Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Преподобный Амвросий Оптинский. Находящемуся на одре болезни в подкрепление.
Сегодняшнее воскресенье именуется Неделей о расслабленном, потому что в этот день читается хорошо известное Евангельское повествование об исцелении расслабленного при Овчей купели в Иерусалиме (Ин. 5:1-15). Слушая это Евангельское чтение, каждый человек может задуматься над вопросом: а в чем смысл болезней? И ответ этот можно найти у того, кто сам на протяжении многих лет был инвалидом по состоянию здоровья, но при этом никогда впадал в уныние. И чем тяжелее были у него приступы болезни, тем более возрастал он духовно. Речь идет об известном всем преподобном Амвросии Оптинском, который инвалидом стал в 36 лет. Советы и наставления старца дошли до нас в его письмах к многочисленным духовным чадам - мирянам и монашествующим. Книга, которая находится сегодня на нашей книжной полке, познакомит читателей с письмами старца, посвященных болезням, с причинами их появлений и христианскому отношению к ним. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется - «Находящемуся на одре болезни в подкрепление». ***
Как отмечает автор-составитель книги, «в православном богословии болезнь всегда воспринималась не только как наказание за грех, вошедший в природу человека после падения наших прародителей - Адама и Евы, но и как орудие великого Божьего милосердия». А потому кто-то претерпевает скорби для духовного совершенствования, а кто-то для очищения души. Неслучайно святые отцы называют блаженным не того, кто сподобится увидеть ангелов, а того, кто сподобится увидеть собственные грехи. А без этого невозможно подлинное покаяние и спасение. И те скорби и испытания, через которые мы проходим на протяжении нашей жизни, ведут нас именно к этой цели. Болезнь может быть ниспослана нам Богом для укрепления и возрастания в вере, для того чтобы явить людям Любовь, Славу и Силу Божию, а также может стать следствием личной греховной жизни.
Время болезни — это время особого посещения человека Богом, а потому и воспринимать болезнь надо не как некую преграду на пути решения наших личных проблем, а как дар Божий, необходимый не только для спасения самого болящего, но и для духовного возрастания его ближних». «...Судьбы Господни не испытаны. Иных Он, любя, ведёт... путем скорбей и болезни для большего душевного блага, и се есть воистину Божия милость», - так укреплял себя и других преподобный Амвросий. Александр Михайлович Гренков (так звали старца в миру) родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Веселый и смышленый мальчик, хорошо учился и в детстве совсем не помышлял о монастырской жизни. За год до окончания семинарии он тяжело заболел, да так, что уже никто не надеялся на его выздоровление. Тогда Александр и дал обещание Господу, что если поправится, то непременно пойдет в монастырь.
Однако он не сразу исполнил обещанное. 7 марта 1838 года Гренков был утверждён в должности учителя первого класса Липецкого духовного училища и продолжал жить светской жизнью. Вот как сам старец рассказывал об этом периоде своей жизни: «После выздоровления я целых четыре года всё жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не оставлять своей словоохотливости... Придёшь домой - на душе неспокойно; и думаешь: ну, теперь уже всё кончено навсегда - совсем перестану болтать. Смотришь, опять позвали в гости и опять наболтаешь. И так я мучился целых четыре года». Наконец, в 1839 году молодой учитель тайно пришел в Оптину пустынь и остался там, на постоянное жительство. В 1842 году он был пострижен с именем Амвросий, через год - рукоположен в иеродиаконы, а еще через три года — в иеромонахи. Для этой цели о. Амвросий поехал в Калугу. Был сильный холод, и он, изнурённый постом, схватил сильную простуду, отразившуюся на внутренних органах. С этих пор уже никогда не мог поправиться по-настоящему.
Так, в начале сентября 1846 года отец Амвросий вновь сильно заболел, и тяжёлая болезнь продолжалась более года. В тоже время она имела очень большое значение для внутренней духовной жизни будущего старца. Чувствуя крайнюю слабость и потеряв надежду на улучшение здоровья, он в декабре 1847 года подал прошение об оставлении его в обители за штатом. На основании заключения уездного врача Калужское епархиальное начальство признало иеромонаха Амвросия неспособным ни к каким монастырским послушаниям. При этом постановило исключить его из штата братии Оптиной Пустыни, оставив на пропитании и призрении обители. В это время отцу Амвросию было всего только 36 лет. С тех пор он уже не мог совершать Литургии; еле передвигался, страдал от испарины. Не выносил холода и сквозняков. Пищу употреблял жидкую, перетирал тёркой, вкушал очень мало...
Но подвижник никогда не унывал и признавался, что телесная немощь благотворно действует на его душу. «Монаху полезно болеть», - любил повторять старец Амвросий. И другим в утешение говорил: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения». В дальнейшем приступы болезни неоднократно повторялись, иногда угрожая жизни подвижника. Это положение сильнее аскетических подвигов способствовало его духовному укреплению. Он, можно сказать, привык находиться на грани жизни и смерти, что само по себе освобождает от всяких земных привязанностей, заставляет жить одной надеждой на помощь Божию. Отец Амвросий переносил болезнь без ропота, с благодарностью Господу. Всё это время незримо происходило возрастание в немощном телесно монахе разнообразных духовных дарований. Ведь он не только не скорбел о своих болезнях, но даже считал их необходимыми для своего духовного преуспеяния.
И другим, поэтому всегда говорил: «Монаху не следует серьёзно лечиться, а только подлечиваться», для того, конечно, чтобы не лежать в постели и не быть в тягость другим. Так и сам он постоянно подлечивался. А тем временем, здоровье его, и без того слабое, становилось все хуже. Как отмечает автор-составитель, трудно представить себе, как он мог, будучи пригвождённым к такому страдальческому кресту, в полном изнеможении сил принимать ежедневно толпы людей и отвечать на десятки писем. На нем сбывались слова апостола: «...сила Моя в немощи совершается». Не будь он избранным сосудом Божиим, через который Сам Бог действовал, такой подвиг, такой гигантский труд не мог быть осуществим никакими человеческими силами. Животворящая Божественная благодать явно присутствовала и содействовала.
С утра и до вечера удручённый недугом старец принимал посетителей. К нему приходили люди с самыми жгучими вопросами, которые он усваивал себе, которыми в минуту беседы жил. Всегда разом схватывая сущность дела, он непостижимо мудро разъяснял его и давал ответ. Во всем словах и действиях отца Амвросия проявлялось глубокое смирение, из него и рождалась та удивительная любовь, которая не разбирала «плохих» и «хороших». В каждом человеке видел он образ Божий. После общения с ним люди духовно преображались, становились другими. Смирение и постоянное очищение сердца искренним покаянием, самоосуждением и молитвой создавали в душе старца светлое, мирное, радостное настроение, которое не оставляло его даже в минуты тяжёлых физических страданий.
Даже в болезни он обычно шутил с окружающими, утешал слабых духом или словом, или отечески-ласковым взглядом. Обыкновенно, когда состояние старца ухудшалось, все скитские братия были в унынии. Он старался приободрить их, иногда встречая шутливо-приветливыми словами: «Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, так потерплю ж и я». Таким образом, сам претерпевая многочисленные страдания, доставляемые болезнью, старец и других учил терпеть скорби, видеть в них духовную пользу и во всем уповать на Господа. И свидетельство тому - письма, собранные в данной книге.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!