У книжной полки. 3 января

3 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

От корня Иессеева: О родословии Господа нашего Иисуса Христа

 

Приближается праздник Рождества Христова, и в преддверии этого торжества самое время вспомнить его историю, и не только новозаветного периода времени, но и ветхозаветного. И в связи с этим встает вопрос: могут ли быть родственники у Бога? Сама мысль об этом может показаться кощунством любому человеку, какую бы религию он ни исповедовал. Но христианам дарована великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим. 3,16). Он не возгнушался «нас ради человек и нашего ради спасения» жить в бедной семье в маленькой стране. Он имел родину, среди всех языков и наречий народов земли существовал язык, который был для Него родным. А это значит, что у Него были не только родственники, но и предки. О них и рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и называется - «От корня Иессеева: О родословии Господа нашего Иисуса Христа». ***

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова (Мф. 1,1). Этими словами евангелиста Матфея открывается Новый Завет, и они же, по словам издателей, повергают неподготовленного читателя в некоторое недоумение, потому что дальше, вместо повествования о Рождестве, видении ангельского воинства пастухам, путешествия волхвов за чудесной звездой - всего того, что в нашем сознании так четко связано с началом Благой вести, следует длинный список непонятных и непривычных нашему слуху имен. И сразу возникает вопрос: зачем евангелисту было начинать свое повествование именно так? Неужели нельзя было начать с «самого главного»? Это первое и самое существенное недоумение в ряду других, связанных с родословием. Итак, зачем нужно родословие Иису­са Христа?

Главное чудо всей человеческой исто­рии — это, без сомнения, воплощение Сына Божия, пришествие во вселенную ее Твор­ца и Господа. Церковь благоговейно празд­нует это событие, посвящая ему второй по значимости праздник после Пасхи и пред­посылая ему пост. В этот день во всех хра­мах всё сияет, и радостью наполнены души христиан всего мира. Однако, славя Господа за эту радость, мы обычно не вспоминаем тех, благодаря кому она стала возможной, — предков Хри­ста по плоти. Список их имен, приводимый в Евангелиях, как правило, мало что говорит современному читателю, при домашнем же чтении Нового Завета эти имена чаще всего опускаются. Далеко не о каждом из них рассказывается на страницах Священного Пи­сания, а есть такие, о ком неизвестно ничего, кроме имени.

Многие исследователи этого вопроса подвергают сомнению саму необходимость в исторической досто­верности, связанной с родословиями Иису­са Христа. Профессор Митрофан Дмитриевич Муретов, рас­суждая об этом в своей работе «Родословие Христа», пишет: «"Такой-то сыном был того, иной — дру­гого: так движется вперед в ленивых звуках тяжелый ряд безжизненных имен. Родосло­вия ограниченным умом неуклюже вплетены в Евангелия для суетных женщин и тщеслав­ных юнкеров. Зачем, взываю я, столь тощий лист в книге, преисполненной великолепия живых цветов? Он Божий Сын. Ужель сего вам не довольно? Так знайте же: из родов знатных и старинных является так редко здо­ровая отваги сила! Что значит сын Давида? Законной отраслью народа был Тот, Кто всех возвел до Бога».

Так, по словам Митрофана Дмитриевича «судит о родословии Господа Христа западный поэт Фридрих фон Саллет в своей народно-поэтической обработке евангельской истории. А германский ученый Газе, пере­лагая эти поэтические строфы в немецкую прозу, говорит: "Какая важность в этих 42 или 70 предках Господа? Его родословное древо свой корень имеет на небе. Его истин­ный Прародитель и Отец есть Царь в Цар­стве духов. Как и все очень длинные родос­ловные таблицы доходят в конце концов до рыцарей сомнительной нравственности, так и это царственное родословие не вполне чуж­до историй соблазнительных — Руфи, Раавы, Фамари, Вирсавии. Поэтому для меня мало нужды в том, если нельзя доказать проис­хождение Иисуса от Давида. Истинно ари­стократическое чувство может успокоиться на известном: мой отец, все мои предки были честными крестьянами".

Так, опять же по словам Муретова, судит о родо­словии Господа ученый немецкий теолог, чье религиозное чувство отрешилось от жизнен­но-исторической правды и витает в области туманно-философских абстракций. Но если религиозное чувство немецкого теолога не находит в родословии Христа никакой суще­ственной важности для веры христианской, то немецкая научно-критическая мысль со­всем отрицает историческую достоверность родословия Христа». Однако вопрос о смысле и значении генеало­гий Иисуса Христа, содержащихся в Еван­гелиях от Матфея и Луки, обсуждался еще с первых веков христианства. Среди писате­лей Древней Церкви, так или иначе, следует назвать Юлия Африкана, Тертуллиана, отца церковной истории Евсевия Кесарийского, святителя Иоанна Златоуста, преподобного Иоанна Дамаскина и других авторов. Неко­торые из них — величайшие и почитаемые святые неразделенной Церкви. Не обходят стороной эту тему богословы и экзегеты нового времени, и это вполне естественно.

Обязанность по отношению к род­ственникам состоит в том, чтобы хотя бы узнать о них то, что возможно. Авторы данной книги постарались как можно полнее, привлекая разные авторитетные источники, рассказать о предках Иисуса Христа. Все они - праведники и грешники, цари и простые люди - заслуживают нашу благодарность. Каждый из них был живым камнем, из ко­торого Господь на протяжении веков чело­веческой истории терпеливо строил храм Своей плоти, - храм, в котором обитало Его Божество. Они сподобились стать родственниками Бога, а значит, стали и нашими родственниками: мы через крещение и причащение Святых Христовых Таин стали членами Его Тела - Церкви, ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... тело Христово (1 Кор. 12, 13, 27).

Из самого смысла слова «родословие» явствует, что речь в этой книге пойдет об истории рода Господа нашего Иисуса Христа, то есть о Его предках («Полный церковнославянский словарь» Дьяченко толкует слово «родословие» как «исчисление предков своих с похвальбою»). В соответствии с этой задачей данная книга содержит три части: первая часть выясняет, кто, собственно говоря, из вет­хозаветных персонажей может быть назван предком Спасителя, и освящает возникающие при решении этой задачи трудности. Вторая часть кратко рассказывает о каждом праотце Христа. В третьей части приводятся бого­служебные, святоотеческие тексты, а также отрывки из работ православных богословов, представляющие свидетельство того, как цер­ковное Предание осмысляло тему родословия Спасителя с первых веков существования христианства и до наших дней.

Говоря о родословии Иисуса Христа, митрополит Калужский и Боровский Климент отмечает: «Сын Божий приходит на землю, чтобы спасти погибающего во грехе человека. На страницах Библии без прикрас изображена история ветхозаветного человечества. Есть там и уклонение в язычество от истинного богопочитания, и всенародное отступле­ние от богооткровенного Синайского зако­на, и личные грехопадения... Евангелисты приводят родословие Христа полностью, из списка праотцов они не исключают нико­го: ни праведного, ни согрешившего. Этим подчеркивается милосердие Божие: Хри­стос взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис. 53,4)». В этом главный, ду­ховный смысл тех родословных таблиц, которые приводят евангелисты Матфей и Лука, и в этом же смысл праздника Рож­дества Христова — торжества милосердия Божия над падшим родом человеческим, ликования оттого, что теперь мы не одни во все дни до скончания века (Мф. 28, 20), что у человеческой истории есть смысл и цель, и мы, «сущи во тьме и сени, обретохом ис­тину, ибо от Девы родися Господь».

 

*** По словам авторов данной книги, «список имен предков Спасителя — это концентрированная история Ветхого За­вета. Между первым человеком Адамом и Иосифом Обручником пролегают века странствования человечества за предела­ми Эдема, откуда изгнаны были первые люди, лишившиеся сами (и лишившие своих потомков) неба. Однако Небо Само приходит на землю и поселяется в утро­бе чистой Отроковицы, чтобы прожить жизнь, полную лишений, страданий и под­вигов. Однако Сама Пресвятая Дева не была на земле лишь случайной гостьей. К Ней привел человечество ряд поколений, ко­торые, как ступени лестницы, явленной в сонном видении Иакову, поднимались от земли и достигали до самого Престола Всевышнего». О них и рассказывает книга - «От корня Иессеева: О родословии Господа нашего Иисуса Христа».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать