У книжной полки. 29 ноября

29 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

По творениям Афонских святых. Пост - украшение души.

 

Каждый православный человек наверняка неоднократно слышал такое выражение: «Пост и молитва - это два крыла, которые поднимают христианина в Царство Небесное». К сожалению, в наше время многие лю­ди не понимают истинного значения по­ста. Обычно, они искренне считают, что достаточно воздерживаться от скоромной (непостной) пищи в течение нескольких дней или недель, - и ты свой долг перед Богом выполнил. Но на самом деле всё гораздо серьезнее и глубже. Ведь пост, это не только ограничение в пище, это особо благодатное время для самосовершенствования и духовного роста личности. Или как говорит преподобный Порфирий Кавсокаливит, «пост - это труд, который совершается ради Любимого. Труд, чтобы жить во Христе». О смысле и важности поста расскажет книга, составленная по творениям Афонских святых. Она вышла в свет в Издательстве Благовест и называется – «Пост - украшение души». ***

Это издание, рассчитанное на широкий круг православных читателей, представляет собой сборник изречений Афонских святых о посте, взятых из их многочисленных творений. Преподобные афонские отцы, на своем опыте прошедшие подвиг поста и молитвы, дают всем христиа­нам советы и поучения, в чем состоит смысл и значение постного подвига, каковы должны быть условия для его успешного прохождения, а также какие плоды приносит постникам их подвиг, совершаемый по заветам Христа и святых отцов Церкви. Первая часть книги называется – «Определи себе меру». Здесь говорится о том, что телесный пост должно соединять с богомыслием, объясняется, почему нужно соблюдать пост в среду и пятницу, рассказывается о времени принятия пищи и о той мере подъятых подвигов, которая подходит тому или иному человеку и многое другое.

И вот что в частности о мере поста говорит преподобный Никодим Святогорец: «Будь мудр и рассудителен в поднятии телесных подвигов - постов, бдений, трудовых работ и подобного. Они существенно необходимы и без них не мечтай преуспе­вать в духовной жизни, но и в них знай и держи мудрую меру. Мера сия - середина между самоугодливой поблажкой плоти и безжалостным измождением ее до изнеможения без крайней к тому нужды. Середину сию ищи опытом и делом, а не теорией, и в правило при сем возьми постепенность, идя снизу кверху. Ищи и обрящешь». А преподобный Порфирий Кавсокаливит об этом говорит следующее: «Вы можете поститься столько, сколь­ко сможете; делайте столько поклонов, сколько в ваших силах; бдений совер­шайте столько, сколько в ваших силах, но надо это делать так, чтобы быть радостными! Имейте радость Христову!»

В дореволюционные времена, когда начинался пост, его соблюдала вся семья, как взрослые, так и дети. В наше время родители зачастую считают, что поститься детям не нужно, объясняя это тем, что у них «растущий организм», который требует различной непостной пищи. Об этом преподобный Паисий Святогорец говорил следующее: «Старец Хаджи-Георгий своим монахам каждый день давал немного меда и орехов. А ведь они все были молодые, лет по пятнадцать, период активного роста, да духовно были взрослые! Сегодня же люди следуют мирской логике: «Не надо детишкам поститься, чтобы не заболели, всего у них должно быть в достатке, нуж­но оберегать их от трудностей». Так и живут, бедолаги, требуя всё время котлет, но с этого им никакого толка. Когда человек радуется, что не ест ради любви Христовой, тогда он по-настоящему питается. Если он ради люб­ви Христовой предпочитает невкусное вкусному, тогда через невкусное наслаждается Христом».

С другой стороны, по словам старца, «и взрослых, которые не постятся, начинает обличать совесть, когда они видят, как постятся дети». «Помню, - рассказывает прп. Паисий, - я был маленьким и работал со своим мастером в одном доме. Там же мы и обедали. По средам и пятницам я уходил, не оставаясь на обед, и шел есть к себе домой, потому что эти люди не постились. Однажды, помню, бы­ла среда, они принесли пирожные и хоте­ли меня угостить. «Спасибо, - сказал им я, - но я пощусь». - «Погляди-ка, - уди­вились они, - мальчуган постится, а мы, взрослые дяди, едим всё подряд». Таким образом, соблюдая пост, подрастающее поколение может дать добрый пример своим родителям или близким родственникам, друзьям. Однако, стоит помнить, что любой подвиг, и в частности подвиг поста, нужно начинать с рассуждением, посоветовавшись с мудрым наставником. А иначе можно только навредить себе.

Вот, например, преподобный Иосиф Исихаст отмечает, что «если кто излишним постом и прочим подвижничеством ослабит и изнурит тело, тогда приходит ненормальное смятение, то есть развращенные помыслы, сомнение в вере и общее возбуждение всей нервной системы». А равноапостольный Косма Этолийский наставляет: «Братья мои, тысячи добрых дел мы можем делать: поститься, молиться, творить милостыню и даже кровь свою пролить за Христа, но, если будем ненавидеть наших братьев и враждовать с ними, всё совершенное нами добро будет от диавола, и мы попадем в ад». «Одежда спасения, - наставляет преподобный Нил Афонский, - есть сие: вера, лю­бовь, целомудрие, кротость, смирение, сострадательность, правдоглаголание, пост, молчание многословия, молчание празднословия, молчание осуждения, нестяжание и неозабоченность хлопотами».

Преподобный Паисий Святогорец уподобляет духовную войну войне земной, и на примере этого показывает метод борьбы с врагом. И вот что он говорит: «Во время войны врага стараются блокировать. Его окружают, загоняют внутрь городских стен, оставляют голодным. Потом его лишают и воды. Ведь если враг не имеет запасов воды, продовольствия и боеприпасов, то он бывает вынужден сдаться. Я хочу сказать, что если мы боремся с диаволом подобным же образом -постом и бдением - то он бросает оружие и отступает. «Постом, бдением, молитвою небесная дарования приим..., - говорит песнописец. С помощью аскезы, подвига человек, по словам прп. Паисия, уподобляется бесплотным силам. Конечно, воздерживаться нужно, имея в виду высшую духовную цель. Если человек воздерживается, чтобы избавить­ся от вредных для здоровья жиров, то он заботится [лишь] о благе своей плоти. В этом случае его аскеза похожа на аскезу тех, кто занимается йогой».

«Добродетель воздержания, - говорит преподобный Паисий Величковский - матерь и союз всех добродетелей. Если удержишь чрево, войдешь в рай, ибо воздержание есть убийство греха, удаление от страстей, начало духовной жизни и ходатай вечных благ. Напротив, пресыщение лишает человека духовного дарования, потому что сытость чрева ко сну клонит его и воз­буждает в нем скверные помыслы, и он не может совершать бдение, ни чтением, ни рукоделием заниматься и никакого другого доброго дела исполнять. Легко, прекрасно, трезво и жажду утоляющее для питания - хлеб и вода теплая. Без теплой воды у постника ссыхается желудок <>; а хлеб или сухари, распаренные в кипяченой во­де, или толокно житное, или кисель, ско­ро перевариваются; последнее - особен­но подходящая пища во время праздника или вечери. Четыре чина вкушения пи­щи; пост, воздержание, доволь и сытость. Если кто удержит чрево, не лишится рай­ского пребывания; кто же не удержится, тот - добыча смерти, всех добродетелей лишается и бывает поруган».

Вторая часть этой небольшой книги называется - «Пост дает духовною сладость». «Пост, по словам преподобного Порфирия Кавсокаливита, - это правильная дорога жизни. Пост никому ничем не грозит... От него не бывает никакого вреда. Я очень хоро­шо знаю, что от поста еще никто никогда не заболел», - говорит святой старец. А преподобный Иосиф Исихаст напоминает: «Когда мы очистимся от греха посредством поста, бдения и той мо­литвы, о которой говорим, посредством принудительного делания и трезвения и затворением ума, как в ущелье, в сердце, где ум крепко стоит и ему не разрешается выйти оттуда, тогда призирает на нас благой Бог и посылает орошающую Свою благодать, так что она просвещает, как светлейшее облако, и тот, кто незадолго до этого находился во тьме, ясно созерцает внутреннего человека. И благодать пребывает вместе с ним столько, сколько захочет Господь. Это происходит постоянно, и человек непрестанно очи­щается и совершенствуется Божией бла­годатью». Что еще говорят святые отцы Афона о духовной сладости поста, вы узнаете, открыв данную книгу.

 

*** В настоящей книге собраны размышления афонских святых о посте, о его значении для каждого верующего человека, о его духов­ных плодах, о тех духовных ошибках, кото­рые делают его бесполезным, бесплодным и даже опасным в деле спасения души. Как и всё богатейшее наследие афонских святых, оставленное нам для назидания и объясне­ния правил духовной жизни, всегда было и будет актуально для каждого верующего, так и тема поста, представленная в данной книге, всегда будет занимать главенствующее место в жизни каждого христианина.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать