У книжной полки. 30 марта

30 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Избранные письма» святителя Игнатия (Брянчанинова). Сибирская Благозвонница.

 

Для современного человека, желающего серьезно проводить духовную жизнь, творения святителя 19 века Игнатия (Брянчанинова) являются незаменимым руководством. В них сосредоточен предшествующий опыт святоотеческой аскетической мысли, и этот опыт святитель Игнатий воплотил в собственной жизни. В его писаниях ясно раскрывается сущность правильного духовного пути, а также разъясняются те тонкости духовного дела­ния, которые могут быть неверно истолкованы при чтении древних аскетических трактатов. Жизнь святителя стала подтверждением того закона, что ника­кие искушения, обстоятельства времени или особенности личного положения в обществе не могут препятствовать единению духа человеческого с Духом Божиим. Более полно сочинения святителя раскрываются, если предварять их изучение чтением писем святого отца, которых насчитывается около тысячи. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию сборник - «Избранные письма» святителя Игнатия (Брянчанинова), выпущенный в свет Издательством Сибирская Благозвонница. ***

В предисловии к данной книге ее составитель священник Валерий Духанин пишет: «Уже ни для кого не секрет, что творения святи­теля Игнатия входят в сокровищницу лучших святоотеческих сочинений, восполняющих духовные нужды христиан нашего времени. Отдельные произведения святителя для многих стали настольны­ми книгами и служат незаменимым руководством на пути личной духовной жизни. А сам святитель Игнатий являет собой пример и образец подлин­ного служения Богу среди всевозможных испыта­ний и невзгод мира сего. При этом в собрании творений святителя осо­бое место занимают его письма. В письмах рас­крываются те сокровенные стороны души, которые святитель открывал далеко не каждому. Здесь мы видим те тепло и откровенность, с которыми святой угодник обращался к своим адресатам.

Письмо всегда живой голос, исходящий из непосредствен­ных чувств сердца и обращенный к людям по по­воду конкретных духовных нужд или жизненных проблем. Читая письма святителя, мы в какой-то степени тоже становимся его адресатами, а тепло и откровенность его души передаются нам. Сам святитель Игнатий никогда не задумывался о публикации своих писем и не высказывал подоб­ных желаний. Если все остальные его сочинения тщательно выверялись, то письма написаны бо­лее непосредственно, как выражение живого рели­гиозного чувства и личного духовного опыта. Но именно в связи с этим, письма святителя являются прекрасным введением в его аскетическое насле­дие, ключом к пониманию его духовных идеалов. И может быть даже невозможно до конца понять и осмыслить «Аскетические опыты» святителя, не познакомившись предварительно с его письмами. По­сле их прочтения становится понятно, чему святи­тель уделял особое внимание, какие акценты делал и почему именно он так учил.

При составлении этого сборника издатели опирались на собрание писем, подготовленное игуменом Марком (Лозинским), горячим почитателем святителя Игнатия и усердным тружеником на ниве собирания сведений о жизни святителя, о его литературных трудах и особенностях аскетического учения. Впервые «Полное собрание писем...» известного архипастыря и подвижника Русской Церкви было со­ставлено в Московской духовной академии в 1967 году, к столетию со дня блаженной кончины епископа Игнатия. Это собрание состоит из трех объемистых маши­нописных томов общей численностью 1425 страниц и насчитывает 835 писем. В «Полное собрание...» вошли все ранее изданные письма почившего ие­рарха, а так же и вновь найденные (200 писем) в различных архивах.

«Полное собрание писем...» содержит множе­ство ценных наставлений и советов в духовной жизни христианина, прекрасно отображает духов­ный образ великого подвижника Русской земли преосвященного Игнатия и содержит некоторые ранее неизвестные биографические сведении. Но, как отмечает игумен Марк, при всех этих достоинствах оно очень громоздко и не может быть доступно для почитателей памяти Владыки. Сборник — «Избранные письма епископа Игнатия (Брянчанинова)» составлен на основе «Полного собрания...» с исключением из него всех тех писем и отдельных мест, которые не имеют нравственно-назидательного значения. Сохране­на в этом сборнике и последовательность писем «Полного собрания...» — письма к монашествую­щим, мирянам, родным и друзьям.

В письмах, обращаясь к своим корреспондентам, святитель Игнатий касается многих сторон духовной жизни, дает наставления и советы по возникающим недоумениям. Он говорит о необходимости предаться воле Божией, об отсечении своеволия, о должном отношении к искушениям, о борьбе со страстями, о скорбях, наконец, о правильном молитвенном устроении. При этом Святитель опирается на собственный опыт, но все же настоятельно рекомендует руководствоваться Священным Писанием и творениями святых Отцов. Для примера давайте прочитаем несколько писем. Вот в одном из них святитель обращается «К отцу, постигнутому скорбными обстоятельствами». Преосвященный пишет: «Чрез мрачную, глубокую пропасть скорби, внезапно открывшуюся пред вами, перенеситесь на крыльях веры! Не испытывайте волн недоверчивою стопою размышления человеческого, идите смело по ним мужественными ногами веры и обратятся под ногами вашими мягкие, влажные волны в твердые мраморные или гранитные плиты».

«Оковы разума, продолжает святитель, - притягивают нас к земле стране мучений, находясь на земле, мы невольно подвергаемся и мучениям: приложивый разум приложит болезнь, говорит Писание (Еккл. 1:18). Вера подымает с земли, освобождает от оков, изъемлет из среды мучений, возносит к небу, вводит в покой духовный. Вшедшие в этот покой почивают прохладно, насладительно, на роскошно постланных, драгоценных одрах боговидения. Примите эти строки, - говорит епископ Игнатий адресату, - произносимые от сердечного участия, которое с первого свидания с вами возбуждено во мне вашею душою, носящей во глубине своей какой-то особенный залог, залог таинственный, боголюбезный залог богоугождения. Примите эти строки из страны страданий, в которую я поселился очень давно».

Одно из следующих писем обращено «К некоторой девице, желавшей заняться подробным и деятельным изучением христианства». Ей святитель пишет так: «Новый Завет всюду именует христианина храмом, домом, сосудом. Цель этого храма, с которою создал его Создатель, цель этого сосуда, с которою устроил его великий Художник, в том, чтобы он был жилищем Бога, вместилищем даров Святого Духа. Бог, по неизреченной любви Своей и смирению, не восхотел быть насильственным обладателем храма, сооруженного Им для Себя. Он даровал словесному храму свободу, власть принадлежать или не принадлежать своему Зиждителю, чтоб пребывание Бога в человеке было единственно по любви человека к Богу».

«Судьба наша, - наставляет учитель, - в вечности зависит от того образа жизни, который будем проводить во время нашего краткого на ней пребывания. Хотите ли быть храмом Божиим? Желаете ли, чтоб сердце ваше было сосудом даров благодати? Вручаю вам Евангелие, пусть оно будет правилом вашей жизни. Веруйте в него вашими делами, вашей жизнию не только мыслию, сердцем и устами. Когда читаете эту Божественную книгу, книгу жизни представляйте себе, что невидимо стоит пред вами Сам Христос и говорит вам глаголы, которые дух суть и живот суть! Не должно начертывать в воображении вида Христова, нет, должно лишь живо и благоговейно ощущать Его всесвятое присутствие». «Вселение Господа в сердце, - по словам святителя - плод любви; любовь плод хранения заповедей; хранение заповедей плод знания их; знание их приобретается чтением Евангелия и молитвою. От молитвы воссиявает при чтении просветление. Отец Небесный Сам подает все нужное для временной жизни тому, кто ищет Царствия Небесного…»

 

*** В данном издании опубликованы избранные письма святителя Игнатия, наиболее относящиеся к вопросам духовной жизни, которые, как представляется издателям, будут особенно полезны широкому кругу читателей. Письма, отражая конкретные переживания святителя Игнатия, приоткрывают завесу над сокровенной стороной его жизни, личных душевных исканий и духовной заботы о людях, которых Господь привел под руководство святителя. Дай Бог, - говорит отец Валерий Духанин, - чтоб читатель писем приобщился к духовно­му богатству, обильно содержащемуся в письмен­ном наследии святителя Игнатия (Брянчанинова), и нашел его применение в личной духовной жизни. И тогда, быть может, в какой-то степени тоже станет его учеником и духовным последователем.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать