У книжной полки. 3 марта

3 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Иеромонах Агапит (Юрков). Санаксарский возобновитель древнего старчества.

 

Прославленный в 1999 году первым из целого сомна святых Саранской и Мордовской епархии преподобный старец Феодор Санаксарский, никогда не был обделен вниманием писателей, издателей и ученных. Его славное имя, строгая подвижническая жизнь, ревностное старческое служение и удивительные по самоотверженности подвиги были отмечены и деятелями церковно-исторической науки. О святом писали: Игорь Корнильевич Смолич, протоиерей Сергий Четвериков, Иван Михайлович Концевич. Потом, в связи с канонизацией святого появилась серия новых публикаций о нем. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию одно из таких изданий. Книга о преподобном Феодоре Санаксарском, написанная иеромонахом Агапитом (Юрковым), вышла в свет в Издательстве сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, и называется - «Санаксарский возобновитель древнего старчества». ***

Святой Феодор Санаксарский родился в 1718 г. в сельце Бурнаково, в родовом имении благочестивых дворян Игнатия и Ирины Ушаковых, и при святом крещении был наречен Иоанном. Возраставшего в родительском доме отрока от юности напитывали благочестием, усердно научая его Закону Божиему и добродетельной жизни. Когда Иоанну было 6 лет, у него умерла мать. Вскоре отец женился второй раз. Его новая супруга Параскева также воспитывала отрока Иоанна в вере и благочестии. Когда Иоанн достиг совершеннолетия, родители определили юношу на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в Санкт-Петербурге, где за особое усердие Иоанна вскоре произвели в сержанты. Живя в столице, в довольстве, среди веселых и беспечных товарищей, среди раздольного быта и увеселений, молодой Иоанн Ушаков легко мог бы со временем потерять свои природные благочестивые наклонности.

Но Господь не оставил юношу, не дал ему окончательно уклониться от благого пути правды Божией и погибнуть в развращении, но сподобил его прийти к покаянию следующим образом. Во время обычного шумного собрания гвардейцев-товарищей, в самый разгар веселья, один из юношей, бывший до того совершенно здоров и весел, внезапно упал замертво. Увидев умершего без покаяния товарища, Иоанн, словно очнувшись от обаяния мирских соблазнов, внезапно осознал всю непрочность того, что люди называют счастьем. Тотчас же юноша решился оставить все: воинский чин, друзей, родителей и всю красоту этого мира, и тайно бежать в пустыню, желая стяжать звание воина Царя Небесного, наследовать гражданство Небесного Иерусалима. Вняв всем существом своим гласу Божию, взывающему к каждому сердцу, Иоанн, наскоро собравшись, спешно выехал из столицы с одним слугой, как бы в родительский дом. Но отъехав несколько верст от города, юноша отпустил слугу обратно, а сам переоделся в нищенскую одежду и пошел в поморские леса.

Через некоторое время, неуклонно преодолевая борения и соблазны, Иоанн, едва переступивший порог 20-летия, достиг лесов на берегах Двины. Углубившись в лесные дебри, молодой подвижник нашел в чаще опустевшую келью и жил в ней один более трех лет, лишь Богу работая в сокрушении сердца, подвизаясь в посте, молитве и терпении скорбей. Пищу, самую скудную, и все немногое, необходимое для жизни, ему приносили боголюбивые жители окрестных селений. Вскоре местное начальство усилило гонения на селившихся в ту пору в северных лесах раскольников, а при случае теснило и уединившихся там православных пустынников, проживавших без документов. Потому Иоанн вынужден был спешно перейти из своей уединенной кельи в Площанскую пустынь Орловской губернии. Опасаясь, как бы из-за него не было в обители какой-либо неприятности, настоятель поселил Иоанна в одной из отдаленных келий в лесу, устроенных прежде жившими там подвижниками. Но не долго пожил любитель безмолвия в пустыни.

По прошествии немногого времени благоволил Господь явить Своего светильника миру. По Высочайшему повелению Государыни императрицы была послана сыскная команда для выявления всех, укрывающихся в лесах от закона, и для разорения их тайных жилищ. Взят был и Иоанн Ушаков, как не имеющий документов. При допросе он откровенно сказал, что тайно ушел из службы в гвардии, а потому сразу был доставлен в Санкт-Петербург к императрице Елисавете Петровне. Случись такое событие на несколько лет раньше, в царствование суровой Анны Иоанновны, несдобровать было бы Ушакову. Но Елисавета Петровна была ласкова, набожна, чтила монахов и покровительствовала настоящим пустынникам. Приведенный во дворец, Иоанн, в ожидании приема у государыни, был поставлен под царским крыльцом.

После доклада его провели к императрице. Увидев преподобного, она по-матерински милостиво спросила его: "Зачем ты ушел из моего полка?" "Для удобства спасения души, Ваше Величество", – с кротостью отвечал Иоанн. "Не вменяю тебе побега в проступок и жалую тебя прежним чином, – сказала государыня, испытывая твердость намерения Иоанна, – вступай в прежнее звание". На это святой ответил: "Ваше Величество, в начатой жизни для Бога и спасения моей души желаю пребыть до конца, а прежней жизни и чина не желаю". Снова спросила его императрица: "Для чего же ты тогда не спросив, ушел из полка? К такому деланию и от нас ты мог быть отпущен". "Если бы тогда просил я об этом Ваше Величество, то не поверили бы Вы мне, молодому и не испытавшему всей трудности монашеского жития, - отвечал Иоанн Ушаков. - Теперь же, после убогого моего искуса, утруждаю Ваше Величество просьбой – дайте мне умереть монахом". Видя такую решимость подвижника, императрица спросила его - где бы он желал подвизаться. "В Саровской пустыни, Ваше Величество" – ответил тот. Государыня согласилась, но, испытывая смирение Иоанна, оставила его для принятия монашеского пострига в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга.

Так, по воле Божией и согласно повелению императрицы, после трехлетнего послушнического искуса в Александро-Невской обители, 13 августа 1748 г. тридцатилетний Иоанн Ушаков был пострижен в монахи с именем Феодор. Вскоре у него появилось много учеников и последователей, и даже верных учениц. Его слава вызывала крайнюю ревность братии и даже злобу. Тогда Феодор Ушаков испросил позволения уехать в Саров. Там он подвизался два года. Число учеников его тем временем возрастало, и в 1759 году он переселился в пустынь у озера Санаксар в нескольких верстах от города Темникова. Эта обитель была основана при благочестивом царе Алексее Михайловиче, но к тому времени пришла в крайнее запустение. Пойменные луга в излучине Мокши, чистые озера, густые леса пленили иеромонаха Феодора.

Преподобный поселился там со всеми своими учениками, положив начало доброму подвигу о Господе. О создании одного из самых значительных и прославленных монастырей России мы узнаем из книги «Санаксарский возобновитель древнего старчества». А мы, завершая наш рассказ о Преподобном Феодоре Санаксарском, добавим – он стал настоятелем единственной в России обители, большинство насельников которой были дворяне из русской гвардии. И после святого Феодора два игумена Санаксарского монастыря также были в прошлом гвардейцами, его учениками.

 

*** Санаксарская обитель прославилась своей исключительно строгой аскетической жизнью и мужественным смирением. Благодаря трудам ее настоятеля старца Феодора, монашеское житие там вышло на правильный путь. Сам же преподобный Феодор провел в монашестве 45 лет и преставился в 1791 году, когда его любимый племянник-адмирал Федор Ушаков, командовал всем Черноморским флотом. И сегодня мощи святых: преподобного Феодора Санаксарского и праведного воина Федора Ушакова покоятся в Рождество-Богородичном Санаксарском мужском монастыре. Житие святого, его поучения и молитвенные обращения к нему, и собраны на страницах данной книги. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать