У книжной полки. 30 июля

30 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Христианское воспитание.

 

Более столетия назад священномученик Владимир (Богоявленский) писал: «В наше время отовсюду несутся жалобы на то, что большая часть нашего юношества дурно воспитана. Сами родители нередко жалуются на неблаговоспитанность своих детей. Недостаток доброго религиозно-нравственного воспитания нашего юнейшего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым во что бы то ни стало нужно бороться, в противном случае человечество неминуемо дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. Но для успешного лечения какой бы то ни было болезни прежде всего нужно узнать, где эта болезнь сосредотачивается, где ее начало, причина». Эта проблема, озвученная свщ.мч. Владимиром по-прежнему актуальна, как и вообще проблема воспитания подрастающего поколения. Этой теме посвящена книга, которая вышла в свет в Издательстве Киево-Печерской Лавры. Она называется – «Христианское воспитание». ***

В этой книге собраны поучения святых отцов: святителей Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, священномученика Владимира (Богоявленского), а также архимандрита Иоанна Крестьянкина о христианском воспитании детей, о воспитании благочестия, о необходимости, сущности и начале воспитания, о необходимости совместного воспитания семьи, школы и Церкви и многом другом. В предисловии книги издатели пишут: «Трудно ожидать плода на диком неудобренном поле, и растение без ухода если и дотягивается к плодоношению, то большей частью бывает уродливым и слабым, а плоды его неестественны и горьки. Без должного воспитательного наставничества и человек легко увлекается гибельными сетями, и лишь сугубая благодать Божия может исторгнуть его из адовых узилищ греха. И как часто перенятый еще в детстве от слова или примера худой навык надолго связывает человека и требует великих усилий к преодолению, и, напротив, доброе опытное слово или образ может стать отправной точкой или поддержкой благочестию.

Учительство, по словам издателей. есть установление Божие. Небесная истина передается словом и образом от богомудрых наставников, определенным на то даром ведения и рассудительности. И если этот дар дается, по определению, особым по качествам души избранникам, или приобретается великими трудами смирения, то родителям образовательный дар, — дар образовывать чадо во образ Христов, — дается туне еще в Таинстве Брака. И за этот талант вели­ка их ответственность и строг спрос: кого представят они пред Бога. И законно, что слово, растворенное солью опыта христианской жиз­ни, деятельной борьбы с грехом, сильно зажечь к подражанию. Ведь не могут сокрыться благодатные радостотворные плоды и отблески небесной жизни среди повседневных передряг и скорбей родителей, которые умеют принимать и нести их с христианской покорностью и достоинством».

По словам священномученика Владимира (Богоявленского), «опыт, и Откровение учат нас, что дитя появляется на свет не с совсем доброю и неповрежденною природою, но с испорченною, предрасположенною ко злу. А отсюда следует, что дитя не должно оставаться без воспитания; напротив, чтобы из него вышло нравственное и добродетельное существо, оно непременно должно подвергаться доброму воздействию на него со стороны воспитателей. Греховную наклонность дитяти необходимо подавлять и направлять к добру. Если дитя предоставить самому себе, то в нем станет развиваться не доброе, более слабое начало, но более сильное, злое, подобно тому как и во внешней физической природе, коль скоро она предоставляется самой себе, произрастает не пшеница, а плевелы, терния и волчцы».

Таким образом, говорит сщмч. Владимир, «воспитание дитяти необходимо. А если оно необходимо, то когда, с какого времени, с какого возраста нужно начинать воспитание дитяти? И на этот вопрос дают нам правильный ответ и опыт, и Божественное Откровение. Оба они говорят, что воспитание должно быть начинаемо с самой ранней юности. Уже взгляд на природу убеждает нас в истинности этого положения. Если кто-либо посадил деревцо и желает, чтобы оно выросло прямым, то он должен на самых первых порах привязать его к тычинке и тщательно ухаживать за ним, он должен предохранять его от зловредного действия гадов и червей, обрезать дикие побеги и, пока оно еще молодо, давать ему правильное направление. Почему и сложилась у нас пословица: гни дерево, пока оно гнется, то есть пока оно еще молодо. Если садовник хочет держать свой сад в порядке и чистоте, то он с самого начала должен очистить его от дикой, сорной травы; в противном случае, то есть если запустить ее и дождаться, когда она разрастется по всему саду, он уже не в силах будет преодолеть ее. Так именно следует поступать и в отношении к дитяти.

Дитя — это молоденькое деревце, а родители это Богом назначенные садовники этого юного человеческого растения. Они должны тщательно ухаживать за ним с самого начала, они должны очищать его от скверны греха, от злых наклонностей и страстей, они должны отсекать дикие отростки самолюбия, упорства и капризов; они, наконец, должны давать ему правильное направление и с самого раннего возраста преклонять его под иго христианского послушания и дисциплины. Сердце дитяти — это сад, а родители — садовники, поставленные от Бога, и сад сердца своих детей они должны с самого раннего возраста их очищать от плевел и сорной травы. Если они запустят зло в сердцах детей своих, то они не в состоянии будут очистить их от сора. Чему, таким образом, учит нас опыт и природа, это влагается в сердце родителей и Откровением».

О необходимости совместного воспитания семьи, школы и Церкви сщмч. Владимир пишет следующее: «Некоторые родители, искренно сознавая обязанность воспитывать детей в благочестии и страхе Божием и усердно занимаясь этим в ранние годы своих детей, полагают, что с поступлением в школу эта обязанность их прекращается или, вернее, переходит на школьных учителей и законоучителей. Когда дети отданы в школу, всякие религиозные наставления и упражнения должны быть предоставлены воспитателям школы, родители уже свободны от этого, им не остается ничего более, как только требовать, чтобы школьные законоучители вели это дело как следует и в конце концов сделали их детей благочестивыми и благоговейными. Нет, благочестивые слушатели, напротив! Родители с законоучителями должны идти рука об руку и в религиозном обучении, и в руководстве к благочестивой жизни, даже более, они должны вести это дело, законоучители же и учители только помогают им. Кроме того, родители должны делать это не только тогда, когда дети посещают школу, но и тогда, когда они ее уже оставили». Далее автор объясняет, почему так и каким образом родители должны и могут выполнять эту обязанность.

Обращаясь к проповеди архимандрита Иоанна Крестьянкина, которая завершает данное издание, отметим, что «в Священном Писании Господь дает и не раз напоминает родителям об их особой власти и праве по отношению к детям, дает им особую силу ходатайствовать о детях пред Богом. Так давайте же, дорогие мои, - призывает старец, - пользоваться этой силой и этой властью. Но для этого всем нам надо иметь несомненную веру и дерзновение в молитве. Есть и еще одно условие, без которого плода не будет, - это наш повседневный труд в деле воспитания детей. Много, много слез проливается теперь матерью над детьми и от детей. Какую невыносимую тугу и боль несет ее сердце, видя чад, отвергающих благое и сознательно избирающих злое. Отцы и матери! – говорит отец Иоанн, - Одни без детей своих вы спастись не можете - и это надо помнить! Что можем мы ждать от детей, если наша забота о них будет ограничиваться только стремлением накормить и одеть их? А кто сделает остальное? Улица? Школа?»

Кроме того, наставляет старец, нельзя забывать еще одно. Слова чужого человека, даже и благонамеренного, действуют на ум ребенка, слово же матери касается непосредственно его сердечка, а слово и пример отца дают чаду силу и энергию к воплощению. Так не ограничивайте своего влияния на детей только заботой раз в неделю привести их в церковь и оставить в ней на их же произвол. Нет, это не возродит живой веры. Ваша забота должна состоять в воспитании в детях страха Божия, во внушении им православных христианских понятий, в научении их своим примером, всей жизнью своей. Вникайте в жизнь чада, знайте его думы. Разговаривайте с ним обо всем. Благословляйте детей ежедневно утром и вечером, даже и тогда, когда их нет дома. А христианский строй жизни в семье с постами, молитвенным правилом утром и вечером, хотя бы кратким и с учетом детских возможностей и занятости, с посещением храма всей семьей и приобщением всем вместе к Таинствам - все это незримо будет созидать детскую душу. И посеянное в детской душе непременно прозябнет и в зрелые годы».

 

*** Вслушайтесь в слова, которые сказал великий учитель Церкви Иоанн Златоуст: "Родители, которые пренебрегают воспитывать своих детей по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу, и тело ввергают в геенну огненную". За семьдесят лет пленения Церкви сколько поколений выросло порабощенными мраком безбожия и зараженными материалистическим духом стяжательства и накопления. Люди выросли без Бога. И теперь мы с вами должны входить в реальную обстановку жизни нашей, терпеливостью своей в трудах и молитве пытаться исправить то, что было нарушено. Всем нам необходимо понять сейчас, что надо срочно спасать от тлетворного духа времени и возвращать Богу нашу малую церковь, нашу семью. Надо именно в ней возжечь лампаду христианской жизни в Боге. И только в этом - спасение мира, наше спасение. Этой цели служит и данная книга.

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать