У книжной полки. 3 апреля

3 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа.

 

«Близились дни страданий. В тихой Вифании, в доме Симона прокаженного, собрались гости. Это был Христос со своими избранны­ми друзьями. Шла трапеза. Около Иисуса Хри­ста тесным кольцом расположились ученики, сам Симон, Лазарь. Здесь же были и сестры его. Хлопотливая Марфа — вся ушла в мелочные заботы, как бы угостить дорогого Гостя. Тихая и задумчивая Мария была далека от всего этого. У нее на душе было одно желание, не дававшее ей покоя, — именно, отблагодарить Господа за воскресение Лазаря, брата своего. И она решается. Быстрыми шагами подходит Ма­рия к Иисусу, разбивает сосуд с драгоценным нардовым миром и возливает его на ноги Хри­стовы. Гости изумлены, а Спаситель с любовью во взоре сказал: «Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению»». Такими словами начинается книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве «Общество сохранения литературного наследия» и называется «Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа». ***

Книга «Страсти Христовы» выходила в свет в 1902 г. в Санкт-Петербурге и являлась приложением к журналу «Отдых христианина». Она включает в себя 60 глав, в которых описаны последние дни земной жизни Спасителя. Текст книги подготовлен на основе Евангелий, Псалтири, Книг Пророков, Деяний и посланий апостолов и других канонических источников; приводится множество цитат и ссылок, каждая из которых выверена и приведена современной редакцией к соответствию своим источникам. Опираясь на Священное Писание, автор книги раскрывает нам последние дни земной жизни Спасителя и помогает понять, что читается в тот или иной день за богослужением, или какой смысл вкладывает Святая Церковь в каждый день Страстной Седмицы.

Стоит отметить, что, благоговейно читая Евангелие, присутствуя на церковных службах в эти дни, верующий человек, невольно переносится в уме на место событий, принимает участие в происходящем, идет за Спасителем и страждет с Ним. Помогает в этом и чтение таких книг, на страницах которых благочестивому читателю предлагаются душеполезные беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Так, с помощью этого издания мы можем проследить события последних дней жизни Иисуса, начиная с тех минут, когда Мария возлила на ноги Спасителя драгоценное нардовое миро. «Отчего же, - пишет автор, - произошло то, что Мария узнала и поняла то, что было сокрыто от всех учеников? Да, почему сердце матери знает и чувствует, чего недостает ее плачущему ребенку в колыбели? Почему верная жена немедленно узнает, если какая-либо печаль давит сердце ее мужа? Все это происходит от любви, которая слышит и видит там, где недостаточно глаза и уха.

«Любовь запечатлела в уме Марии слова Христа о Его грядущих страданиях и смерти. Любовь объяснила ее сердцу все предсказания пророков об этом. Любовь подсказала ей о значении той страшной молвы, которая все более и более распространялась и которая говорила о замыслах членов синедриона. Любовь ее узрела и прочитала на лице Христа то, чего совершенно не замечали глаза других. Предчувствие подсказывало ей, что через несколько дней Господь и Его ученики подвергнутся страшным бедствиям. Она, по словам автора, проникла даже в тайну Его страданий и смерти, потому что любила Его не только как Друга своего дома, но и как несчастная грешница любила Его, как своего Спасителя и Искупителя. Поэтому теперь она желала перед Его отшествием оказать Ему еще последние почести искренней любви. И вот она взяла сосуд с драгоценным миром, чтобы помазать Его главу и ноги. И она это сделала, но сделала еще большее и вместе с чистым и многоценным нардом она принесла в жертву своему Господу и сердце свое, и всю свою жизнь».

Но, как далее рассказывает автор, «дар любви Марии, оцененный по достоинству Иисусом Христом, не всем пришелся по сердцу. За этой трапезой любви и дружбы сидел один человек, в котором ее поступок вызвал недовольство и досаду. Это был Иуда Искариотский. Злыми глазами смотрел он на богатую и драгоценную жертву. И каким лицемерием зазвучал его голос, когда он сказал про этот дар любви: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Ин. 12, 5). Благочестиво и прекрасно звучали эти слова, но за ними, однако, скрывалось Иудово лихоимство и любостяжание. Ибо недаром прибавляет евангелист: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12, 6). Даже и остальные ученики были введены в заблуждение этими словами Иуды. Они невольно заметили: «к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26, 8–9).

Однако, как отмечает автор, Спаситель «защитил и похвалил жертву» Марии, «как хорошее, прекрасное и благоприятное дело, которое она сделала от сердечной и преданной любви». Более того, Он дал «ей милостивое и торжественное обетование: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26, 13). И обетование Его исполнялось и исполняется по сей день. О том, что сделала Мария в Вифании, будут говорить до конца дней. Везде, где только будет проповедано Евангелие величайшей божественной любви, которая принесла Себя ради нас в жертву на кресте, там будут говорить и величать и эту горячую человеческую любовь, которая отдала своему Спасителю все, что было у нее самого лучшего и самого ценного». Таким образом, как заключает автор, «повествование об этом трогательном событии является для нас поучительною и ободряющею проповедью к началу воспоминания Святых Страстей».

А далее следует рассказ о предательстве Иуды, событие, которое, по словам автора, не могут понять люди неверующие, ибо слово о кресте и о Распятом будет всегда для одних глупос­тью, для других соблазном. С другой стороны, - отмечается в книге, - бесспорно то, что не столько учение и чудеса Спасителя, но именно страдания и смерть, Распятие и Воскресение привлекают сердца людей ко Христу и делают их блаженными и что так это будет до конца мира. Страдания и смерть Спасителя являются перед нами величайшею и священнейшею тайною всех времен, в них неиссякаемый источник всякого мира и утеше­ния, через них проливается на нас небесный свет, когда мы находимся в печали и скорби в сей земной юдоли. Но каким бы величественным и священным ни являлся нам в Евангелии образ страждущего Спасителя, выше чего мы себе и представить ничего не можем, мы не должны обходить своим вниманием и тех лиц, которые встречаются нам в повествовани­ях о страданиях Спасителя. Каиафа и Анна, Пилат и Ирод, Симон Киринейский и Иосиф Аримафейский, распятые разбойники и сотник у креста и другие имена связаны неразрывно на все времена с историею страданий Иисуса Христа.

Всякое Богодухновенное писание дано нам для нашего научения, для обличения, для ис­правления, для наставления в доброй жизни. Поэтому и воспоминание о тех людях, которые окружали нашего Спасителя во время Его стра­даний и смерти, может научить и предостеречь нас, может укорить, если мы тоже впали во грех, и ободрить нас в минуты горя и печали. По мнению автора, тяжело слышать и читать о том, как Иуда предает Спасителя! Но вмес­те с тем, - говорит он, - какой урок здесь для нас! Пусть никто не говорит: этого я никогда не мог бы сделать! Пусть никто не утверждает: я еще не предал своего Спасителя и никогда не предам Его. Нам известно строгое слово Священного Писания, которое так гласит: «Кто думает, что он сто­ит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10, 12). Иуда Искариотский не вдруг сделался пре­дателем Спасителя. В его сердце сначала заро­дилось и грелось одно только злое желание. Ги­бельные плевелы все более и более росли и наконец совершенно уничтожили доброе и бла­городное семя, которое посеял в его сердце Гос­подь.

А далее было само предательство Иуды, бегство учеников, отречение любимого, искреннейшего Петра, издевательство слуг первосвященника, бессмысленные вопли неблагодарной черни, насмешки Ирода, глумление от воинов, сопоставление с разбойником, крестоношение по улицам многолюдной столицы. Все это, - отмечает автор, - было известно Господу нашему Иису­су Христу. И если Он и терпел вблизи себя по­стыдного предателя, и если Он пил горькую чашу и понес тяжелый крест, то все это Он переносил ради определения Божия и ради того, чтобы во всей полноте исполнились о Нем про­рочества. И если так поступил наш Божественный Учитель, то и мы должны следовать Его примеру в своей жизни. Все это и многое другое необходимо знать нам, христианам, чтобы понять, насколько велики были страдания Христовы, понесенные Им за наши грехи. Именно такое размышление о Крестных страданиях, и предлагает нам автор этой книги.

 

*** Это издание поможет современному читателю более глубоко и осмысленно приблизиться к пониманию событий, описанных в Священном Писании, связанных с именем Господа нашего Иисуса Христа и Его страданий. Книга «Страсти Христовы» по-своему призывает каждого христианина следовать посланию св. апостола Павла: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 4–8). Этими словами святого апостола мы и завершаем нашу программу.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать