Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Рожнёва. Священномученик Фаддей Успенский.
Священномученик Фаддей Успенский говорил: «Как относимся мы обыкновенно к страданиям? Как часто ропщем, проклинаем их, вместо того чтобы благословлять, если не во время самой скорби, то хотя бы после, когда сделалась несомненною ее польза для нас. Оттого-то и не преображается наша душа, оттого редко бывает светлым вид наш». «У кого бывает вид светлым? – продолжал Владыка. - У тех, кто много боролся с собою, кто победил в себе себялюбие и прочие страсти, кто, познав силу искушений и собственные немощи, сделался способным носить немощи бессильных и не себе угождать (см. Рим. 15, 1), кто после этой борьбы и подвига вместил и весь сделался светлым от внутреннего света ее, исполненным радости духовной — от блаженства ее». Таким светлым, исполненным радости духовной, вместившим в свое сердце полную меру любви Христовой был и сам архиепископ Фаддей (Успенский). О нем рассказывает новая книга Ольги Рожнёвой – «Священномученик Фаддей Успенский». ***
Эта книга, вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры», посвящена священномученику Фаддею (Успенскому), архиепископу Тверскому. Выдающийся учитель, автор замечательного труда по педагогике и воспитанию - «Записки по дидактике», он был любим и почитаем за свою необыкновенную кротость и смирение. Святитель Фаддей принадлежит к тем великим пастырям, педагогам, молитвенникам и подвижникам, просветительское делание которых помогло народу России сохранить духовное стояние и пронести свечу веры через все богоборческие лихолетья 20 века. Святейший Патриарх Тихон говорил о нем: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей — святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви — явление необычайное». Владыка принял мученическую смерть за Христа с мужеством и вдохновением мучеников Церкви первых веков.
Как говорится на страницах этой книги, священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский), — был сыном священника и внуком священника. Родился он 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Нижегородской губернии в многодетной семье местного благочинного протоиерея Василия Успенского и матушки Лидии Андреевны, у которых росли семь сыновей и две дочери. Василий Федорович, усердный пастырь, а дед будущего архиерея, сугубый молитвенник, имел глубокую веру и любящее кроткое сердце. Из всех своих внуков он больше других любил Ивана, которого называл архиереем, предсказывая любимому внуку его будущее. В крещении мальчик был назван в честь преподобного Иоанна Дамаскина и всю свою жизнь ревностно почитал этого святого. И как было в жизни преподобного Иоанна, Матерь Божия во время последнего тюремного заключения святителя, в трудную минуту, Сама вступилась за него.
Учился Иван, продолжая семейную традицию, в Нижегородском духовном училище, а затем в Нижегородской духовной семинарии. В 1892 году, в возрасте двадцати лет, поступил в Московскую духовную академию. В то время ректором академии был архимандрит Антоний (Храповицкий), философ и богослов, впоследствии первый председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Игумен Дамаскин (Орловский), церковный историк, секретарь Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых, писал о нем. «Архимандрит Антоний во время своего ректорства в академии старался воздействовать на студентов не столько строгостью, сколько личным примером. Он в себе самом являл образец ученого монаха и христианского пастыря без какой-либо напускной мрачности и исключительного аскетизма. Многие студенты поэтому тянулись к нему, чувствуя в нем отца академии, который поможет в вопросах духовных, к которому можно без стеснения обратиться и за материальной помощью». Личность архимандрита Антония оказала огромное влияние на Ивана Успенского — именно под его влиянием Иван решил принять монашество.
Учился юноша усердно, духовную академию окончил со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии в звании профессорского стипендиата. Игумен Дамаскин (Орловский) пишет о юности будущего владыки Фаддея: «Учась в академии, Иван Васильевич обустраивал свой внутренний мир, проявляя в этом деле редкостное терпение. Желая знать о себе все в точности, он вел ежедневный дневник. Открывая ему свою душу, он сохранял удивительное целомудрие и утонченно-христианскую деликатность, записывая только то, что действительно существенно и важно, не позволяя себе в писании о других входить в излишние подробности, которые могли бы кому-нибудь повредить. Нежная душа его, сохранившая детскость и простоту, стремилась лишь к любви к Богу и безупречному исполнению заповедей, и он зорко следил за моментами ослабления этой любви, скорбя об охлаждении и душевной расслабленности, и вновь и вновь обращался за помощью к Богу». Отец Дамаскин отмечает: «Дневник велся ежедневно, и в нем ежедневно подводился итог как внешним делам, так и внутреннему духовному состоянию. Через несколько лет, таким образом, стало возможным сравнить проведенный день с тем, как он был проведен год назад или больше».
Как-то, уезжая на каникулы домой, в Нижний Новгород, Иван по студенческой традиции зашел за благословением к ректору академии архимандриту Антонию (Храповицкому). Архимандрит Антоний коротко побеседовал с Иваном, благословил на дорогу и на прощание укорил юношу в его худобе, сказав при этом в шутку: «А вы поправляйтесь, будете архимандритом или епископом». Шутка отца ректора оказалась пророческой. Игумен Дамаскин (Орловский) пишет: «Дома Иван с отцом долго беседовали о трудностях и особенностях священнического служения. В частности, Иван спросил отца, есть ли в Нижегородской епархии неженатые священники. Выяснилось, что нет ни одного. Иван сказал, что ему все говорят о монашестве. "Ну что ж, — ответил отец, — монашество дело хорошее, но его нужно принимать обдуманно, зная, что принимаешь его добровольно и навсегда". — "Но в монашестве человек отделяется от людей, так как монах закрыт в стенах монастыря", — возразил сын. "Нет, он не отделен от людей, только он служит людям особенным образом", — ответил отец».
В августе 1897 года Иван Успенский был пострижен в монашество с именем Фаддей, в память апостола Фаддея. В том же месяце он был рукоположен в сан иеродиакона, а через месяц в сан иеромонаха, с назначением на должность преподавателя логики, философии и дидактики в Смоленскую духовную семинарию. В декабре 1908 года в городе Владимире-Волынском, в храме Христорождественского монастыря, состоялось наречение архимандрита Фаддея во епископа Владимиро-Волынского, первого викария Волынской епархии. В 1918–1919 годы Волынь оказалась ввергнута во все ужасы оккупации, междоусобицы и разрушения: ее поочередно оккупировали то немцы, то поляки, то петлюровцы. Владыка Фаддей был арестован. После выхода из тюрьмы он был назначен на Астраханскую кафедру. А в Астрахани был разгар обновленчества, с которым владыка начал борьбу.
А. А. Соловьев рассказывал такой интересный факт: «В 1925 году обновленческий “митрополит” Александр Введенский читал во всех городах по Волге свои лекции и вел диспуты. Одновременно на местах он проводил политику укрепления обновленчества. О своей поездке Введенский поместил очерк в журнале “ВЦУ”, в котором отмечал, что “в Астрахани ничего нельзя сделать для Церкви, пока там сидит епископ-фанатик Фаддей (Успенский)”. Конечно, правильнее было бы сказать, что в Астрахани нельзя причинить вреда Церкви, пока там такой дивный епископ Фаддей». В 1926 году был арестован заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), и в его обязанности временно вступил митрополит Иосиф (Петровых). Аресты священнослужителей и архиереев следовали один за другим, поэтому митрополит Иосиф на случай собственного ареста также назначил нескольких архиепископов, в надежде на то, что на свободе останется хоть один из них. Одним из трех преемников был архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский).
Митрополита Иосифа, действительно, в скором времени арестовали, один из назначенных им преемников, архиепископ Корнилий (Соболев), находился в ссылке. И тогда, в середине декабря 1926 года, владыка Фаддей выехал из Астрахани в Москву, чтобы приступить к временному руководству Церковью. Но власти задержали владыку Фаддея и отправили его в город Кузнецк Саратовской области, причем ему было запрещено покидать Кузнецк. После своего освобождения из тюрьмы митрополит Сергий (Страгородский) назначил владыку Фаддея архиепископом Саратовским. В ноябре 1928 года владыка Фаддей был переведен в Тверь. Летом 1937 года начались массовые аресты, было арестовано почти все духовенство Твери и области, а также многие верующие миряне. Многие из них были расстреляны. 20 декабря сотрудники НКВД арестовали архиепископа Фаддея. Через десять дней после ареста владыка был приговорен к расстрелу по обвинению в руководстве церковно-монархической организацией. Около часа ночи 31 декабря приказ был приведен в исполнение.
*** Честные останки архиепископа Фаддея (Успенского) были обретены 26 октября 1993 года, в день праздника Иверской иконы Божией Матери. В 1997 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви владыка был причислен к лику святых. «Сочетавший в своей подвижнической жизни отмеченное даром чудотворений молитвенно-аскетическое делание с ревностным архипастырским служением священномученик Фаддей принял смерть за Христа с мужеством и вдохновением мучеников Церкви первых веков» - так определена в деяниях Освященного Собора сама суть великого подвига святого архипастыря. Святой исповедник Православия и мученик за Христа «живет в памяти современников, как пламенный провозвестник Христовой истины, как апостол, как человек, не знавший других интересов, кроме интересов Церкви».
Священномучениче отче Фаддее, моли Бога о нас!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!