У книжной полки. 29 января

29 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Священник Дионисий Тацис. С Христом всегда легко. Поучения греческих старцев.

 

Старец Порфирий Кавсокаливит говорил: "Жизнь без Христа - не жизнь, а смерть. Если ты не видишь Христа во всех своих делах и мыслях, то ты без Христа". Старец также добавил: "Христос - это наш Друг, это наш Брат, это То, Что добро и прекрасно. Христос не имеет ни угрюмости, ни меланхолии, ни внутренней перемены. Человек же мучается от разных помыслов и состояний, которые по временам его удручают и травмируют. Христос - это Радость, это Жизнь, это Свет, Свет истинный, Который радует человека, окрыляет его, Который дает ему силы видеть все, видеть всех, болеть за всех и желать, чтобы все были вместе с Ним, с Ним рядом». Таким поучением отца Порфирия открывается антология избранных поучений старцев XX века, составленная известным духовным писателем священником Дионисием Тацисом. Она вышла в свет в издательстве Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского и называется – «С Христом всегда легко. Поучения греческих старцев». ***

В книге священника Дионисия Тациса собраны духовные наставления и советы подвижников и современных старцев Греческой Православной Церкви. Автор предпринял этот труд с целью помочь современным христианам в их духовных проблемах и удовлетворить, хотя бы частично, их духовные искания. В предисловии книги автор пишет: «Зимою 1994 года, в Рождественский сочельник, мне пришла мысль заняться антологией некоторых поучений старцев XX века, чтобы их имели под рукой те христиане, которые не располагают временем для чтения толстых книг. Я быстро начал осуществлять свою идею, не сказав о том другим.

Летом следующего года, когда я, по своему обычаю, ездил на Святую Гору, многие знакомые монахи спрашивали меня, пишу ли я что-нибудь еще после книг о старце Паисии. Я был вынужден поведать о своей идее и, естественно, получил их советы. Мне, конечно, сказали, что такая книга будет интересна, ибо, как все мы знаем, жизненно-опытное слово современных старцев трогает и духовно поучает. Я продолжал свою работу, все время мучаясь вопросом: кто же является старцем в наше время? Наконец, я решил, что и клирики, которые жили в миру и занимались миссионерской деятельностью, были старцами, поскольку и духовные их чада были многочисленны, и их вклад в духовное пробуждение греческого народа и благая, по Христу, забота о нем, были велики.

Старцы, поучения которых я собрал в эту книгу, были людьми, посвятившими себя Церкви без каких бы то ни было личных честолюбивых интересов. Они несли большой подвиг, чтобы жить по воле Божией, и всю свою жизнь вели брань с дьяволом. Из этого непрестанного подвига они вынесли многоценный опыт, который со смирением предлагали своим братьям. Старцы духовно помогали душам, стремящимся к добру. Они были путеводителями к истинному благочестию. Старцы утешали удрученных. Они были выразителями воли Божией в час, когда вокруг царило смятение в умах. Одним словом, они были людьми дела, а не теории, и поэтому их духовность была глубокой и очевидной. Общим у старцев, о которых говорится здесь, была жизнь в монастыре. Одни провели всю свою жизнь в монастыре, другие отправились из него в свой жизненный путь, третьи же окончили в нем свою жизнь. Однако, все сохранили свои особые черты. Каждый старец имел особую благодать и свои особые благодатные дарования».

Самые известные из них и прославленные в лике святых, - это прп. Иосиф Исихаст и прп. Паисий Святогорец. О старце Иосифе автор пишет: «Его родина - о. Парос. В возрасте 23 лет начал изучать книги Святых Отцов, и в нем родилась любовь к безмолвию, подвигу и молитве. Истинный святогорец, суровый исихаст, уединенный молитвенник, верный своему духовному уставу. Многие современные афонские монахи были воспитаны старцем Иосифом». О старце Паисии автор дает такие краткие сведения: « Родился в с. Фараса в Каппадокии. В 1927 году его семья переехала в г. Коница (Греция), а в 1957 году он постригся в монахи на Афоне. Самый известный афонский старец. На протяжении четырех десятилетий утешал народ Божий и поддерживал множество душ, помогая в решении их разнообразных проблем».

Говоря о самой высшей добродетели, какую может стяжать христианин и которую он должен иметь к Богу, старец Паисий говорил: «Теплая любовь, которая жертвует собою и не касается мирской пищи, питается внутренне от любви Божией, и тогда вся жизнь человека становится одной сплошной Четыредесятницей, а все дни его - сплошной пасхальной радостью. Теплая любовь к Богу своими жертвами услаждает сердце и, как пар, восходит божественное желание, которое, будучи не в силах удержать себя, соединяется с Богом. Это духовное состояние исступления выводит человека не только во вне из себя, но еще и само сердце его выводит из плоти (плотских похотений), и оно уже совершенным и очищенным отдается Богу».

А старец Иосиф о любви, которую дает нам Господь, говорил так: «Когда благодать действует в душе молящегося, тогда преизливается любовь Божия так, что и не может человек удержать того, что чувствует. Потом обращается любовь эта к миру и к человеку, которого молящийся любит настолько, что сам желает взять на себя всю человеческую боль и несчастье, чтобы освободить от них других. И вообще, сострадает каждой скорби и тесноте, и даже самим бессловесным животным, так что и плачет, когда думает об их страданиях! Это свойства любви, но они приходят от молитвы. Поэтому и преуспевающие в молитве не перестают молиться за мир. Им принадлежит и продление жизни мира, как бы это ни казалось странным и дерзким. И знайте, что, когда они исчезнут, тогда придет конец мира сего».

Имена двух других старцев также известны всему православному миру – это уже упоминаемый отец Порфирий (Байрактарис), старец из Аттики и Филофей (Зерва'кос), старец с о. Парос. О старце Порфирии автор пишет: «Деревня святого Иоанна Каристиаса на Эвбее была его родиной. В юном возрасте приехал на Афон. Тяжелая болезнь вынудила его вернуться на Эвбею. На протяжении 33 лет служил как приходской священник в часовне св. Герасима в афинской Поликлинике. С 1973 года стал служить в основном в церкви св. Николая Калисиа Пенделис. Строитель монастыря Преображения Господня в Милеси Малакасы, недалеко от Оропоса. В 1991 году вернулся на Афон в скит Кавсокаливия, где и почил. Был известен своей святой жизнью и, в особенности, даром прозорливости».

О любви старец Порфирий говорил: «Истинные христиане, в душах которых обитает Христос, не способны ни к чему другому, кроме как любить всех людей, и даже врагов". И добавлял: «Наша любовь к друзьям имеет в себе нечто чужеродное (расчет, воздаяние, тщеславие, чувственную слабость к кому-либо, страстное сострадание), в то время, как венец нашей любви ко врагам чист». Любовь, как отмечает автор, имеет голос, который изменяет черствые человеческие сердца. Старец Порфирий относительно этого учил: «Наша любовь во Христе должна проникать всюду и приходить даже к хиппи на Матале (Матала - место в Афинах, где собираются хиппи). Я очень хотел поехать туда, не для того, чтобы проповедовать им или осуждать их, но, чтобы жить вместе с ними, конечно, без грехов, и оставить для беседы с ними одну любовь Христову, которая преображает».

О старце Филофее (Зерва'косе), автор рассказывает: «Родился в местечке Пакил нома Лакония. В 1907 году постригся в монахи, в 1912 году рукоположен во пресвитера. Осуществил множество миссионерских поездок. Опытный духовник, способный писатель и ревнитель преданий». О достоинстве любви старец Филофей говорил: «Если человек построит дом и оставит его без крыши, то этот дом ни на что не годен. Так же и человек, если приобретет все добродетели, но не стяжет любви, то остается дом его добродетелей без крыши и совершенно непригодным». Этот же старец говорил также о стяжании любви: «Кроткий человек очищается от грехов, ибо внутри кроткого обитает Бог. Очистившийся озаряется лучами Святого Духа и приобретает любовь».

 

*** Кроме в этой книге вы найдете поучения старцев Амфилохия (Макри'са), с о. Патмос, Анфима (Вайа'носа), с о. Хиос, Гавриила (Каза'сиса), афонского старца, Георгия (Карсли'диса), старца из г.Драма, Даниила (Димитриа'диса), старца афонского скита Катунаки, Епифания (Феодоро'пулоса), старца из Афин, Иакова (Цали'киса), старца с о. Эвбея и других. «Лучше всего, - отмечает священник Дионисий Тацис, - читать по одному изречению и углубляться в него, искать в нем, может быть, самого себя и своего брата, и укреплять свой ум в основных началах духовной жизни. Таким образом, будет согреваться сердце и предвкушать, по силе, райское блаженство».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать