Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Пасха в детстве.
Долгий Великий пост, ветки вербы в Неделю ваий, свеча, принесенная домой из храма в Великий Четверг после чтения двенадцати страстных Евангелий, поклонение Плащанице в Великую Пятницу, освящение пасхальной снеди в Великую Субботу: крашенные в луковой шелухе яйца, нехитрая, но неизменно красивая пасха, куличи. И наконец, Светлая Пасхальная заутреня. Так мы из года в год встречаем Пасху. Что из этого запомнят наши дети? Трудно предположить. А вот русские писатели, чьи рассказы и воспоминания представлены в этом сборнике, росли в мире, где христианские традиции не прерывались. Уклад жизни регламентировался годовым богослужебным кругом, и Пасха — «Праздников Праздник», — как и теперь, являлась его кульминацией. Остаться в стороне от Пасхи было невозможно. А как это было, читатели узнают из этой книги. Она вышла в свет в Издательстве Никея и называется - «Пасха в детстве»
Как отмечает автор предисловия Александр Логунов, в этом сборнике вы найдете не только воспоминания и документальные свидетельства, автобиографическую и художественную прозу, но и сюжетные произведения, где маленькие герои совершают на Пасху поступки, заставляющие взрослых по-новому посмотреть на своих детей и на мир. Даже тогда, когда в произведении мы отчетливо слышим голос автора — а все они написаны зрелыми мастерами слова, такими, как И. А. Бунин, А. П. Чехов, И. С. Шмелев, Л. Н. Андреев, С. Т. Аксаков, А. И. Куприн, и другими, — мы, как правило, видим события, происходящие в них, глазами ребенка. Цепкая детская память хранит мельчайшие детали, оттенки эмоций, цвета, звука и предоставляет этот бесценный материал в руки опытного уже человека, писателя. От этого книга становится интересна не только с художественной, но и даже с культурологической точки зрения. Она содержит много уже забытых, утраченных пасхальных обычаев.
Да, многое, о чем повествуют авторы собранных рассказов, для нас незнакомо. А с другой стороны, мы то и дело находим на страницах книги узнаваемые ситуации. Так, например, для ребенка, как прежде, так и сейчас, непросто отказаться от удовольствий жизни в пост, принять ограничения в пище — а постятся многие герои книги наравне со взрослыми, — но сколь больше их радость! Утром после пасхальной ночной службы вместе с героем рассказа А. И. Куприна «Пасхальные колокола» просыпается и его «первое, еще не осознанное впечатление большой — нет! — огромной радости, которой как будто бы пронизан весь свет: люди, звери, вещи, небо и земля». Или, посмотрите, какое прекрасное сравнение найдено у В. Никифорова-Волгина: «Радость пасхальная все ширилась, как Волга в половодье»! Вообще, - говорит автор предисловия, - если не полениться и подсчитать, какие два слова чаще всего встречаются в этом сборнике, уверен, что это будут «радость» и «счастье».
В произведениях много перекличек, общих деталей. Почти все писатели ярко передают особое детское переживание вечной спутницы Пасхи - весны, недаром она, «царица времен», уподобляется в каноне Фоминой недели блистательной свите светоносного дня Воскресения и Царя всех дней. Пожалуй, ярче всего это описано у С. Т. Аксакова. Неоднократно вспоминается детское чувство причастности ко взрослому миру через участие в предпраздничных хлопотах и - главное - в самой первой для них пасхальной ночной службе, такой торжественной и таинственной. Переживания детской исповеди на Пасху совпадают у таких разных писателей, как А. П. Чехов и В. А. Никифоров-Волгин, если не в деталях, то в главном. Напряжение, осознание своего греха и недостоинства быть со Христом - все это очень серьёзно для героев, несмотря на кажущуюся несерьезность грехов.
Так, в произведении Чехова «На Страстной неделе» герой рассказа, мальчик, ожидая свою очередь на исповедь, размышляет: «Богородица и любимый ученик Иисуса Христа, изображенные в профиль, молча глядят на невыносимые страдания и не замечают моего присутствия; я чувствую, что для них я чужой, лишний, незаметный, что не могу помочь им ни словом, ни делом, что я отвратительный, бесчестный мальчишка, способный только на шалости, грубости и ябедничество». Ему вторит герой Никифорова-Волгина, который думает так: «Войдет ли в меня Христос? Достоин ли я?». Но потом после исповеди - какая легкость, ясность переполняют маленькие сердца юных исповедников! Безусловная детская вера открывает возможность непосредственного восприятия Бога. «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3), — говорит Спаситель. Часто именно благодаря Пасхе герои впервые осознают Бога. Так, например, герой И. А. Бунина говорит о том, что «веру в Бога, понятие о Нем, ощущение Его» обрел вместе с понятием о смерти и бессмертии и связывает это с Великим постом и Пасхой.
А вот рассказ митрополита Вениамина Федченкова о детстве и конечно Христовом Воскресении. «Первое впечатление, связанное в памяти моей с верою, пожалуй, была Пасха. К ней вся наша семья готовилась, как и все, еще задолго. И это ожидание все нарастало. В субботу к вечеру говорили о ночной заутрене на Пасху. Я еще ни разу не был на ней: слишком мал был... Может быть, тогда мне было года четыре... И мне необыкновенно хотелось быть тогда на службе. И я стал просить мать взять и меня в церковь... Я ожидал чего-то поразительного. Маленькое сердечко трепетало от грядущей радости. Мама пообещала, но советовала мне пораньше лечь спать. С надеждой я сразу уснул, а проснулся уже, когда светало. Наши приехали уже из церкви... Оказалось, меня только утешили обещанием, но не взяли. А старший брат, Миша, уже удостоился этой радости. Мне было горько. Но скоро я забыл о своей печали. Пасхальная радость подхватила меня и понесла вперед. Детское горе, как утренняя роса, недолговечно...
Но на следующий год я уже был вместе со всеми нашими... Не помню всего: только радость была необычайная... И помимо всего прочего, при пении «Христос воскресе!» и шествии вокруг церкви стреляли в пушки. Было страшно, но и захватывало дух. Все сливалось с общей приподнятостью. … Дома отец и мать пропели трижды «Христос воскресе!»; и мы радостно стали разговляться сладкими пасхою и куличами с яичками... Было радостно на сердечке... Потом сразу легли спать после почти бессонной ночи. Часов в одиннадцать утра проснулись к обеду. Но уже прежней трепетной радости не было. Какая-то мирная тишина лелеяла душу... Потом игра в яйца на улице, куда собирались все служащие у господ люди. Ни о каком «социальном» неравенстве, понятно, и не думалось: сердце было радостно, пища была вкусна, душа чиста, все кругом — радостны. Чего же лучше? Забывался весь мир! Счастливое время...»
Светлые, трогательные слова митрополита Вениамина о детских переживаниях, ожидании Пасхальной заутрени, разочарование от того, что его все-таки не разбудили и не взяли с собой, — все описано живо и с легкостью откликается в сердце читателя. А вот в рассказе Саши Чёрного «Пасхальный визит» говорится о праздновании Пасхи небольшой русской семьей в эмиграции в Италии. Девочка Нина просит у матери четыре яйца и кусок кулича. Мама рада: у дочери проснулся аппетит! Но оказывается... впрочем, не станем отнимать у читателя право узнать это самому. Скажем только, что героине важны любые русские знаки на чужбине. Характерно, что рассказанная история происходит в Риме. Католическая Пасха редко совпадает с нашей и, главное, празднуется не столь широко, как Рождество, поэтому сама по себе уже является знаком родины для героев.
«Кулич! Какое смешное и милое слово...» — думает Нина. Русское слово, добавим мы. То, что переживается на чужбине особенно остро, на родине замечается не часто, но все же и здесь мы можем увидеть перекличку с автором, герой которого приходит к похожему осознанию у себя на родине в размышлении над русскими словами. «В день Радуницы много перебрал всяких слов и подумал с восторженным, впервые охватившим меня чувством: "Хорошо быть русским!"» — читаем мы в рассказе В. Никифорова-Волгина. А другой его герой из рассказа «Отдание Пасхи» говорит: «Скажу тебе, если бы не было на земле Пасхи, почернел бы человек от горя! Нужна Пасха человеку!». Действительно, нашу жизнь невозможно представить без Пасхи, и нам всегда грустно расставаться с праздником. Но вот проходит год, и мы снова приветствуем друг друга радостным восклицанием: «Христос воскресе!»
*** В этой книге собраны рассказы и воспоминания русских писателей об их переживании праздника Пасхи, когда они были еще детьми, о том, «как и когда заброшены были в детскую душу первые слова и мысли о вере». По словам Александра Лоргунова, «детские воспоминания — заветный уголок человеческой души, где всегда царят тепло и уют домашнего очага и куда хочется возвращаться. Как бы ни складывалась жизнь наших детей, какие бы испытания ни выпадали на их долю, будем надеяться, что они сохранят бесценное знание того, что если в детство возможно вернуться только в воспоминаниях, то Светлое Христово Воскресение всегда с нами.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!