У книжной полки. 3 марта

3 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Борис Проказов. За други своя: О русско-турецкой войне 1877-1878 нгг.

 

В следующем году 3 марта исполнится 140 лет, как Россия, одержав победу над Турцией в войне 1877-1878 годов, освободила единоверных братьев от османского ига. Первая попытка сделать это была предпринята ещё в 1853 году. Но удачно начатая в то время война и особенно разгром Нахимовым турецкого флота настолько встревожили Европу, что англо-французские войска высадились в Крыму и осадили Севастополь. Разразилась Крымская война, в ходе которой были затоплены все корабли Черноморского флота, а армия потерпела поражение. Но, быть может, для того и было попущено поражение могучей России, чтобы теперь в немощи испытать силу её веры? И сплотиться вокруг своего державного правителя и с крепким упованием на помощь Господа снова подняться на защиту единоверных братьев. О ходе русско-турецкой войны, о ее героях, о вере русских солдат рассказывает книга Бориса Проказова, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Называется она – «За други своя». ***

Книга «За други своя», вышедшая в свет в Издательстве Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска, посвящена решающей битве России за освобождение от четырехсотлетнего османского ига христиан Балкан и Кавказа. Из истории известно, что поражением России в Крымской войне Европа лишила балканских христиан надежды на русское покровительство. Их положение в Османской империи стало особенно невыносимым после 1864 года, когда турецкое правительство поселило в Болгарии сто тысяч свирепых черкесов, бежавших с Кавказа от мирной жизни, принесённой туда русским солдатом. Жизнь на Балканах пришлась черкесам по вкусу. Они заходили в христианские дома, брали что и кого хотели, а недовольным отрезали головы. Почти все эти хищники влились в нерегулярные части турецкой армии - отряды башибузуков. Как отмечает автор, правительство не платило им денег, но снабжало продуктами и оружием.

Задолжав громадные суммы Англии и Франции, Турция обложила балканских христиан непосильными налогами. После этого на Балканах начались волнения. На их подавление были посланы черкесы, которые учинили особенно лютую резню. Будучи не в силах терпеть османские зверства над христианами, за угнетённых первыми вступились маленькая Сербия и крошечная Черногория. Их объявление войны Турции летом 1876 года стало укором всему цивилизованному миру. Заступничество сербов и черногорцев нашло живейший отклик в лучших сердцах мира. Люди собирали деньги, медикаменты, ехали на войну волонтерами. Стали в ряды сербской армии, возглавленной туркестанским героем генералом Черняевым, и семь тысяч русских добровольцев. Однако борьба была слишком неравной, и осенью Сербия оказалась на грани военного поражения.

После этого, - пишет автор, - взоры христиан с надеждой обратились в сторону русского самодержца. Как поступит государь, вступивший на престол в день капитуляции страны перед Англией и Францией в Крымской войне? Начнёт ли он снова войну, за которую так недавно был наказан его отец? «Буди сердце мое в руце Твоей, Господи», - произносил в клятве русский царь при помазании на царство. 1 ноября 1876 года Помазанник Божий Александр II объявил частичную мобилизацию, и ликующая нация сплотилась вокруг царского престола. Государь не только подобно отцу своему решил вступиться за балканских христиан, но и отбыл в действующую армию, чтобы разделить с ней радость побед или горечь поражений. Европа пыталась вмешаться со своими новыми протоколами, но Россия, в стремлении к горнему, уже одержала победу над собой. Империя была на подъёме. 12 апреля 1877 года Высочайшим манифестом объявлялась война Турции.

«Не в силе Бог, а в правде», - сказал в своё время святой Александр Невский, выступая с малой дружиной против многократно превосходящей вражеской рати. Вера в помощь Божию помогла тогда новгородцам одолеть шведское войско. Подобному же испытанию вера русских людей подверглась и весной 1877 года. После поражения в Крымской войне Россия лишилась Черноморского флота. Уничтоженный же Нахимовым турецкий флот был воссоздан заново. При этом Англия и Франция вооружили Турцию закованными в броню новейшими кораблями с паровыми двигателями, а также плавучими артиллерийскими мониторами, которые стали охранять пограничную реку Дунай. Не покончив с этими стальными чудовищами, форсировать километровую по ширине реку было невозможно.

Как пишет автор, весной 1877 года у России не было ни кораблей, ни даже пушек, способных пробить вражескую броню. Зато с избытком имелась вера в то, что сила Божия может и в немощи совершиться. Этой немощью были обычные осадные пушки, мортиры, речные мины и паровые катера, вмещавшие до десятка матросов. Правда, русских храбрецов воодушевляла вера в правое дело, в груди горели молодые сердца, а в руках блестели безотказные револьверы. И победы не замедлили себя долго ждать! Вот, как в книге описано внутреннее состояние солдат перед боем. «Вздох облегчения вырвался из сотен грудей, когда первый понтон Волынского пехотного полка оттолкнулся от берега и закачался на волнах Дуная. «Господи, благослови, не попусти, помилуй, - зашептали русские солдаты, осеняя себя крестным знамением, - ведь к туркам на смерть идём».

Свидетель этих событий писал: «Просто и безропотно, с молитвой и верой в святость дела шли эти люди на верную смерть. Им выпало на долю принять на себя первые вражеские выстрелы в этой войне, первыми обагрить своею кровью болгарскую землю. И никто из них не думал о величии подъятого на себя подвига. Всё просто у русского солдата: "Отче наш, да будет воля Твоя". И потому нет рассуждений: приказано - и всё... Святая величественная простота истинных героев!» Когда лодки с волынцами стали огибать остров Бижуреску, занятый перед этим двумя ротами Брянского полка, кто-то из брянцев воскликнул вслед проплывавшим во тьме: «Прощайте, братцы! Будете в Царстве Небесном, помолитесь за нас, грешных!» Вздрогнули солдаты в лодках. «Что уж теперь, - тихо сказал рулевой, - мы сейчас не свои, а Божий. Молитесь, братцы. Как без молитвы на такое дело идти?»

Среди темноты на турецком берегу сверкнул далекой звёздочкой огонёк ружейного выстрела. «Началось...», - сорвалось с чьих-то уст. Вслед за первой, потом второй и третьей стали хаотично вспыхивать и десятки других зловещих звёздочек. И когда чернота турецкого берега стала похожей на мерцающее смертью ночное небо, вдруг, заглушая всё, грянуло русское «Ура!». Это понтоны коснулись береговой отмели, и солдаты стали прыгать в воду. Было около трёх часов утра 15 июня. Первый русский воин-освободитель вступил на болгарскую землю».

Завершая свой рассказ о русско-турецкой войне, автор отмечает: Христос пришёл в наш мир и Своей смертью на кресте спас человечество от рабства греха и вечной муки. Русская армия пришла на Балканы и смертью 32 000 своих солдат спасла балканских христиан от турецкого рабства и черкесских зверств. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», - завещал Спаситель. И не ради быстро проходящей людской славы отдавали свои жизни наши стрелки. Кто сегодня помнит о подвигах «боевых артелей» волынцев и минцев на систовских кручах или об орловцах и брянцах в Орлином гнезде? Что знаем мы о «железных стрелках» на утёсах Шипки или о тех замёрзших безвестных часовых, последним разводящим которых был святой Николай? Преклоняемся ли пред стойкостью горстки владимирцев майора Горталина, защитников Баязета капитана Штохвича или перед императорской гвардией, по грудь в ледяной воде форсировавшей реку Марицу? Чтим ли павших русских героев с режущими слух немецкими фамилиями, в нескольких поколениях верой и правдой служивших нашему Отечеству? Вспомнить о них нам поможет эта книга

 

*** Многократно, ценой жизни и смерти Святая Русь противостояла мировому злу. В кровопролитнейшем противоборстве были сокрушены, всё попирающие нашествия монголо-татар и Наполеона, германских захватчиков. Особой миссией нашей страны стала борьба за избавление единоверных братьев от персидского и турецкого владычества, спасения их от проводимой насильственной исламизации и политики геноцида. По словам священника Игоря Галакова, «в этой войне Россия вступилась за единоверных братьев не по земным соображениям, а по зову совести. Благодаря вере наших солдат, их мужеству и жертвенности была одержана, казалось бы, невозможная победа. Поэтому такое чтение, укрепляет в вере и придает силы для подвигов в земной жизни».

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать