Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Священник Дионисий Тацис. С Христом всегда легко. Поучения греческих старцев.
Старец Порфирий Кавсокаливит говорил: "Жизнь без Христа - не жизнь, а смерть. Если ты не видишь Христа во всех своих делах и мыслях, то ты без Христа". Старец также добавил: "Христос - это наш Друг, это наш Брат, это То, Что добро и прекрасно. Христос не имеет ни угрюмости, ни меланхолии, ни внутренней перемены. Человек же мучается от разных помыслов и состояний, которые по временам его удручают и травмируют. Христос - это Радость, это Жизнь, это Свет, Свет истинный, Который радует человека, окрыляет его, Который дает ему силы видеть все, видеть всех, болеть за всех и желать, чтобы все были вместе с Ним, с Ним рядом». Таким поучением отца Порфирия открывается антология избранных поучений старцев XX века, составленная известным духовным писателем священником Дионисием Тацисом. Она вышла в свет в издательстве Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского и называется – «С Христом всегда легко. Поучения греческих старцев». ***
В книге священника Дионисия Тациса собраны духовные наставления и советы подвижников и современных старцев Греческой Православной Церкви. Автор предпринял этот труд с целью помочь современным христианам в их духовных проблемах и удовлетворить, хотя бы частично, их духовные искания. В предисловии книги автор пишет: «Зимою 1994 года, в Рождественский сочельник, мне пришла мысль заняться антологией некоторых поучений старцев XX века, чтобы их имели под рукой те христиане, которые не располагают временем для чтения толстых книг. Я быстро начал осуществлять свою идею, не сказав о том другим.
Летом следующего года, когда я, по своему обычаю, ездил на Святую Гору, многие знакомые монахи спрашивали меня, пишу ли я что-нибудь еще после книг о старце Паисии. Я был вынужден поведать о своей идее и, естественно, получил их советы. Мне, конечно, сказали, что такая книга будет интересна, ибо, как все мы знаем, жизненно-опытное слово современных старцев трогает и духовно поучает. Я продолжал свою работу, все время мучаясь вопросом: кто же является старцем в наше время? Наконец, я решил, что и клирики, которые жили в миру и занимались миссионерской деятельностью, были старцами, поскольку и духовные их чада были многочисленны, и их вклад в духовное пробуждение греческого народа и благая, по Христу, забота о нем, были велики.
Старцы, поучения которых я собрал в эту книгу, были людьми, посвятившими себя Церкви без каких бы то ни было личных честолюбивых интересов. Они несли большой подвиг, чтобы жить по воле Божией, и всю свою жизнь вели брань с дьяволом. Из этого непрестанного подвига они вынесли многоценный опыт, который со смирением предлагали своим братьям. Старцы духовно помогали душам, стремящимся к добру. Они были путеводителями к истинному благочестию. Старцы утешали удрученных. Они были выразителями воли Божией в час, когда вокруг царило смятение в умах. Одним словом, они были людьми дела, а не теории, и поэтому их духовность была глубокой и очевидной. Общим у старцев, о которых говорится здесь, была жизнь в монастыре. Одни провели всю свою жизнь в монастыре, другие отправились из него в свой жизненный путь, третьи же окончили в нем свою жизнь. Однако, все сохранили свои особые черты. Каждый старец имел особую благодать и свои особые благодатные дарования».
Самые известные из них и прославленные в лике святых, - это прп. Иосиф Исихаст и прп. Паисий Святогорец. О старце Иосифе автор пишет: «Его родина - о. Парос. В возрасте 23 лет начал изучать книги Святых Отцов, и в нем родилась любовь к безмолвию, подвигу и молитве. Истинный святогорец, суровый исихаст, уединенный молитвенник, верный своему духовному уставу. Многие современные афонские монахи были воспитаны старцем Иосифом». О старце Паисии автор дает такие краткие сведения: « Родился в с. Фараса в Каппадокии. В 1927 году его семья переехала в г. Коница (Греция), а в 1957 году он постригся в монахи на Афоне. Самый известный афонский старец. На протяжении четырех десятилетий утешал народ Божий и поддерживал множество душ, помогая в решении их разнообразных проблем».
Говоря о самой высшей добродетели, какую может стяжать христианин и которую он должен иметь к Богу, старец Паисий говорил: «Теплая любовь, которая жертвует собою и не касается мирской пищи, питается внутренне от любви Божией, и тогда вся жизнь человека становится одной сплошной Четыредесятницей, а все дни его - сплошной пасхальной радостью. Теплая любовь к Богу своими жертвами услаждает сердце и, как пар, восходит божественное желание, которое, будучи не в силах удержать себя, соединяется с Богом. Это духовное состояние исступления выводит человека не только во вне из себя, но еще и само сердце его выводит из плоти (плотских похотений), и оно уже совершенным и очищенным отдается Богу».
А старец Иосиф о любви, которую дает нам Господь, говорил так: «Когда благодать действует в душе молящегося, тогда преизливается любовь Божия так, что и не может человек удержать того, что чувствует. Потом обращается любовь эта к миру и к человеку, которого молящийся любит настолько, что сам желает взять на себя всю человеческую боль и несчастье, чтобы освободить от них других. И вообще, сострадает каждой скорби и тесноте, и даже самим бессловесным животным, так что и плачет, когда думает об их страданиях! Это свойства любви, но они приходят от молитвы. Поэтому и преуспевающие в молитве не перестают молиться за мир. Им принадлежит и продление жизни мира, как бы это ни казалось странным и дерзким. И знайте, что, когда они исчезнут, тогда придет конец мира сего».
Имена двух других старцев также известны всему православному миру – это уже упоминаемый отец Порфирий (Байрактарис), старец из Аттики и Филофей (Зерва'кос), старец с о. Парос. О старце Порфирии автор пишет: «Деревня святого Иоанна Каристиаса на Эвбее была его родиной. В юном возрасте приехал на Афон. Тяжелая болезнь вынудила его вернуться на Эвбею. На протяжении 33 лет служил как приходской священник в часовне св. Герасима в афинской Поликлинике. С 1973 года стал служить в основном в церкви св. Николая Калисиа Пенделис. Строитель монастыря Преображения Господня в Милеси Малакасы, недалеко от Оропоса. В 1991 году вернулся на Афон в скит Кавсокаливия, где и почил. Был известен своей святой жизнью и, в особенности, даром прозорливости».
О любви старец Порфирий говорил: «Истинные христиане, в душах которых обитает Христос, не способны ни к чему другому, кроме как любить всех людей, и даже врагов". И добавлял: «Наша любовь к друзьям имеет в себе нечто чужеродное (расчет, воздаяние, тщеславие, чувственную слабость к кому-либо, страстное сострадание), в то время, как венец нашей любви ко врагам чист». Любовь, как отмечает автор, имеет голос, который изменяет черствые человеческие сердца. Старец Порфирий относительно этого учил: «Наша любовь во Христе должна проникать всюду и приходить даже к хиппи на Матале (Матала - место в Афинах, где собираются хиппи). Я очень хотел поехать туда, не для того, чтобы проповедовать им или осуждать их, но, чтобы жить вместе с ними, конечно, без грехов, и оставить для беседы с ними одну любовь Христову, которая преображает».
О старце Филофее (Зерва'косе), автор рассказывает: «Родился в местечке Пакил нома Лакония. В 1907 году постригся в монахи, в 1912 году рукоположен во пресвитера. Осуществил множество миссионерских поездок. Опытный духовник, способный писатель и ревнитель преданий». О достоинстве любви старец Филофей говорил: «Если человек построит дом и оставит его без крыши, то этот дом ни на что не годен. Так же и человек, если приобретет все добродетели, но не стяжет любви, то остается дом его добродетелей без крыши и совершенно непригодным». Этот же старец говорил также о стяжании любви: «Кроткий человек очищается от грехов, ибо внутри кроткого обитает Бог. Очистившийся озаряется лучами Святого Духа и приобретает любовь».
*** Кроме в этой книге вы найдете поучения старцев Амфилохия (Макри'са), с о. Патмос, Анфима (Вайа'носа), с о. Хиос, Гавриила (Каза'сиса), афонского старца, Георгия (Карсли'диса), старца из г.Драма, Даниила (Димитриа'диса), старца афонского скита Катунаки, Епифания (Феодоро'пулоса), старца из Афин, Иакова (Цали'киса), старца с о. Эвбея и других. «Лучше всего, - отмечает священник Дионисий Тацис, - читать по одному изречению и углубляться в него, искать в нем, может быть, самого себя и своего брата, и укреплять свой ум в основных началах духовной жизни. Таким образом, будет согреваться сердце и предвкушать, по силе, райское блаженство».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!