадает вся шелуха, и человек остается наедине с собой. Исчезает все наносное, снимается маска, и душа прозревает, что существует духовный мир, что человек – не центр мироздания, что у нас есть Небесный Отец, без Которого жизнь счастливой не будет. Такое прозрение может наступить не обязательно через скорбь, но и при соприкосновении со святыней, при встрече с благодатным человеком, при собственных внутренних поисках и т. п. Но если в человеке не произойдет внутренний переворот, а точнее, если не произойдет пробуждение его души, ее перерождение, верующим он не станет ни при каких аргументах. И все же, почему одни люди обращаются к Богу, а другие – нет, даже если находятся в равных условиях? Потому что у человека есть свободная воля, и каждый в этой жизни осуществляет свободный выбор по отношению к вере в Бога и жизни духовной, - заключает автор.

 

*** На страницах книги «Во что мы веруем?» можно найти ответы на многие вопросы, связанные с православным вероучением, духовной жизнью и проблемами современного общества. Как быть, если близкий человек пристрастился к компьютерным играм, или если в семье кто-то пьет? Как правильно построить взаимоотношения с любимым человеком и что делать, если через несколько лет семейной жизни твои чувства начинают остывать? И в чем заключаются истинные счастье и красота человека? Приведены также вопросы, чаще всего возникающие у современного человека по отношению к вере, духовной жизни и установлениям Церкви. Достоинством данной книги является то, что на основании живых примеров и благодаря увлекательному изложению она помогает соприкоснуться с подлинным содержанием Православия, а через это понять и его непреходящую ценность.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать