У книжной полки. 29 июля

29 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Андрей Ткачев. Корабль спасения: найти себя в Церкви.

 

«Умеешь побеждать, Ганнибал, но не умеешь пользоваться победой». Так говорили римляне о заклятом своем враге и гении войны — Ганнибале Карфагенском. Тот, как известно, сражения выигрывал, и при Каннах нанес Риму неслыханное поражение, и вообще покрыл себя славой великого полководца, но... Войну Риму всё же проиграл, потому и дал повод для подобных пословиц. И сказанное о нем, по словам протоиерея Андрея Ткачева, не его одного касается. Можно, например, жениться, но не создать прочную семью; выучиться, но никогда не пользоваться полученными знаниями; построить дом, но не обжить его. Список велик. И нам, как людям верующим, интересна такая ситуация: человек в Церковь пришел, но в Церкви не остался. Это случается сплошь и рядом. И у этого явления есть масса субъективных характеристик, знать которые мы не в силах, следовательно — оценивать не вправе. Но у этого явления есть и стандартные черты, которые можно описывать и наносить на карту местности в качестве заминированной территории». О том, как распознать такие опасные места и найти свое место в Церкви говорит протоиерей Андрей Ткачев в своей новой книге, которая вышла в свет в Издательстве Николин день и называется – «Корабль спасения: найти себя в Церкви». ***

В новую книгу известного миссионера и публициста протоиерея Андрея Ткачева, постоянного автора популярных интернет-порталов pravoslavie.ru и pravmir.ru, вошли статьи, очерки и эссе за 2014-15 годы, ранее не публиковавшиеся в печати. Очерки, которые открывают данную книгу, отвечают на одну заданную тему – «Как остаться в Церкви, обойти все минные поля, которые встретятся нам в церковной жизни». Одной из опасностей автор называет «Дурную эсхатологию». «Немало людей, пишет отец Андрей, - вошли в церковную ограду с тревогой о конце света. Это не предосуди­тельно и даже неизбежно. Сама вера наша устремлена к будущему веку, то есть видит конец века нынешнего. Христос, как пишет апостол Павел, «когда пришла полнота вре­мени. .. родился от жены и подчинился закону» (Гал. 4:4). Полнота наступила с момента Рож­дества, и под знаком ожидаемого конца про­ходит вся история человечества.

Более того, именно когда будут говорить: «мир и без­опасность», тогда-то и близок конец (см.: 1 Фес. 5: 3). То есть, когда ожидание конца и ощущение его близости отойдет, придет на их место ложная уверенность в стабильности — тогда близок конец. Но сказанное как раз означает, что в отношении конца времен христиане должны быть, я бы сказал, напряженно-спокойны. Они не должны быть взвин­чены и нервозны. Именно взвинченность и нервозность характерна для некоторых недавно пришедших, недавно воцерковившихся. Они не знакомы с историей. Им кажется, что се­годняшние события совершенно уникальны, тогда как на деле всё уже было не раз: и мас­совая тревога, и ропот против церковной вла­сти, и умножившиеся грехи, и беды, вплоть до непогребенных трупов вдоль дорог. И всё это повторяется в духе, меняясь лишь в про­порциях и количествах, до тех пор, пока не протрубит последняя Архангельская труба. И о дне и часе том нам заповедано даже не ис­пытывать, но в целом вести жизнь бодренно.

Следующая опасность, о которой говорит автор, это – «Церковная изнанка. Слишком человеческий аспект». Как отмечает отец Андрей, «в храм можно войти главными, западными дверями, но служителям можно и через пономарку. Так и театр для зрителей начинается с вешалки, но для работников и артистов — с черного или служебного входа. Всюду есть возможность заходить не с улицы и открыто, но как-то и где-то вместе с «избранными». В отношении Церкви имеется в виду «есте­ственное» для падшего человека стремление завязывать знакомства, обрастать связями, гордиться близостью к тем или иным церков­ным деятелям и иерархам. «Я знаю», «я был», «мы общались», «мы вместе ездили»... Всё это слишком по-человечески, и не стоило бы на этом акцентировать внимание, если бы не опасности, скрытые в явлении. Странно, но факт: можно так сильно обрасти «знанием» разных людей Церкви, что знание главного Человека Церкви — Иисуса Христа — отойдет на задний план.

То, в чем Павел упрекал коринфян («я Павлов, я Аполлосов, я Кифин», — говорили они. — см.: 1 Кор. 1:12), существует в виде реального соблазна и для всякого из нас. С одним епископом ездил в паломничество, с другим архимандритом сидел за столом на празднике, у того духовника был в келье, и вот уже началось «священное накопительство» знакомств и воспоминаний. Это потом можно будет пересказывать с видом знатока, это можно будет вменить себе в тайную заслугу. А ведь единственное, что имеет подлинную цену, — это знание Иисуса Христа как Главы Церкви и своего Спасителя. Всё остальное — инструментарий для этого познания».

Еще одно минное поле – это, по словам автора, «Горячность. Возможная чрезмерность усилий». «Жизнь в Церкви, - говорит отец Андрей, — это не бег на спринтерскую дистанцию, так, чтобы рвануть с места, выложиться и достичь цели. Это даже не бег на длинную дистанцию, но, если уж говорить в подобных категориях, это кросс по пересеченной местности или даже марш-бросок. Мы движемся не по ровной дорожке, наматывая круги. Мы движемся вверх-вниз, то бегом, то шагом, не налегке, но с грузом или отягощением. Соответственно нам нужна не рывковая скорость, а терпение и жизненная выносливость. Многими тысячами исчисляются те наши во Христе братья и сестры, которые в начале своего церковного пути «подвижничали» с максимальным напряжением и быстро растратили запас сил.

Затем с роковой неумоли­мостью к людям, растратившим силы, подби­рается уныние, а там уже недалеко и до кризиса веры. Вы легко узнаете их по потухшему взгля­ду, по скептическим интонациям голоса, по грустным историям о личных катастрофах, по­стигших тех или иных христиан. И всего этого можно было избежать или по крайней мере минимизировать потери, если бы существовало здравое духовное руководство. Но поскольку каждый из нас чаще всего предоставлен сам себе, а те, у кого есть духовник, нередко имеют в их лице ригористов и любителей строгости, то и результат понятен. Каждый из нас, кто нашел Церковь Христову и кто сумел, преодолев неизбежные сложности и соблазны, остаться в Церкви, - по словам отца Андрея, - призван к своему «малому учительству». Мы можем быть осторожными подсказчиками тем, кто делает в Церкви свои первые шаги. Наше дело, в качестве стар­шего друга или брата во Христе, сдерживать, успокаивать и подсказывать. Мы должны действовать в духе слова, сказанного древними: «Увидишь новоначального, лезущего на небо, — сдерни его за ноги».

О том, как найти себя в Церкви, автор пишет в заключительной статье. Одним из способов отец Андрей называет служение. «Жизнь в Церкви предполагает служение. Христос пришел не принимать хвалы и услужливое почитание, а послужить Сам и отдать душу за избавление многих. Восходя в Иерусалим, Он говорит ученикам (те как раз спорят на тему: кто бы из них больший был в Царствии Божием), что логика духовной жиз­ни должна быть противоположна мирскому мышлению. Там цари и владыки обладают низшими, а среди учеников Христовых боль­ший должен быть слугой и самый старший — всем раб. На Тайной вечере Христос омывает ноги учеников, говоря, что если Он — Господь и Учитель — так поступает, то и апостолы должны действовать в том же духе.

Служение, добровольная отдача сил и умений, желание более быть полезным в отдаче, нежели славным в приеме услуг и почестей, должны быть внутренним мотивом христиан. К этому влечет человека Дух Святой, Дух Христов, Которого если кто не имеет, тот и не Его (см.: Рим. 8: 9). Обрезанное сердце хочет служить, а не величаться. Значит ли это, что всем нужно искать места среди церковных служек и тружеников? Нет. Для начала — среди звонарей, сторожей, просфорников и клиросных певцов всем места не хватит. Человеку стоит совершить переоценку своего повседневного труда с точки зрения христианской идеи служения. И в результате ему станет понятно, что он может служить Богу в той должности, на которую поставлен. Подробнее об этом автор говорит далее на страницах книги - «Корабль спасения: найти себя в Церкви».

 

*** По мнению отца Андрея Ткачева, перед каждым православным человеком стоит задача — найти себя в Церкви. Кто я здесь, и как мне жить? Могу ли отдавать нищему копеечку и ходить только к обедне или должен раздать всё и следовать за Христом, взяв крест? Могу ли сделать хоть что-то, если не могу принести и отдать много? Это творческий вопрос. Творческий потому, что ответ на него нужно выстрадать каждому, и ответы эти будут разными. Со временем каждый, кто нашел свой жизненный ответ на этот вопрос, сможет написать (дай Бог) свою книжку с рекомендациями и изло­жением личного опыта. А пока изобилием подобных книг не может похвалиться ни одна церковная лавка, между створками нашего ума, словно между створками морской раковины, пусть песчинкой застрянет вопрос: нашел ли я себя в Церкви?

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать