У книжной полки. 4 декабря

4 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

В.А. Николаев. Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей.

 

Нет у нас на Земле никого ближе и отзывчивее, чем Пресвятая Богородица. Ведь Пречистая Дева Мария, сделавшись Матерью Господа по человечеству, является Матерью всех верующих людей. К Ней мы прибегаем в наших скорбях, призывая на помощь. К Ней мы обращаемся, когда переживаем о наших близких или сокрушаемся о своих грехах. С удивительным дерзновением и простотой взываем мы к Богородице в любой беде и печали, веруя, что Божия Матерь не оставит нас, защитит и утешит. И не удивительно то, что для каждого верующего человека, благоговейно почитающего Пресвятую Деву Марию, по словам епископа Александра (Милеанта), «утешительно и назидательно знать, как Она жила, как готовилась, как созрела до такой высоты, чтобы стать вместилищем невместимого Бога-Слова». Об этом рассказывает книга, выпущенная в свет Издательством «Родное пепелище». Она называется – «Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей». ***

Эта книга, повествующая о земной жизни Пресвятой Богородицы, адресована юному кругу читателей. Составил книгу нижегородский писатель, Валентин Арсентьевич Николаев, используя разные дореволюционные издания и творения святых отцов. С помощью данного издания юные читатели смогут проследить жизнь Девы Марии от Ее рождения до Успения, познакомиться с внешним обликом и характером Богоматери, увидеть сочетание внешней красоты с духовной, скромность и вселенское величие Пресвятой Богородицы. Завершает книгу краткий рассказ о самых известных иконах Заступницы нашей, и Ее благодатном покрове, который Она простирает над Россией на протяжении многих веков.

Начинается повествование, как и полагается с Рождества Девы Марии. Здесь в частности, автор пишет: «О рождении Богородицы говорится сразу после падения Евы: «Вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и се­менем ея: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Так говорил Бог дьяволу в образе змия, совратившему первых лю­дей, Адама и Еву. Утратив бессмертие, многие века чаяло чело­вечество исправления своей природы. Рождение Богородицы ждали, как и рождение Иисуса Христа. Многие ветхозаветные пророки предсказывали место и время Её появления. Так пророк Исайя ещё в 7 веке до Рождества Христова написал: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (с нами Бог)».

О родителях Богоотроковицы автор рассказывает следующее: «Иоаким и Анна - происходили из древнего царского рода Давида. Святой Иоанн Златоуст пишет, что у евреев «нельзя было брать жену не только из другого колена, но даже из другой фамилии, то есть другого родства». Не было в то время лучших людей на Земле, чем эта благочестивая чета. Иоаким и Анна жили в Назарете. Это был незначительный городок. Он лежал на откосе горы и был в трех днях пути от Иерусалима, и никто не верил в его значительность. «...От Назарета может ли что доброго быти?» - говорили евреи. Цари из рода Давидова в течение нескольких веков занимали прародительский престол, а ког­да израильский народ подпал под зависимость Рима, то потомки Давида совершенно лишились прежнего величия, и род их окончательно слил­ся с народом. Иоаким имел родоначальником царя Дави­да, а Анна была из рода священников, от племе­ни Аарона».

«Однако, как повествует автор, - Иоаким был богат, владел большими стадами скота, и чета жила в изобилии. Ежегодно одну треть своих доходов они жертвовали на храм, и одну треть - бедным и нищим. Наслаждаясь душевным миром, они вели жизнь по духу закона Божия и были вполне счастливы». И только неплодство Анны омрачало их семейные отношения, которое «постепенно переросло в сердечную тоску и беспокойство». Однако много и усердно молились благочестивые супруги, и после 50 лет совместной жизни неплодство их разрешилось. И печаль их обратилась в радость. По словам автора, «нельзя не благоговеть перед чудным зачатием», которое произошло 22 декабря, «и не видеть в нём необычайных и великих целей Божественного Промысла. Если про­рок Иеремия и Предтеча Господень Иоанн были освящены Богом прежде рождения и исполни­лись Духа Святого ещё во чреве матери, то, ко­нечно, ещё большее освящение получило чревоношение праведной Анны. Ведь здесь приготов­лялось не одно простое рождение, а уготовля­лось живое селение Всевышнего, от Анны долж­на была произойти единственная и святейшая Дева, которой по предречению пророка предо­пределялось сделаться Матерью Бога Слова».

Как далее повествует автор, Рождество Богоотроковицы «наследовало высокую и земную славу: род сей на протяжении веков заключал в себе имена ветхозаветных патриархов, первосвященников, правителей, вождей и царей. В пятнадцатый день по обычаю тех времен новорожденную назвали именем Мария, данным ей ещё в предвестии ангела. По истечении года отец Иоаким устроил пир, созвав на него священников, книжников, старейшин и много простого народа. Он поднёс Дочь свою к священникам, а они, благословляя Её, сказали: «Бог отцев наших! Благослови дитя сие и дай ему имя славное и вечное во всех родах!» Когда Марии исполнилось два года, Иоаким хотел исполнить своё обещание посвятить Её храму, но мать Анна просила отложить это по­священие ещё на один год. Но с этого времени младенцу Марии стали внушать, что Она посвя­щена Богу и должна жить в храме, и Бог сделает для Неё больше; чем отец и мать.

Святитель Епифаний, хорошо знавший еврейские обычаи, говорит, что евреи посвящали Богу всех первенцев мужского и женского пола, которые и воспитывались в притворах храма до зрелого возраста. Для постоянно­го же служения при храме принимались так на­зываемые «назареи» - что-то вроде иноков новозаветной Церкви. Они давали обет не употреблять вина и всяких опьяняющих напитков и не стричь волос на голове и бороде. Часть из них по прошествии срока обета возвращалась в свои семейства. Все эти лица проживали в многочис­ленных пристройках храма. Дева Мария, несмотря на ранний возраст, хотела такой жизни, и Сама просила родителей скорее исполнить их обет. Она, по преданию Церкви, «младенчествовала плотию, но была совершенна духовно». О намерении посвятить Деву Марию храму знал весь Иерусалим. К торжеству посвящения собраны были все родные и знакомые Иоакима и Анны и множество сверстниц Марии, чтобы сопроводить Её в храм».

Далее автор пишет о том событии, которое Православная Церковь празднует сегодня – это Введение во храм Пресвятой Богородицы. Из этого рассказа следует, что шествие к храму «было торжественно: все шли, имея в руках зажжённые свечи и пели псалмы. Когда шествие приблизилось к храму, то навстречу вышли служившие там священники и сам первосвященник. Праведная Анна поставила свою Дочь на пер­вую ступень храмового крыльца. (Всего ступе­ней было 15 - по числу «степенных» псалмов, которые пели священники и левиты, входя во храм; на каждой ступени по одному). Окрылённая духом любви к Богу трёхлетняя Мария одна, никем не поддерживаемая, скоро и бодро одолела все 15 ступеней и взошла на самый верх храмового помоста. «Ангелы Божий, - говорит митрополит Георгий Никомидийский, - невидимо окружали Её и служили Ей при восхождении». Следуя с Пречистой Отроковицею, Захария посадил Её на третьей ступени жертвенника. Здесь, по преданию. Господь Бог осенил Её благодатию Своею, и Она возрадовалась духом.

Захария повёл Её далее, в глубину внутреннего святилища, во «Святая святых», куда не дозволялось входить никому из женского пола, да и самим священникам лишь однажды в год, в день очищения. Право имел только первосвященник с жертвенной кровью. «Во Святая святых святая и непорочная Святым Духом вводится», - воспевает Церковь. Такое необычное, как бы нарушившее древнейшие обычаи ветхозаветной Церкви, введение Девы во Святая святых поразило недоумением всех предстоящих во храме. Удивило даже и самих ангелов, которые «вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева вниде во Святая святых». Захария, введя Марию, назначил это место для постоянных молитв Её. Родители Иоаким и Анна, вручив Дитя своё воле Отца Небесного, принесли благодарственные жертвы, дары и всесожжения, и, получив благо­словение священников, возвратились в Назарет, в дом свой. Жизнь их снова потекла одинаково. Но они не плакали в разлуке с любимой До­черью, а радовались и славили Бога, сознавая, что лучшим выражением их любви к Богодан­ному младенцу будет воспитание Её в духе закона Божия». О том, как возрастала Отроковица Мария в храме Божием, и о дальнейшей жизни Пресвятой Богородицы юные читатели узнают из этой книги.

 

*** Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева Мария, родившая Спасителя. Сегодня уже нелегко представить, что у Царицы Небесной когда-то была земная жизнь с человеческими заботами, радостями и страданиями. Но об этом свидетельствует Священное Писание, об этом пишут святые отцы, летописцы Церкви и современники Девы Марии. И на основе этих свидетельств написана данная книга. Конечно, - заключает автор, - о «жизни и славе Богородицы можно написать в тысячу раз больше, но это не по силам земному человеку. Она и здесь заслуживает самого высокого почитания, ибо Она есть достойная Матерь Бога нашего, сонма святых и всех христиан на Земле».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать