Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В.А. Николаев. Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей.
Нет у нас на Земле никого ближе и отзывчивее, чем Пресвятая Богородица. Ведь Пречистая Дева Мария, сделавшись Матерью Господа по человечеству, является Матерью всех верующих людей. К Ней мы прибегаем в наших скорбях, призывая на помощь. К Ней мы обращаемся, когда переживаем о наших близких или сокрушаемся о своих грехах. С удивительным дерзновением и простотой взываем мы к Богородице в любой беде и печали, веруя, что Божия Матерь не оставит нас, защитит и утешит. И не удивительно то, что для каждого верующего человека, благоговейно почитающего Пресвятую Деву Марию, по словам епископа Александра (Милеанта), «утешительно и назидательно знать, как Она жила, как готовилась, как созрела до такой высоты, чтобы стать вместилищем невместимого Бога-Слова». Об этом рассказывает книга, выпущенная в свет Издательством «Родное пепелище». Она называется – «Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей». ***
Эта книга, повествующая о земной жизни Пресвятой Богородицы, адресована юному кругу читателей. Составил книгу нижегородский писатель, Валентин Арсентьевич Николаев, используя разные дореволюционные издания и творения святых отцов. С помощью данного издания юные читатели смогут проследить жизнь Девы Марии от Ее рождения до Успения, познакомиться с внешним обликом и характером Богоматери, увидеть сочетание внешней красоты с духовной, скромность и вселенское величие Пресвятой Богородицы. Завершает книгу краткий рассказ о самых известных иконах Заступницы нашей, и Ее благодатном покрове, который Она простирает над Россией на протяжении многих веков.
Начинается повествование, как и полагается с Рождества Девы Марии. Здесь в частности, автор пишет: «О рождении Богородицы говорится сразу после падения Евы: «Вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и семенем ея: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Так говорил Бог дьяволу в образе змия, совратившему первых людей, Адама и Еву. Утратив бессмертие, многие века чаяло человечество исправления своей природы. Рождение Богородицы ждали, как и рождение Иисуса Христа. Многие ветхозаветные пророки предсказывали место и время Её появления. Так пророк Исайя ещё в 7 веке до Рождества Христова написал: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (с нами Бог)».
О родителях Богоотроковицы автор рассказывает следующее: «Иоаким и Анна - происходили из древнего царского рода Давида. Святой Иоанн Златоуст пишет, что у евреев «нельзя было брать жену не только из другого колена, но даже из другой фамилии, то есть другого родства». Не было в то время лучших людей на Земле, чем эта благочестивая чета. Иоаким и Анна жили в Назарете. Это был незначительный городок. Он лежал на откосе горы и был в трех днях пути от Иерусалима, и никто не верил в его значительность. «...От Назарета может ли что доброго быти?» - говорили евреи. Цари из рода Давидова в течение нескольких веков занимали прародительский престол, а когда израильский народ подпал под зависимость Рима, то потомки Давида совершенно лишились прежнего величия, и род их окончательно слился с народом. Иоаким имел родоначальником царя Давида, а Анна была из рода священников, от племени Аарона».
«Однако, как повествует автор, - Иоаким был богат, владел большими стадами скота, и чета жила в изобилии. Ежегодно одну треть своих доходов они жертвовали на храм, и одну треть - бедным и нищим. Наслаждаясь душевным миром, они вели жизнь по духу закона Божия и были вполне счастливы». И только неплодство Анны омрачало их семейные отношения, которое «постепенно переросло в сердечную тоску и беспокойство». Однако много и усердно молились благочестивые супруги, и после 50 лет совместной жизни неплодство их разрешилось. И печаль их обратилась в радость. По словам автора, «нельзя не благоговеть перед чудным зачатием», которое произошло 22 декабря, «и не видеть в нём необычайных и великих целей Божественного Промысла. Если пророк Иеремия и Предтеча Господень Иоанн были освящены Богом прежде рождения и исполнились Духа Святого ещё во чреве матери, то, конечно, ещё большее освящение получило чревоношение праведной Анны. Ведь здесь приготовлялось не одно простое рождение, а уготовлялось живое селение Всевышнего, от Анны должна была произойти единственная и святейшая Дева, которой по предречению пророка предопределялось сделаться Матерью Бога Слова».
Как далее повествует автор, Рождество Богоотроковицы «наследовало высокую и земную славу: род сей на протяжении веков заключал в себе имена ветхозаветных патриархов, первосвященников, правителей, вождей и царей. В пятнадцатый день по обычаю тех времен новорожденную назвали именем Мария, данным ей ещё в предвестии ангела. По истечении года отец Иоаким устроил пир, созвав на него священников, книжников, старейшин и много простого народа. Он поднёс Дочь свою к священникам, а они, благословляя Её, сказали: «Бог отцев наших! Благослови дитя сие и дай ему имя славное и вечное во всех родах!» Когда Марии исполнилось два года, Иоаким хотел исполнить своё обещание посвятить Её храму, но мать Анна просила отложить это посвящение ещё на один год. Но с этого времени младенцу Марии стали внушать, что Она посвящена Богу и должна жить в храме, и Бог сделает для Неё больше; чем отец и мать.
Святитель Епифаний, хорошо знавший еврейские обычаи, говорит, что евреи посвящали Богу всех первенцев мужского и женского пола, которые и воспитывались в притворах храма до зрелого возраста. Для постоянного же служения при храме принимались так называемые «назареи» - что-то вроде иноков новозаветной Церкви. Они давали обет не употреблять вина и всяких опьяняющих напитков и не стричь волос на голове и бороде. Часть из них по прошествии срока обета возвращалась в свои семейства. Все эти лица проживали в многочисленных пристройках храма. Дева Мария, несмотря на ранний возраст, хотела такой жизни, и Сама просила родителей скорее исполнить их обет. Она, по преданию Церкви, «младенчествовала плотию, но была совершенна духовно». О намерении посвятить Деву Марию храму знал весь Иерусалим. К торжеству посвящения собраны были все родные и знакомые Иоакима и Анны и множество сверстниц Марии, чтобы сопроводить Её в храм».
Далее автор пишет о том событии, которое Православная Церковь празднует сегодня – это Введение во храм Пресвятой Богородицы. Из этого рассказа следует, что шествие к храму «было торжественно: все шли, имея в руках зажжённые свечи и пели псалмы. Когда шествие приблизилось к храму, то навстречу вышли служившие там священники и сам первосвященник. Праведная Анна поставила свою Дочь на первую ступень храмового крыльца. (Всего ступеней было 15 - по числу «степенных» псалмов, которые пели священники и левиты, входя во храм; на каждой ступени по одному). Окрылённая духом любви к Богу трёхлетняя Мария одна, никем не поддерживаемая, скоро и бодро одолела все 15 ступеней и взошла на самый верх храмового помоста. «Ангелы Божий, - говорит митрополит Георгий Никомидийский, - невидимо окружали Её и служили Ей при восхождении». Следуя с Пречистой Отроковицею, Захария посадил Её на третьей ступени жертвенника. Здесь, по преданию. Господь Бог осенил Её благодатию Своею, и Она возрадовалась духом.
Захария повёл Её далее, в глубину внутреннего святилища, во «Святая святых», куда не дозволялось входить никому из женского пола, да и самим священникам лишь однажды в год, в день очищения. Право имел только первосвященник с жертвенной кровью. «Во Святая святых святая и непорочная Святым Духом вводится», - воспевает Церковь. Такое необычное, как бы нарушившее древнейшие обычаи ветхозаветной Церкви, введение Девы во Святая святых поразило недоумением всех предстоящих во храме. Удивило даже и самих ангелов, которые «вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева вниде во Святая святых». Захария, введя Марию, назначил это место для постоянных молитв Её. Родители Иоаким и Анна, вручив Дитя своё воле Отца Небесного, принесли благодарственные жертвы, дары и всесожжения, и, получив благословение священников, возвратились в Назарет, в дом свой. Жизнь их снова потекла одинаково. Но они не плакали в разлуке с любимой Дочерью, а радовались и славили Бога, сознавая, что лучшим выражением их любви к Богоданному младенцу будет воспитание Её в духе закона Божия». О том, как возрастала Отроковица Мария в храме Божием, и о дальнейшей жизни Пресвятой Богородицы юные читатели узнают из этой книги.
*** Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева Мария, родившая Спасителя. Сегодня уже нелегко представить, что у Царицы Небесной когда-то была земная жизнь с человеческими заботами, радостями и страданиями. Но об этом свидетельствует Священное Писание, об этом пишут святые отцы, летописцы Церкви и современники Девы Марии. И на основе этих свидетельств написана данная книга. Конечно, - заключает автор, - о «жизни и славе Богородицы можно написать в тысячу раз больше, но это не по силам земному человеку. Она и здесь заслуживает самого высокого почитания, ибо Она есть достойная Матерь Бога нашего, сонма святых и всех христиан на Земле».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!