Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Свеча Богу. Московский старец протоиерей Василий Серебренников.
«Дерево познается по плоду своему» - эта евангельская истина неизбежно подводит итог жизни каждого человека. Московский старец протоиерей Василий Серебренников прожил долгую жизнь - 89 лет – с 1907 года по 1996. Ему пришлось пережить практически все, что выпало на долю нашего Отечества в бурном 20 веке – революции и войны, застой и перестройку. Судьба о. Василия, его дневники и проповеди, а также благодарные воспоминания о нем - это не только живая история, но и бесценный духовный плод. А он, по слову апостола Павла, есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера. Именно такой плод своей многотрудной страдальческой жизни принес Богу замечательный батюшка - московский старец протоиерей Василий Серебренников. Этим же добродетелям он учил и своих духовных чад и всех приходящих к нему. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, посвященную о. Василию. Она вышла в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется - «Свеча Богу. Московский старец протоиерей Василий Серебренников».***
В эту книгу вошло не только жизнеописание о. Василия Серебренникова - в нее вошли и воспоминания о нем священнослужителей и его духовных чад, а так же духовные беседы, наставления, проповеди батюшки. Протоиерей Василий Серебренников был настоятелем храма Воскресения Словущего на Арбате. Он стал священнослужителем в те годы, когда Русская Церковь переживала очень тяжелые времена. Будучи ученым человеком, медиком, он оставил свое врачебное дело и встал на путь духовного врачевства человеческих сердец. Батюшка окормлял многочисленную паству, среди которых были лица всевозможных профессий, знаний и возрастов. Жить и трудиться для ближних, приводить их к Богу, ко спасению - вот что было целью всей его жизни.
В жертву этому служению он принес свой покой, свое здоровье, свою личную жизнь. Батюшка умел принять в свое сердце каждого: если требовалось сострадать – сострадал, сорадоваться – радовался, огорчаться – огорчался, обличать – обличал. К каждому из духовных чад любящий пастырь находил свой, индивидуальный подход. Как пишет одна из духовных дочерей отца Василия, он в начале своего священнического служения часто применял, образно говоря, «хирургический» метод врачевания. Проникая духовным взором в глубину человеческой души, он видел, какой страстью или греховным пороком она поражена, и со всей прямотой и откровенностью обнажал греховные язвы. И когда в ответ слышал: «Простите, виноват», всегда радовался – значит, «достучался» до сердца, есть покаяние. Но позже метод его строгого пастырского руководства изменился, и батюшка стал мягче. Он нес своим пасомым огонь любви к Богу, и ему было тяжело видеть, когда чьи-то сердца не возгорались ответным пламенем этой святой любви.
Родился Василий Серебренников 30 октября 1907 г. в Томске в семье военного врача. Его отец, Николай Николаевич, был настоящим тружеником, человеком верующим, но не церковным, хотя в его роду были священнослужители, и он относился к Церкви с большим уважением. А вот мать Василия - Мария Алексеевна, от деда и бабушки унаследовала глубокую религиозность. Однажды во время вечернего богослужения, когда она, преклонив колени, молилась, ее охватило глубокое чувство покаяния, и из глаз полились слезы. В этот момент священник совершал каждение, и когда он приблизился к Марии Алексеевне, громко сказал ей: «Мария, вставай, Бог простил все твои грехи, а сыночек твой будет служить в этом храме», что и произошло на самом деле спустя годы. Мать воспитывала Василия так, чтобы он был светильником, возжженным перед Богом.
После школы Василий решил пойти по стопам отца, и поступил на медицинский факультет Московского Государственного университета. В годы учебы он часто посещал московские храмы и монастыри. Но особенно его привлекали своей проникновенностью службы в Высоко-Петровской обители. Молитва помогала молодому человеку преодолевать многие житейские невзгоды. А то же самое время для Церкви было тяжелейшим: тогда закрывались храмы, разгонялись монастыри, происходили массовые аресты и расстрелы церковнослужителей, в православном народе жила великая скорбь. Церковная жизнь в те годы в Москве жестко контролировалась властями, и в тот период московская православная интеллигенция с особенным сочувствием и почтением относилась к насельникам монастырей. Так и Василий Серебренников нашел утешение и духовное окормление именно в Высоко-Петровском монастыре у старца игумена Митрофана.
В 1930 году Василий Николаевич окончил медицинский факультет, и много лет проработал врачом-отоларингологом. Летом после напряженного дня любил он ездить на дачу, и там на лоне природы, в тишине он всецело предавался богомыслию, молитве, чтению святоотеческих книг: Добротолюбия, творений св. праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Игнатия Брянчанинова и других. Но особенно воодушевляли сердце будущего пастыря труды святителя Игнатия, который был близок ему еще и потому, что как и святитель, Василий Николаевич непрерывно страдал от недугов. Мучительная и непонятная болезнь изнуряла батюшку всю жизнь, начиная со студенческих лет, но вместе с тем служила как бы «Божиим покрывалом», сохраняя при этом от многих иных искушений. Так, по болезни в 1941 году он был уволен со службы и переведен на инвалидность. Таким образом, Господь призвал его на другое служение. В это время Василий Николаевич и стал постоянно думать о смысле жизни, о ее скоротечности, об осуществлении заветного желания стать священником, полностью посвятить свою жизнь Богу. В 1948 году при Московской духовной семинарии бывший доктор Серебренников сдал экстерном экзамены на получение священного сана, и в марте того же года был рукоположен во диакона, а в апреле - во пресвитера.
С этих пор 7 лет служил он в храме Святого мученика Иоанна Воина на Якиманке, а потом до своей кончины являлся клириком храма Воскресения Словущего на Арбате, где по просьбе прихожан, был назначен настоятелем этого храма. И вот что о нем вспоминают священнослужители и духовные чада. Рассказывает протоиерей Василий Бабурин: «Когда батюшка был жив, я постоянно чувствовал его молитвы и заботу, любые вопросы можно было бы с ним решить... Он умел любить. Умел заступиться за того, у кого неприятности, умел выручить человека, спасти... Когда отец Василий приходил в храм... то сразу же, прямо с порога, его обступали люди, каждый со своими проблемами, со своими болячками. Он ко всем – с нежностью... Не было у него никакой злобы, никакой обиды, никогда не было раздражения. За всё время совместного служения ни разу я не видел в нём вспыльчивости, обиды, гнева... Его отличали милосердие, сострадание, и любовь его была беспредельная, к людям был всегда внимательным».
А вот что вспоминает иеромонах Иона (Займовский): «Познакомился я с отцом Василием в храме святого апостола Филиппа, что на Старом Арбате, где я служил чтецом и алтарником... Отцу Василию в то время было 84 года. Высокий, худой, немного сутулый, с седыми, зачёсанными назад волосами, небольшой бородкой, с измождённым от болезней и старости лицом. Он казался священником совсем иного, ушедшего века... Он был действительно «не от мира сего»... Как-то отец Василий пригласил меня в алтарь Филипповского придела во время праздничной литургии, которую он служил... Он не просто молился, он разговаривал с Богом, как мы разговариваем с близким для нас человеком... Присутствовать, видеть, как он молится за литургией, было большим счастьем, для меня это было замечательным примером, великим утешением...» Об этом же говорит и протопресвитер Матфей Стаднюк: «Пожалуй, самое основное, о чем нужно сказать при воспоминании об отце Василии, дорогом моем собрате, это то, с каким благоговением, трепетом, великим смирением и страхом Божиим совершал он богослужение. Сколько раз мы служили вместе Божественную литургию, и он всегда с мирным, спокойным духовным настроем стоял у престола Божия. Поэтому и молодым иереям, и вообще каждому священнику можно было брать с него пример. Отец Василий очень переживал за судьбу Святой Церкви, за судьбу народа нашего. И хотя он никогда не говорил громких слов, но всегда молился о том, чтобы Церковь Христова пребывала в мире и благоденствии».
По словам монахини Гликерии: «В своих духовных наставлениях батюшка обращал главное внимание на молитву и трезвление. Говорил, что полезно в конце дня анализировать ум и сердце, пребывали ли они с Богом. Учил просить помощи Божией на молитве в течение дня. Напоминал о глубоком сердечном самоукорении, которое приводит к смирению: надо считать себя хуже всех, избегать тщеславия и чревоугодия, полагать начало благое не умом, а сердцем». Наставляя духовных чад, батюшка говорил: «Любовь к Богу открывается через любовь к ближнему... Надо помогать нуждающимся делом, словом, молитвой, сострадательностью. Мудрое слово дороже подаяния. Необдуманное слово идёт от человека к человеку. Нам необходимо ежедневное самоукорение...» «Учитесь любви – наставлял отец Василий. - Жизнь будущего – это любовь. Будьте мужественны, умудряйтесь и учитесь любви. Необходимо приобрести добродетели: не осуждать, не раздражаться... Как можно чаще молиться, вспоминать Матерь Божию. Если не научимся внутренней молитве – не устоим...»
*** Отец Василий за свое ревностное пастырское служение удостоился многих церковных наград, но еще большей наградой для пастыря была огромная любовь его паствы и тех, кто служил вместе с ним. Когда после продолжительной болезни на 90-м году жизни протоиерей Василий Серебренников скончался, отпевание в храме Воскресения Словущего возглавил епископ Истринский Арсений, которому сослужили 44 пресвитера и 8 диаконов. Любовь к Богу и людям – вот главное, чего горячо искал и воплотил в своей жизни московский старец. Именно любовь – это тот след, который оставил он на земле и в душах людей. И в благодарной памяти всех, кто знал батюшку, а особенно тех, кому посчастливилось испытать его пастырскую любовь, навсегда остался необыкновенно живой и светлый образ отца Василия. А даром их любви и благодарности доброму пастырю стала эта книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!