Аудио |
|
Скачать .mp3 |
От корня Иессеева: О родословии Господа нашего Иисуса Христа
Приближается праздник Рождества Христова, и в преддверии этого торжества самое время вспомнить его историю, и не только новозаветного периода времени, но и ветхозаветного. И в связи с этим встает вопрос: могут ли быть родственники у Бога? Сама мысль об этом может показаться кощунством любому человеку, какую бы религию он ни исповедовал. Но христианам дарована великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим. 3,16). Он не возгнушался «нас ради человек и нашего ради спасения» жить в бедной семье в маленькой стране. Он имел родину, среди всех языков и наречий народов земли существовал язык, который был для Него родным. А это значит, что у Него были не только родственники, но и предки. О них и рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и называется - «От корня Иессеева: О родословии Господа нашего Иисуса Христа». ***
Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова (Мф. 1,1). Этими словами евангелиста Матфея открывается Новый Завет, и они же, по словам издателей, повергают неподготовленного читателя в некоторое недоумение, потому что дальше, вместо повествования о Рождестве, видении ангельского воинства пастухам, путешествия волхвов за чудесной звездой - всего того, что в нашем сознании так четко связано с началом Благой вести, следует длинный список непонятных и непривычных нашему слуху имен. И сразу возникает вопрос: зачем евангелисту было начинать свое повествование именно так? Неужели нельзя было начать с «самого главного»? Это первое и самое существенное недоумение в ряду других, связанных с родословием. Итак, зачем нужно родословие Иисуса Христа?
Главное чудо всей человеческой истории — это, без сомнения, воплощение Сына Божия, пришествие во вселенную ее Творца и Господа. Церковь благоговейно празднует это событие, посвящая ему второй по значимости праздник после Пасхи и предпосылая ему пост. В этот день во всех храмах всё сияет, и радостью наполнены души христиан всего мира. Однако, славя Господа за эту радость, мы обычно не вспоминаем тех, благодаря кому она стала возможной, — предков Христа по плоти. Список их имен, приводимый в Евангелиях, как правило, мало что говорит современному читателю, при домашнем же чтении Нового Завета эти имена чаще всего опускаются. Далеко не о каждом из них рассказывается на страницах Священного Писания, а есть такие, о ком неизвестно ничего, кроме имени.
Многие исследователи этого вопроса подвергают сомнению саму необходимость в исторической достоверности, связанной с родословиями Иисуса Христа. Профессор Митрофан Дмитриевич Муретов, рассуждая об этом в своей работе «Родословие Христа», пишет: «"Такой-то сыном был того, иной — другого: так движется вперед в ленивых звуках тяжелый ряд безжизненных имен. Родословия ограниченным умом неуклюже вплетены в Евангелия для суетных женщин и тщеславных юнкеров. Зачем, взываю я, столь тощий лист в книге, преисполненной великолепия живых цветов? Он Божий Сын. Ужель сего вам не довольно? Так знайте же: из родов знатных и старинных является так редко здоровая отваги сила! Что значит сын Давида? Законной отраслью народа был Тот, Кто всех возвел до Бога».
Так, по словам Митрофана Дмитриевича «судит о родословии Господа Христа западный поэт Фридрих фон Саллет в своей народно-поэтической обработке евангельской истории. А германский ученый Газе, перелагая эти поэтические строфы в немецкую прозу, говорит: "Какая важность в этих 42 или 70 предках Господа? Его родословное древо свой корень имеет на небе. Его истинный Прародитель и Отец есть Царь в Царстве духов. Как и все очень длинные родословные таблицы доходят в конце концов до рыцарей сомнительной нравственности, так и это царственное родословие не вполне чуждо историй соблазнительных — Руфи, Раавы, Фамари, Вирсавии. Поэтому для меня мало нужды в том, если нельзя доказать происхождение Иисуса от Давида. Истинно аристократическое чувство может успокоиться на известном: мой отец, все мои предки были честными крестьянами".
Так, опять же по словам Муретова, судит о родословии Господа ученый немецкий теолог, чье религиозное чувство отрешилось от жизненно-исторической правды и витает в области туманно-философских абстракций. Но если религиозное чувство немецкого теолога не находит в родословии Христа никакой существенной важности для веры христианской, то немецкая научно-критическая мысль совсем отрицает историческую достоверность родословия Христа». Однако вопрос о смысле и значении генеалогий Иисуса Христа, содержащихся в Евангелиях от Матфея и Луки, обсуждался еще с первых веков христианства. Среди писателей Древней Церкви, так или иначе, следует назвать Юлия Африкана, Тертуллиана, отца церковной истории Евсевия Кесарийского, святителя Иоанна Златоуста, преподобного Иоанна Дамаскина и других авторов. Некоторые из них — величайшие и почитаемые святые неразделенной Церкви. Не обходят стороной эту тему богословы и экзегеты нового времени, и это вполне естественно.
Обязанность по отношению к родственникам состоит в том, чтобы хотя бы узнать о них то, что возможно. Авторы данной книги постарались как можно полнее, привлекая разные авторитетные источники, рассказать о предках Иисуса Христа. Все они - праведники и грешники, цари и простые люди - заслуживают нашу благодарность. Каждый из них был живым камнем, из которого Господь на протяжении веков человеческой истории терпеливо строил храм Своей плоти, - храм, в котором обитало Его Божество. Они сподобились стать родственниками Бога, а значит, стали и нашими родственниками: мы через крещение и причащение Святых Христовых Таин стали членами Его Тела - Церкви, ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... тело Христово (1 Кор. 12, 13, 27).
Из самого смысла слова «родословие» явствует, что речь в этой книге пойдет об истории рода Господа нашего Иисуса Христа, то есть о Его предках («Полный церковнославянский словарь» Дьяченко толкует слово «родословие» как «исчисление предков своих с похвальбою»). В соответствии с этой задачей данная книга содержит три части: первая часть выясняет, кто, собственно говоря, из ветхозаветных персонажей может быть назван предком Спасителя, и освящает возникающие при решении этой задачи трудности. Вторая часть кратко рассказывает о каждом праотце Христа. В третьей части приводятся богослужебные, святоотеческие тексты, а также отрывки из работ православных богословов, представляющие свидетельство того, как церковное Предание осмысляло тему родословия Спасителя с первых веков существования христианства и до наших дней.
Говоря о родословии Иисуса Христа, митрополит Калужский и Боровский Климент отмечает: «Сын Божий приходит на землю, чтобы спасти погибающего во грехе человека. На страницах Библии без прикрас изображена история ветхозаветного человечества. Есть там и уклонение в язычество от истинного богопочитания, и всенародное отступление от богооткровенного Синайского закона, и личные грехопадения... Евангелисты приводят родословие Христа полностью, из списка праотцов они не исключают никого: ни праведного, ни согрешившего. Этим подчеркивается милосердие Божие: Христос взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис. 53,4)». В этом главный, духовный смысл тех родословных таблиц, которые приводят евангелисты Матфей и Лука, и в этом же смысл праздника Рождества Христова — торжества милосердия Божия над падшим родом человеческим, ликования оттого, что теперь мы не одни во все дни до скончания века (Мф. 28, 20), что у человеческой истории есть смысл и цель, и мы, «сущи во тьме и сени, обретохом истину, ибо от Девы родися Господь».
*** По словам авторов данной книги, «список имен предков Спасителя — это концентрированная история Ветхого Завета. Между первым человеком Адамом и Иосифом Обручником пролегают века странствования человечества за пределами Эдема, откуда изгнаны были первые люди, лишившиеся сами (и лишившие своих потомков) неба. Однако Небо Само приходит на землю и поселяется в утробе чистой Отроковицы, чтобы прожить жизнь, полную лишений, страданий и подвигов. Однако Сама Пресвятая Дева не была на земле лишь случайной гостьей. К Ней привел человечество ряд поколений, которые, как ступени лестницы, явленной в сонном видении Иакову, поднимались от земли и достигали до самого Престола Всевышнего». О них и рассказывает книга - «От корня Иессеева: О родословии Господа нашего Иисуса Христа».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Воскресные беседы. Вербное воскресенье
Кулинарное паломничество. Рецепт куличей. Храм в честь Рождества Христова в д. Тарычево
Церковь и общество. Игумен Вассиан (Бирагов)
События недели. 28 апреля 2024
Благая часть. 28 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!