У книжной полки. 29 июня

29 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Жизнь с Богом. По творениям святителя Феофана Затворника.

 

Имя святителя Феофана Затворника, подвижника 19 века, являет нам непререкаемый авторитет учителя духовно-нравственной христианской жизни в ее первоначальной евангельской чистоте, в духе первых веков христианства. Находясь в затворе, в течение 22 лет, он общался с людьми посредством своих творений и писем. Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его творения как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности. И сегодня мы можем найти ответы на многие вопросы, обращаясь к духовному наследию святителя, малая часть которого представлена и в этом небольшом сборнике. Он вышел в свет в Издательстве Светточ и называется – «Жизнь с Богом. По творениям святителя Феофана Затворника». ***

В этом сборнике читатель найдет ответы на многие практические вопросы. Издание представляет собой подборку наставлений об основах православной веры и духовной жизни святителя Феофана Затворника. Этот подвижник веры и благочестия оказал глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества. Своим молитвенным созерцательным подвигом, чистотою сердца, целомудрием и благочестием святитель Феофан стяжал дар опытного постижения святоотеческой аскезы. Свой опыт он изложил в многочисленных творениях, которые могут рассматриваться церковными чадами как практические пособия в деле христианского спасения.

При составлении этого сборника были использованы следующие труды святителя: «Начертание христианского нравоучения», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», «Четыре слова о молитве», «Двери покаяния» и «Путь ко спасению». В связи с избранными творениями и сама книга делится на 5 разделов. Первый из них называется – «Основы христианской жизни». Здесь в частности, святитель пишет, что «жизнь христианская а) коренится в вопло­щенном домостроительстве; б) поддерживает­ся, раскрывается и плодоносит в живом союзе с Церковью; в) течет по предначертанной нор­ме, вытекающей из двух предыдущих момен­тов». Далее он более полно раскрывает эти аспекты, о чем вкратце можно сказать следующее.

Во-первых, «без этого домостроительства, - пишет святитель, - христианство, жизнь христианская и спасение немыслимы. Оно предначертано от века, а в действие вошло в свое ему время, в лице Единого от Пресвятыя Троицы, нас ради человеков и нашего ради спасения, сошедшего с небес и воплотившего­ся от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося Христа Господа. От Него дошли христианская жизнь и спасение, и Им устрое­но и подается все потребное для этого. Все это и есть воплощенное домостроительство». Во-вторых, «Господь наш Иисус Христос, Бог и Спаситель, совершив на земле еже о нас Божественное смотрение, вознесся на небеса и ниспослал от Отца Всесвятого Духа.

Потом с Ним, по бла­говолению Отца, через святых апостолов устро­ил на земле Святую Церковь под Своим гла­венством и в ней совместил все потребное для нашего спасения и жизни сообразной с тем. Так что теперь через нее уже ищущие спасе­ния получают от Него и искупление с отпуще­нием грехов и освящение с новою жизнию. В ней поданы нам все Божественные силы яже к животу и благочестию и дарованы честные и великие обетования, и если мы в силу сего потщимся украситься всякою добродетелью, то нам, без всякого сомнения, обильно препо­дается вход в вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа (2 Пет. 1:3-11). Свя­тая Церковь и есть новое человечество, от но­вого родоначальника Христа Господа».

Наконец, размышляя о норме христианской жизни, святитель отмечает, что «под нормою разумеется такое правило, которое, определяя цель человека и средства к достижению ее, дает руководительное указа­ние, куда и как следует направлять жизнь свою». Последняя же цель человека, по словам святителя Феофана, - неизменно состоит в общении с Богом». Как достигнуть этой цели и где искать точку опоры для нравственной жизни, об этом он говорит далее в своем сочинении «Начертание христианского нравоучения», первая часть которого и представлена в данном сборнике. Продолжает это издание наставления святителя, посвященные теме страстей, которые являются главным препятствием в деле нашего спасения. О том, как вести с ними борьбу, и учит святой отец.

В частности он обращает наше внимание на то, что страсти должны быть изгнаны. «Когда сердце Ваше, - пишет святитель в одном из своих писем, - затеплится теплотою Божиею, с того времени начнется собственно внутренняя Ваша переделка. Огонек тот все в Вас пережжет и переплавит, иначе сказать, все одухотворять начнет, пока совсем одухотворит. Пока не придет тот огонек, одухотворения не будет, как ни напрягайтесь на духовное. Стало быть, теперь все дело достать огонька. И извольте на сие направить весь труд. Но сие ведайте, что огонек не покажется, пока страсти в силе, хоть им и не поблажают. Страсти то же, что сырость в дровах. Сырые дрова не горят. Надо со стороны принесть сухих дровичек и зажечь. Они, горя, начнут просушивать сырость и по мере просушивания зажигать сырые дрова. Так понемногу огонь, гоня сырость и распространяясь, обымет пламенем и все дрова положенные. Дрова наши суть все силы души нашей и все отправления тела. Все они, пока не внимает человек себе, пропитаны сыростию - страстями - и, пока страсти не изгнаны, упорно противятся огню духовному.

«Спросите: да как же это так? Когда я вниманием и желанием своим обратилась к Богу, какое место тут страстям? Но что спрашивать-то? Посмотрите, ведь они есть еще в Вас? Недавно Вы писали, что крепко рассерчали. Не страсть это? Но она одна не бывает, тут есть и гордость, и своя воля, и презорство. А пред тем поминали, что отказали в чем-то просящему. Это что? Не скупость? Еще: Вы поминали, что какого-то лица терпеть не можете. Это не страсть? А что спать любите — это не страсть телолюбия? И это все еще мимоходно открылось, а поройтесь в себе получше — чего-чего там не найдете. Так нечего спрашивать. Знаете наверно, что страсти в Вас и что их надо изгнать, потому что их пребывание незаконно и вредно, так как они мешают дальнейшему преуспеянию в духовной жизни И вооружитесь против них. Не робейте. Дело это очень просто: два-три приема - и все тут. Но об этом до другого раза».

Продолжает сборник наставления о молитве. Эта тема занимает одно из первых мест в ряду религиозных предметов, по которым святителю Феофану приходилось вести переписку из Вышинского затвора с разными лицами. И это вполне понятно, т.к. молитва, по учению святых отцов, является дыханием жизни нашей. И как важно для телесного человека естественное дыхание, так для духовной жизни – молитва. «Припоминаю, - пишет святитель, - мудрое обыкновение древних святых отцев, по которому они, приветствуя друг друга при свидании, - не о здоровье и не о чем другом спрашивали, а о молитве, говоря: как идет, или как действуется молитва? Действие молитвы у них было признаком жизни духовной, - и они именовали ее дыханием духа. - Есть дыхание в теле, - живет тело; - прекратится дыхание, - прекращается жизнь. Так и в духе. Есть молитва, - живет дух; нет молитвы, - нет жизни в духе».

 

*** Завершают данный сборник наставления, касающиеся нашей любви к Богу и восхождения к Нему. Таким образом, из собранных в этой книге сочинений, мы видим, что святитель Феофан Затворник, посвятив всего себя поискам пути к Вечной жизни, восходил к ней постепенно, по ступеням духовной лестницы. И мы сегодня можем поучиться у него, следуя шаг за шагом по стопам святителя в духовном делании. Помогут нам в этом его многочисленные труды, малая доля которых собрана на страницах данного сборника. И быть может у читателя, по прочтении этой книги, появится стремление ближе и обстоятельнее познакомиться с замечательной личностью подвижника и богатой духовной сокровищницей его творений.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать