У книжной полки. 29 ноября

29 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Николай Баринов. Все ли спасутся? К вопросу о вечных муках.

 

Каждого верующего человека волнует вопрос о спасении, причем не только своем личном, а также своих родителей, детей, друзей и может даже врагов. Ответ на этот вопрос люди искали во все времена, а святые отцы отвечали на него в своих сочинениях. Так, святитель Иоанн Златоуст говорил: «Всеми людьми исследует­ся вопрос: будет ли иметь конец огнь гееннский? Христос открыл нам, что этот огнь не имеет конца: огонь неугасимый и... червь не умирает (Мк. 9, 44)». А святитель Григорий Богослов пишет о том, что за гробом «настанет время наказания, а не очищения» и для грешников «отвержение от Бога и стыд в совести, которому не будет конца». «Не будем нерадивы здесь, возлюбленные мои, - говорит преподобный Ефрем Сирин, - чтобы не раскаиваться бесконеч­ные века, где не принесут нам пользы слезы и воздыхания, где нет покаяния». Как видим, эти и другие святые отцы ответили на вопрос о всеобщем спасении, но, тем не менее, он, как и прежде, занимает умы уже современных христиан. Ответить на него взялся протоиерей Николай Баринов в своей новой книге, выпущенной в свет Издательством Зёрна-Слово. Она называется – «Все ли спасутся? К вопросу о вечных муках».

Эта книга протоиерея Николая Баринова посвященная важ­ной теме - апокатастасису, обсуждаемому сегодня учению о всеобщем спасении, имеет самую прямую практическую цель: предостеречь людей от принятия ереси о всеобщем спа­сении и, как следствие, от бесконечной погибели. Автор, основываясь на Священном Писании, святоотече­ском наследии, Деяниях Вселенских Соборов, помогает чита­телю понять сложность и опасность этого учения. Данная работа является продолжением двух уже изданных книг: «Опровержение учения о всеобщем спасении на основании Священного Писания, трудов святых отцов и деяний Вселенских Соборов» и «Учение об апокатастасисе в трудах святителя Григория Нисского».

В указанных изданиях подробно разбираются тексты святых отцов и Священного Писания, в том числе и на греческом языке, поэтому они мо­гут быть труднопонимаемы для читателей, не имеющих бо­гословского образования. Таким образом, появилась необходимость сделать бо­лее простой вариант книги по этой теме для более широкого круга людей, интересующихся данным вопросом. Задача автора состоит в том, чтобы от­ветить на вопрос: существуют ли в Священном Писании высказывания, несомненно и однозначно говорящие о бесконечности мучений грешников в аду, а также, существуют ли несомненные и однозначные противоположные высказывания? Кроме того, необходимо удостовериться, правомерно ли применение слова ересь к учению о пре­кращении адских мук и спасении всех. Для этого в книге приведены касающиеся этого вопроса цитаты из Свя­щенного Писания, творений святых отцов и постановле­ний Соборов и показано, связаны ли они с идеей Оригена о предсуществовании душ.

В книге также рассмотрены основные аргумен­ты защитников учения о всеобщем прекращении адских мучений и окончательном спасении всех. Доводы эти рас­смотрены сами по себе, практически без ссылок на их ав­торов, поскольку цель данной работы - не причинить ко­му-нибудь вред или нанести оскорбление, а дать возмож­ность разобраться, прийти к истине, понять пагубность этих заблуждений и покаяться. Как говорил святитель Ио­анн Златоуст: «...псалом сегодня выводит нас на ратоборство с еретиками не для того, чтобы свалить их стоящих, но чтобы восставить лежащих; такова именно наша война: не из живых она делает мертвых, но из мертвых приготов­ляет живых, изобилуя кротостью и великим смирением, гоню не делом, а преследую словом, не еретика, но ересь, человека не отвращаюсь, но заблуждение ненавижу и хочу привлечь к себе (заблуждающегося)».

Приступая к объяснению вопроса, автор отмечает: «В наше время появилось много книг «душевных», про­питанных «мудростью мира сего», как пишет об этом игу­мен Никон (Воробьёв): «...духовных книг почти нет. Толь­ко Священное Писание и творения святых отцов духовны. На них-то и можно понять опытно, что значит «духовный». Сравни писания Игнатия (Брянчанинова) и каких-либо профессоров богословия. Какая резкая разница!» Игумен Никон подкрепляет свои слова Священным Пи­санием: Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа (Иуд. 1, 19), - и еще он пишет о мудрости таких людей: Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская (Иак. 3, 15)'. Конеч­но, нельзя говорить так обо всех профессорах богословия, среди которых есть действительно хорошие православные богословы, тем не менее, нельзя сказать, что слова игумена Никона (Воробьёва) в наше время не актуальны.

Именно некоторыми современными богословами и стало, по словам автора, в настоящее время снова распространяться уче­ние о всеобщем спасении, которое говорит о том, что му­чения всех грешников в аду некогда закончатся, все будут помилованы Богом и спасены, даже диавол, и все войдут в вечную жизнь, в Царство Небесное. Впервые достаточно большую известность это учение подучило благодаря Оригену, жившему в III в. Он был ум­нейшим и талантливейшим человеком, но свои таланты обратил во вред Церкви, исказив ее учение. В воззрениях Оригена христианские идеи совместились с платоновско-гностическими, которые несовместимы с христианством. Вот некоторые из его заблуждений: о предсуществовании душ, о шарообразности тел небесных жителей, о вечном творении мира, о том, что небесные светила являются разумны­ми существами, учение о спасении всех, или «восстановлении всех» (апокатастасисе).

Ориген считал, - пишет автор, - что благость Божия несравнима со злом и пороком всякой твари. Бог неотвратимо станет «всем во всём», и спасение и восстановление всех созданных су­ществ неотвратимо последует в конце времен. В настоящее время появились попытки оправдать Оригена тем соображением, что он высказывал только надежду на спасение всех, а она не постыжает (Рим. 5, 3), но, как считает известный патролог А. И. Сидоров: «...здесь имеет­ся либо фатальное непонимание религии Христовой, либо элементарная прелесть заблуждающегося ума». Он пи­шет, что не только утверждение Оригена о спасении всех, но даже надежда на это «...в корне несовместима как с Свя­щенным Писанием (в том числе со словами Самого Госпо­да), так и с церковным Преданием... даже предположение о восстановлении всех является потрясением фундамен­тальных основ христианства, а вследствие этого - одной из архиересей в нем».

Однако, есть ли в Священном Писании места, однозначно и определенно говорящие о спасении всех? Отвечая на этот вопрос автор пишет: «На первый взгляд, действительно, такие места существу­ют. Например: ...ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется... Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были по­милованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать (Рим. 11,25-32). Но вот что, отмечает автор, пишет святитель Феофан Затворник: «"Весь Израиль, вместо: большая часть, - отвратится от грехов и обратится ко Господу". Как во время пропо­веди Апостольской говорили: весь Израиль не верует, разу­мея большинство, массу; так в последнее время будут гово­рить: весь Израиль спасся, обратясь к истинной вере, тоже по причине большинства уверовавших».

«Спасаемые, по словам святителя, - всегда суть избранные, из язычников ли то или из иудеев, а не все из того или другого рода людей. Весь Израиль, - может быть, и означает у Апостола всех верующих, кто бы они ни были; потому что собственно они-то и суть Израиль. Блаженный Феодорит так и полагает: "всем Израилем называет Апостол верующих, будут ли то иудеи, имеющие естественное срод­ство с Израилем, или язычники, присоединяемые к Израи­лю сродством веры"». То есть, - заключает автор, - спасутся не все, а избранные уверовавшие. Чтобы удостовериться, что это не просто частные мне­ния отдельных святых отцов, которые к тому же кому-то еще могут показаться противоречащими Новому Завету, нужно рассмотреть применение слов весь и все в Священ­ном Писании. Это и делает автор далее на страницах этой книги.

 

*** Завершая свою работу, автор делает вывод, что «ни в Священном Писании, ни у святых отцов нет никаких однозначных и достоверных утверж­дений об окончании мучения всех грешников и диавола и их всеобщем помиловании. Наоборот, и у святых отцов, и в Священном Писании существует множество четких и недвусмысленных утверждений о бесконечности мучения грешников. Также бесконечность мучений грешников од­нозначно и непогрешимо подтверждена постановлениями Соборов, произнесших анафемы на мыслящих противное. Поэтому, говорит отец Николай, вместо убаюкивания себя обольстительными сказками о всеобщем спасении, которые могут привести в бесконечную муку, нуж­но в этой короткой временной жизни все силы приложить для следования узким и трудным путем и тесными врата­ми (Мф. 7, 14), чтобы наследовать бесконечную блаженную жизнь, которую обещал Господь любящим Его.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать