У книжной полки. 4 апреля

4 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Филарет Черниговский. О страданиях Господа нашего Иисуса Христа.

 

Одну из своих бесед о последних днях жизни Господа нашего Иисуса Христа святитель Филарет Черниговский начинал такими словами: «С первых времен христианства Страстная седмица посвящается воспоминанию крестных страданий Спасителя нашего. И как нужно, как спасительно изучать повествования о крестных страданиях Господа нашего! Апостол Павел свидетельствовал о себе: «Я положил, будучи у вас, ничего не знать, кроме Иисуса Христа, и при том распятаго» (1Кор. 2:2). Так считал он важным знание Христа распятого!» Следуя примеру святого апостола, святитель предлагает и своим слушателям подробно изучить Священное Писание, и особенно ту часть, где святые евангелисты повествуют нам «О страданиях Господа нашего Иисуса Христа». Ныне эти беседы святителя Филарета собраны на страницах книги, которая вышла в свет в издательстве Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

В «Каталоге русских архиереев» митрополита Мануила (Лемешевского), о святителе Филарете говорится следующее. Родился он 23 октября 1805 года в деревне Конобеевке, Шацкого уезда, Тамбовской губернии, в семье священника. Когда никто на селе еще не знал о рождении сына у почтенного пастыря, юродивый Алексей, взобравшись на колокольню, возвестил о его рождении трезвоном. Переполошенный несвоевременным звоном народ бросился к церкви. Стали спрашивать юродивого, кто велел звонить и зачем? – «Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русь!» - отвечал юродивый. Мальчика назвали Димитрием в честь святого Димитрия Солунского.

Первоначальное воспитание и образование получил Дмитрий в семье родителей. Отец его отличался истинным благочестием и был известен как замечательный проповедник и примерный священник. Мать его была образцом древнерусской благочестивой женщины. Благочестие родителей и аскетическая жизнь тетки-наставницы, умершей 90 лет девицей, рано развили в будущем Филарете склонность к монашеству. Умственные способности Мити обнаружились очень рано. Пяти лет он уже читал в церкви Псалтирь, которую знал почти всю наизусть. Семи лет отец поместил его в Вышенскую пустынь к ученому иеродиакону Никону, пробыв у которого два года, он поступил в Шацкое духовное училище.

С 1826 года юноша учился в Московской духовной академии, по окончании которой принял монашеский постриг. Митрополит Московский Филарет, внимательно следивший за его учением, при пострижении дал ему свое имя - беспримерный случай в истории академии. В своих отношениях к юному иноку московский святитель проявлял отеческую заботливость и вместе с тем исключительную строгость. Чувствовалось, что зоркий и мудрый правитель Церкви желал подготовить себе достойного преемника. По принятии иноческого чина Филарет был рукоположен во иеродиакона, а затем - во иеромонаха. В академии он исполнял должности: сначала библиотекаря, затем преподавателя и цензора, наконец, инспектора. В январе 1835 года отец Филарет был возведен в сан архимандрита, а в декабре того же года назначен ректором Московской духовной академии. Далее последовало епископство на Рижской и Харьковской кафедрах. В 1857 году он был возведен в сан архиепископа, а 1859 - назначен архиепископом Черниговским и Нежинским.

Особую известность и популярность приобрел архиепископ Филарет своей литературной деятельностью. Все его труды имеют несомненные достоинства. В трудах свт. Филарета поражает масса критических статей и заметок. Это была особенность его таланта - пытливо относиться ко всякому предмету, все проверять взглядом критика. Он очень много читал. Вся жизнь его была посвящена чтению и труду. Обществу, публике он отдавал себя только по крайней необходимости. Люди, близко его знавшие, говорили, что он работал и отдыхал, ел и пил всегда с книгою в руках и тут же сразу делал нужные ему заметки и извлечения. «Надо удивляться, - говорит один близко знавший преосвященного, - надо удивляться его неутомимой деятельности. Он не ложился спать иначе, как при двух горящих свечах. Ночью он часто пробуждался, брал свечу, шел в библиотеку, доставал книгу или рукопись и садился работать. Таких занятий он не отлагал на утро, даже во сне его занимала какая-нибудь умственная задача».

Архиепископ Филарет известен и как замечательный проповедник слова Божия. Особенно назидательны его «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа», которые произносил преосвященный к Харьковской пастве в дни Великого поста. В частности, в первой беседе он говорил: «Грешники! Чем спасены мы от осуждения вечного? Страданиями Иисуса Христа, только Его страданиями. Как же не знать, как не изучать нам спасительных для нас страданий, в их точном и полном виде? Может ли быть что-нибудь дороже, что-нибудь важнее для нас страданий Спасителя нашего? Апостол называет Христа распятого Божиею силою и Божиею премудростию (1Кор.1:24). Какой высокий, какой обширный предмет для размышлений – распятый Иисус! Самые частные черты того, кто обещан был человечеству древним откровением, выполнялись со всею точностию в истории страждующего Иисуса. Сколько утешений, сколько силы для веры в Иисуса!»

«Дни страданий Иисуса, - отмечает архипастырь, - это сокращение целой жизни Его, столько чистой, святой, божественной. В каком свете являются здесь любовь Его к людям, Его покорность Отцу небесному, Его небесная кротость, Его невинность и чистота, Его отрешенность от всего земного для славы Божией. А наставления последних дней Его, высокие и святые, не тем ли более дороги для нас, что они были последние, составляли как бы завещание умирающего отца? Какой сын не дорожит последними словами отца своего? Какой ученик не сокрывает в глубину души своей наставления навсегда прощающегося достойного наставника? После сего уверен, слушатели, - говорит святитель, - что, при благоговейной любви вашей к страданиям Спасителя, вы охотно, с любовию, будете слушать объяснение евангельских повествований о сих страданиях на Страстной седмице».

Далее автор, наколько, как он говорит сам, ему дозволяет разумение, показывает у святых Евангелистов наставление за наставлением, событие за событием, в их исторической последовательности; и при объяснении высоких слов евангельских держится не своего произвола, а указаний святых отцов и Учителей Церкви. В первой беседе святитель объясняет последнее предсказание Спасителя о крестной смерти Его и вызов Иуды на предательство. Но прежде напоминает, что предшествовало этому событию. «За шесть дней до Пасхи, - говорит святитель, - Господь Иисус был в Вифании, где Мария помазала Ему драгоценною мастию ноги; и это было в субботу (Ин. 12:1–2). В следовавший за тем день был торжественный вход в Иерусалим (Ин. 12:12). В понедельник на пути в Иерусалим проклял Иисус бесплодную смоковницу, и на ночь возвратился в Вифанию (Мф. 21:18; Мк. 11:13,18,19). Во вторник на замечание Петра об иссохшей смоковнице говорит о силе веры и потом в Иерусалиме беседует с книжниками (Мк. 11:20,27). – Таким образом в среду великой недели Господь говорит ученикам о страданиях Своих, которые должны совершиться в Пасху».

«Не раз, - отмечает преосвященный автор, - Спаситель указывал на крестную смерть Свою символически: в таком виде объяснял Он вознесение змия в пустыне (Ин. 3:14), в таком виде говорил о разорении храма тела Своего иудеями (Ин. 2:19). Не раз и ясными словами давал знать, что должен Он пострадать и умереть в Иерусалиме (Мф. 16:21, 17:22, 20:18). И вот еще раз, но уже в последний раз, за два дня, предсказывает Он крестную смерть Свою». Тут же он говорит и о Своем предателе. Что заставило Иуду решиться на такой черный поступок? Происходит ли это злодеяние и сегодня в сердцах наших? Задуматься над этим вопросом предлагает архиепископ Филарет Черниговский в своей первой беседе. А затем переходит к последующим размышлениям о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

 

*** Приготовление к Пасхе, установление Таинства Евхаристии, прощальная Беседа Спасителя с учениками (Ин. 14:1–16:33) и Его молитва к Отцу (Ин.17:1–26), и другие события крестной недели Спасителя, по словам святителя Филарета, - требуют он нас «самого благоговейного и самого усиленного внимания». Здесь из собственных уст Иисуса Христа мы слышим исповедание о Его Лице и служении, слышим, откуда Он и для чего пришел, куда и для чего идет. Здесь видим, что значит мир без Него, и что значат скорби наши с Ним, как Он обновляет больное человечество и возвращает ему состояние первосозданного человека. Более же видим, слышим, осязаем превосходящую разум любовь Христову, обнимающую землю и небо, время и вечность, дышащую в каждом слове, в каждом желании». «Отзовемся на эту любовь Господа к нам жизнью по заповедям Его» - призывает нас святитель Игнатий (Брянчанинов), и последуем примеру апостола Павла в изучении спасительных повествований о крестных страданиях Спасителя нашего!

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать